Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 8. Некоммерческие организации



Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Их деятельность регламентируется ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами.

Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ст. 116 ГК РФ).

Деятельность потребительского кооператива регламентирует Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «Опотребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан».

Учредительный документ — устав.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество».

Имущество кооператива состоит из паевых взносов его членов и доходов от предпринимательской деятельности кооператива, созданных им организаций и др.; принадлежит ему на праве собственности.

Потребительский кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; получаемые доходы распределяются между его членами.

Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов; обязаны покрывать образовавшиеся у кооператива убытки путем внесения дополнительных взносов.

Число учредителей потребительского общества не должно быть менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц. Сельскохозяйственный потребительский кооператив может быть образован, если в его состав входят не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан.

Убытки кооператива по итогам года должны быть покрыты его членами в течение трех месяцев после утверждения баланса путем дополнительных взносов, иначе по требованию кредиторов он может быть ликвидирован. За невнесенный дополнительный взнос члена кооператива остальные кооператоры солидарно несут субсидиарную ответственность (ст. 116 ГК РФ).

Высшим (волеобразующим) органом является общее собрание участников (пайщиков).

Единоличный исполнительный орган - председатель, коллегиальный исполнительный орган — правление. В период между общими собраниями потребительского кооператива управление в потребительском кооперативе осуществляет совет (наблюдательный совет), который является представительным волеизъявляющим органом.

Общественные и религиозные организации (объединения). Ими признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (ст. 117 ГК РФ, ст. 6 Закона о некоммерческих организациях).

К числу общественных организаций относятся:

политические партии — общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (см. ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»);

общественные организации — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

общественное движение — состоящее.из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

общественный фонд— не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;

общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (см. ст. 8—12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Религиозным объединением в Российской Федерации признаётся добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Религиозные объединения могут создаваться в двух формах: религиозных групп и религиозных организаций. Религиозная группа не обладает правами юридического лица. Религиозные организации могут создаваться в одной из следующих форм: местные общества и централизованные религиозные организации (община, приход и др.); религиозные центры и монастыри (лавра, пустынь, скит, дацан); братства и сестричества; духовно-образовательные учреждения и миссии.

Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Общественные организации создаются по инициативе не менее чем трех граждан, а религиозные - не менее 10 граждан. Закон об общественных объединениях допускает вхождение в состав учредителей и участников общественных организаций юридических лиц, но только тех, которые сами являются общественными объединениями (ст. 6, ч. 2 ст. 8).

Учредительным документом общественной или религиозной организации является ее устав, утвержденный учредителями и зарегистрированный Министерством юстиции РФ. Требования устава общественного объединения обязательны для исполнения им самим и ее учредителей (участников). Изменения в устав общественной организации вносятся по решению ее высшего органа управления.

Источниками формирования имущества являются вступительные и членские взносы участников, добровольные пожертвования и доходы от разрешенной законом и уставом предпринимательской деятельности (издательской, проведения выставок, лотерей и других общественно полезных мероприятий, продажи предметов символики и т.п.). Общественные и религиозные организации являются едиными и единственными собственниками принадлежащего им имущества, за исключением духовно-образовательных учреждений, а их участники (члены) не получают в этом отношении никаких имущественных прав (п. 3 ст. 48, п. 2 ст. 117, п. 4 ст. 213 ГК РФ). Никакой взаимной имущественной ответственности этих организаций и их членов не .существует (п. 2 ст. 117 ГК РФ). Выход участника из организации не влечет для нее никаких имущественных последствий (обязанностей) и потому осуществляется беспрепятственно.

Участники общественных организаций имеют равные права в управлении их делами, иначе говоря, каждый участник располагаот одним голосом при решении вопросов их деятельности,. Они несут и равные обязанности, в том числе по уплате членских взносов (за нарушение которых могут быть исключены из организации в порядке, предусмотренном ее уставом).

 

Высшим (волеобразующим) органом общественной организации является ее съезд (конференция) или общее собрание участников, которое избирает ее исполнительные (волеизъявляющие) органы и имеет исключительную компетенцию, определенную законом (абз. 3 п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях) и уставом. В общественных организациях из числа их членов обязательно избирается коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум, правление и т.п.), руководитель которого является единоличным исполнительным органом организации. Общественные объединения реорганизуются и ликвидируются по общим правилам, установленным для юридических лиц. Законодательство предусматривает как добровольную, так и принудительную, т.е. по решению суда, ликвидацию общественных объединений. Остаток имущества объединения, образующийся в результате его ликвидации, подлежит направлению на цели, предусмотренные его уставом или решением его высшего органа, а при их отсутствии — на цели, определенные решением суда (ч. 2 ст. 26 Закона об общественных объединениях). Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного объединения обращается в собственность Российской Федерации.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК РФ, ст. 7 Закона о некоммерческих организациях).

К числу разновидностей фонда следует отнести благотвортельный фонд (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях) и общественный фонд (ст. 10 Закона об общественных объединениях). Наименование фонда должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности (п. 1 ст. 4 Закона о некоммерческих организациях).

Фонд является организацией, не имеющей членства. Он может быть учрежден одним или несколькими гражданами или юридическими лицами, а также публично-правовыми образованиями. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями общественных и благотворительных фондов. Однако это не препятствует им выступать учредителями иных фондов, в том числе совместно с частными лицами.

Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих устав как единственный учредительный документ.

Важнейшей обязанностью учредителей является передача взносов в имущество (уставный капитал) фонда.

Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Кроме того, из числа учредителей (их представителей) фонда либо иных авторитетных в общественном мнении лиц создается попечительский совет (п. 4 ст. 118 ГК РФ, п. 3 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях), осуществляющий свою деятельность на общественных началах, на который могут возлагаться не только функции надзора, но и иные контрольно-распорядительные функции.

Наряду с попечительским советом целесообразно создание в структуре фонда исполнительного органа и (или) коллегиального высшего органа управления, роль которого была бы аналогична функциям подобных органов других некоммерческих организаций.

Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает также особый порядок ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондами имущества, в частности при их самоликвидации, перечень оснований их ликвидации предусматривает закон, а не устав конкретного фонда, а сама эта ликвидация допускается только по решению суда, а не в добровольном порядке (п. 2 ст. 119 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях), К числу главных оснований ликвидации фондов отнесены невозможность достижения целей его создания (в том числе по причине отсутствия необходимых для этого средств) либо уклонение от этих целей в практической деятельности фонда. Фонд может быть объявлен банкротом.

При ликвидации фонда, кроме случаев банкротства, остаток его имущества, образующийся после удовлетворения претензий его кредиторов, направляется на цели, предусмотренные в уставе фонда, или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Таким образом, он ни при каких условиях не может быть распределен между учредителями (участниками) или работниками фонда.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (ст. 120 ГК РФ, ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

Учреждения создаются для определенной деятельности некоммерческого характера собственником имущества, в том числе государством, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частные учреждения) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственные и муниципальные учреждения) (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

К числу учреждений относятся органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки и т.п.). В зависимости от учредителей они могут быть публичными (государственными и муниципальными) и частными (Розданными юридическими или физическими лицами).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Множественность разновидностей учреждений делает необходимым регламентацию их правового статуса не только законами, но и иными правовыми актами.

Учреждения действуют на основании утвержденного собственником и зарегистрированного устава или положения, а иногда — общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида (например, типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость). Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы).

Частное или бюджетное учреждение полностью или частично финансируется собственником посредством передачи учреждению денежных средств или закрепления иного имущества на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения этим имуществом в соответствии с его назначением и заданиями собственника в пределах, установленных законом. Учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним, а также приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете.

В случаях, установленных учредительными документами, учреждение вправе заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе предпринимательской деятельностью. В любом случае такая деятельность должна соответствовать определенным в учредительных документах целям. Сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности, являются недействительными.

В отличие от всех других видов юридических лиц частное или бюджетное учреждение отвечает перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при недостаточности которых наступает субсидиарная ответственность их собственников-учредителей (п. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 2 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). Поэтому они не могут быть объявлены банкротами.

Это правило согласно Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» не распространяется на автономное учреждение, которое отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. При этом собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (абз. 5 п. 2 ст. 120 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях учреждение может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или в фонд, а также в хозяйственное общество в случаях и в порядке, которые установлены законом (для государственных и муниципальных учреждений это допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации).

Ликвидация учреждения согласно ст. 18 вышеупомянутого Закона осуществляется по общим правилам гражданского законодательства, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.