Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Общая характеристика уголовно-правовых мер противодействия алкоголизации несовершеннолетних





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Алкоголизм в среде несовершеннолетних, как и алкоголизм в целом, представляет собой сложную медико-социальную и психолого-педагогическую проблему, которая не может быть решена в рамках отдельно взятой семьи и требует государственного вмешательства.

Проанализированные нами в первой главе исследования международно-правовые акты, направленные на противодействие алкоголизации населения в общем и молодежи в частности, свидетельствуют о значимости работы по борьбе с распространением алкоголя с целью снижения его негативного воздействия на население и, как следствие, снижение уровня преступности, поскольку очевидно, что пьянство и алкоголизм относятся к негативным социальным явлениям, связанным с преступностью.

К сожалению, принятые на международно-правовом уровне акты, преследующие целью борьбу с алкоголизацией населения, в России работают недостаточно эффективно либо не распространяют свое действие на территорию России, несмотря на довольно прогрессивные и полезные рекомендации, закрепленные в них.

Наше государство сегодня осуществляет борьбу с распространением алкоголя так сказать «вслепую», без учета положительного зарубежного опыта и квалифицированных разработок международного сообщества.

В то же время, учет рекомендаций международных организаций дает возможность:

1) построить национальную политику в сфере противодействия алкоголизации на основе общепризнанной международной концепции предупреждения и уменьшения вреда, связанного с употреблением алкоголя;

2) обеспечить единое понимание потребностей в сфере противодействия алкоголизации несовершеннолетних как на национальном, так и на межгосударственном, и международном уровнях;

3) воплотить общепризнанные руководящие принципы и стратегические задачи в сфере антиалкогольной деятельности;

4) достичь принципиального единства в определении цели, функций и основных направлений деятельности в сфере противодействия пьянству и алкоголизму несовершеннолетних;

5) принимать национальные правовые акты на основании единого курса в сфере предупреждения распространения пьянства, произведенного международным сообществом;

6) консолидировать силы и получить синергетический эффект от взаимодействия с другими международными, национальными и региональными программами противодействия алкоголизации;

7) обеспечить рациональную основу для непрерывного анализа и просмотра национальных стратегий и программ профилактики алкоголизации.[41]

Поскольку противодействие пьянству и алкоголизму в настоящее время ведется в нашей стране не планомерно, значимым представляется согласование мер противодействия алкоголизации несовершеннолетних между собой, чтобы в своей совокупности они могли образовать единый нормативно-правовой акт, позволяющий четко закрепить основные направления противодействия алкоголизации несовершеннолетних.

Проведенное нами исследование показало, что на сегодня употребление алкоголя достаточно часто имеет символическое значение и превратилось в норму повседневной жизни: несовершеннолетние алкогольные напитки употребляют с целью социального общения, с целью повышения своего статуса в среде сверстников, чтобы казаться более взрослыми, а также чтобы отдохнуть от повседневных обязанностей.

Кроме того, алкоголь является «средством», благодаря знакомству с которым подросток чувствует себя комфортно и уверено. В связи с этим, большинство несовершеннолетних, выявивших пристрастие к алкоголю и ощутивших благодаря его воздействию прилив энергии и уверенности в себе:

- не могут относиться к нему с необходимой объективностью и беспристрастием;

- не отождествляют употребление алкоголя с негативными последствиями;

- не признают наличие связанных с ним проблем;

- сознательно игнорируют или даже осуждают репрессивно-карательные меры, направленные на снижение уровня алкоголизации.[42]

Несмотря на разнообразие причин и условий, обуславливающих распространение пьянства и алкоголизма среди несовершеннолетних, а также направлений негативного влияния алкоголизации на социально-экономическое развитие всего общества и здоровья отдельных его членов, противодействие этому негативному явлению должно осуществляться с привлечением максимально широкого круга субъектов: государственных органов, общественных организаций и даже отдельных граждан. При этом антиалкогольная деятельность указанных субъектов не должна носить только чисто экономический, правовой, организационный или воспитательный характер, поскольку алкоголизация несовершеннолетних является многогранным социальным явлением, а потому требует взаимосвязи и взаимодействия всех указанных аспектов.

При этом все нормативно-правовые акты в сфере противодействия пьянству и алкоголизму должны приниматься только после их тщательного изучения учеными, а также после проведение мониторинга отношение к ним общественности.

Привлечение специалистов и граждан к обсуждению и разработке нормативно-правовых актов позволит выбрать наиболее оптимальные санкции, спрогнозировать позитивные и негативные социальные последствия, которые могут возникнуть в процессе правоприменительной деятельности и тому подобное.

Кроме того, все принятые акты должны систематически контролироваться нормотворческими и правоприменительными органами, а практика их применения - изучаться и анализироваться соответствующими специалистами. Это даст возможность корректировать правоприменительную практику в зависимости от изменения социально-экономических условий, вовремя устранять допущенные ошибки и просчеты, повышать эффективность и результативность мер противодействия алкоголизации несовершеннолетних.

Как нами было доказано выше, с каждым годом вредные последствия от употребления алкоголя становятся очевидными и приобретают все более угрожающие масштабы. При этом негативное влияние алкоголизации испытывают на себе не только лица, которые употребляют алкоголь, но и значительное количество посторонних граждан: пострадавшие от пьяных несовершеннолетних правонарушителей, члены семьи алкоголиков, дети с физическими и психическими недостатками, которые родились от несовершеннолетних родителей, употребляющих алкоголь, и т.д.[43]

В связи с этим, одной из основных задач современного антиалкогольного законодательства должно стать охрана наиболее уязвимых к проникновению алкоголя сфер общественной жизни: материнства и детства, семейно-бытовых отношений, трудовых отношений и тому подобное.

По нашему мнению, с этой целью необходимо дополнить существующие нормативно-правовые акты (в области уголовного, административного, семейного, гражданского, трудового права и т.д.) нормами, направленными на:

- противодействие проникновению пьянства и алкоголизма в сферу семейно-бытовых отношений;

- устранение проявлений пьянства в сфере трудовых отношений;

- борьбу с вовлечением несовершеннолетних в пьянство другими лицами, в том числе родителями и близкими;

- обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности от негативного влияния пьянства и алкоголизма;

- профилактику правонарушений в сфере производства и реализации алкогольных напитков;

- ликвидацию самогоноварения и сопутствующих ему правонарушений;

- снижение случаев управления несовершеннолетними транспортными средствами и механизмами в состоянии опьянения и др.

При этом эффективность, жизнеспособность, маневренность этих норм будет зависеть от того, насколько полно в них будут отражены следующие факторы:

- широта охвата правовыми актами всех опасных для общества деяний, связанных с пьянством и алкоголизмом несовершеннолетних, в той или иной сфере правового регулирования;

- направленность правовых норм не только уменьшение вредных последствий алкоголизации, но и на пресечение употребления алкогольных напитков несовершеннолетними;

- создание такого правового заслона перед нарушителями антиалкогольного законодательства, который делал бы в максимальной степени невозможным распространение пьянства несовершеннолетних;

- обеспечение неотвратимости наказания за нарушение антиалкогольных норм и тому подобное с максимально высоким уровнем ответственности в отношении алкоголизации несовершеннолетних.

Неотъемлемым и одним из основных элементов правового механизма противодействия пьянству и алкоголизму является институт административной ответственности за проступки, обусловленные алкоголизацией отдельных несовершеннолетних и всего общества, а также уголовной ответственности за преступления в указанной сфере.

Как подтверждает практика антиалкогольной борьбы, установление административной ответственности за проступки, связанные с пьянством и алкоголизмом, а также уголовной ответственности за преступления в указанной сфере, на сегодня является едва ли не единственным действенным средством правового противодействия этим негативным явлениям. Оперативность применения санкций, широкий диапазон их воздействия, меньшие последствия по сравнению с уголовными наказаниями и, вместе с тем, достаточная эффективность, делают их одним из основных элементов механизма противодействия алкоголизации несовершеннолетних.[44]

В то же время, институт ответственности за правонарушения и преступления, обусловленные алкоголизацией несовершеннолетних, преимущественно формировался еще во времена советского режима, а потому на сегодня он уже не способен охватить весь причинно-следственный комплекс проблем, связанных с пьянством; не в состоянии в полной мере выполнять все те задачи, которые были возложены на него законодателем. Его нормы постепенно теряют способность положительным образом влиять на сознание и поведение граждан, а предусмотренные санкции теряют свой результативный потенциал. Проводимые в годы существования Российской Федерации меры, направленные на противодействие алкоголизации несовершеннолетних, хоть и внесли ряд новых положительных направлений пресечения распространению алкоголизма и пьянства подростков, но все же в полной мере не способны выполнить указанную задачу.

В связи с изложенным, возникает необходимость совершенствования административных и уголовно-правовых норм, которые составляют институт ответственности за проступки и преступления, обусловленные пьянством, и поставить цель приведения их в соответствие с современными социально-экономическими условиями. По нашему мнению, такое усовершенствование должно происходить с учетом целого комплекса требований, основными из которых являются следующие:

- в законодательстве должна быть предусмотрено административную и уголовную ответственность за все без исключения действия, связанные с алкоголизацией несовершеннолетних, поскольку такие действия в отдельных случаях обусловливают причинения вреда конкретным лицам, а государственным интересам или обществу в целом причиняют вред всегда, независимо от наступления вредных последствий употребления алкоголя несовершеннолетними в какой-либо конкретной ситуации;

- производства по делам об административных правонарушениях, обусловленных пьянством или вовлечением в пьянство несовершеннолетних, способствованию алкоголизации несовершеннолетних, а также расследование преступлений, связанных с алкоголизацией и пьянством несовершеннолетних, должно происходить оперативно, то есть, в максимально короткие сроки;

- процедура рассмотрения дела и вынесения постановления о наложении взысканий за проступки, связанные с алкоголизацией несовершеннолетних, а также вынесение приговоров за совершенные в указанной сфере преступления, должны быть организованы таким образом, чтобы лица осознали их воспитательное воздействие;

- санкции за совершенные проступки и преступления должны быть реальными, то есть, соответствовать социальному статусу личности и уровню ее материального обеспечения;

- наложенные взыскания должны быть направлены исключительно на правонарушителя, то есть, права и интересы других лиц не должны быть ограничены или любым другим образом нарушены;

- административные взыскания, а также меры уголовно-правового воздействия, должны быть законными и справедливыми, а их исполнение должно быть осуществлено в максимально короткие сроки;

- контроль за выполнением наложенных взысканий должен основываться на принципе неотвратимости наказания и обеспечивать их надлежащее и полное выполнение;

- наложение взысканий должно рационально сочетаться с другими мерами воздействия;

- при привлечении лица к ответственности должны быть установлены все причины и условия, которые способствовали совершению им административного правонарушения или преступления, а также обусловили алкоголизацию несовершеннолетнего или вовлечение несовершеннолетнего в распитие спиртных напитков и тому подобное.

Конечно, приведенный перечень не является исчерпывающим. Он может дополняться и другими условиями и критериями, в зависимости от характера конкретного проступка, общественной опасности последствий, наступивших относительно личности правонарушителя (преступника), стадии его алкоголизации и тому подобное.

В частности, на сегодня очевидна необходимость разработки комплекса мер, направленных на повышение эффективности правовых норм, составляющих институт ответственности за проступки и преступления, обусловленные пьянством и алкоголизацией несовершеннолетних.

Как показало проведенное исследование, на данный момент в России практически не учитываются наиболее прогрессивные международные достижения и научные наработки, касающиеся уменьшения уровня алкоголизации в современном обществе в целом, а также среди несовершеннолетних членов общества в частности.

На наш взгляд, основными препятствиями для разработки эффективной программы противодействия алкоголизации несовершеннолетних в России, являются:

- отсутствие нормативных препятствий на пути к проникновению пьянства в молодежную среду и в сферу семейно-бытовых отношений;

- принятие законодательных актов в сфере противодействия пьянству и алкоголизму без тщательного изучения и учета психологических причин этих явлений и их последствий для здоровья граждан;

- недостаточное нормативно-правовое обеспечение проведения просветительских и пропагандистских мероприятий в сфере антиалкогольной профилактики среди несовершеннолетних;

- отсутствие нормативно-правового регулирования процесса оказания квалифицированной медицинской и психологической помощи несовершеннолетним лицам, злоупотребляющим алкогольными напитками и др.

Важную роль в профилактике и предупреждении алкоголизации несовершеннолетних играет и деятельность органов внутренних дел, поскольку профилактика фоновых явлений, связанных с преступностью (к которым относится и алкоголизация несовершеннолетних), занимает важное место в деятельности правоохранительных органов, ведь именно они осуществляют непосредственное влияние на состояние, уровень, характер и другие количественно-качественные показатели преступности.

Общая профилактика фоновых явлений состоит из комплекса предупредительных мероприятий, направленных на уменьшение негативных последствий или полное их преодоления.

Выявление этих факторов достигается путем проведения криминологического анализа негативных социальных явлений, обусловливающих постоянную тенденцию роста преступности как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее регионах.

С этой целью собираются, обобщаются и анализируются сведения, характеризующие личность правонарушителей, объективную сторону совершенных правонарушений, причины и условия, которые способствовали совершению правонарушений и преступлений.

Устранение выявленных причин и условий осуществляется непосредственно должностными лицами органов внутренних дел РФ, их органами и учреждениями, а, если это выходит за пределы их компетенции, органом внутренних дел РФ вносятся предложения по устранению указанных причин и условий в соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.

С целью профилактики негативных явлений, связанных с преступностью, могут осуществляться следующие мероприятия:

- публичное осуждение общеизвестных и резонансных фактов употребления алкогольных напитков несовершеннолетними, совершенных в состоянии алкогольного опьянения правонарушений, преступлений, случаев аморального поведения и т.п., а также публичное осуждение лиц, причастных к перечисленным действиям, во время проведения встреч с представителями общественности, трудовыми и учебными коллективами, а также с использованием средств массовой информации;

- проведение разъяснительной работы среди подростков о необходимости соблюдения требований законодательства России; о правовых последствиях совершения правонарушений и преступлений; о значимости алкогольного опьянения как отягчающего фактора при совершении правонарушений и преступлений;

- проведение разъяснительной работы среди родителей по надлежащему воспитанию детей и недопущении противоправного поведения с их стороны в будущем;

- информирование населения о состоянии оперативной обстановки на данный момент в том или ином регионе Российской Федерации; о негативных последствиях безразличного отношения граждан к фактам незаконного употребления несовершеннолетними алкогольной продукции;

- в отношении допускающих немедицинское употребление алкогольных напитков несовершеннолетних, которые нигде не учатся или не работают, занимаются попрошайничеством и/или проституцией, - обязать их пройти соответствующие курсы реабилитации, а в необходимых случаях - лечение;

- систематическое привлечение общественности к проведению совместных с органами внутренних дел рейдов в места массового пребывания несовершеннолетних, развлекательных и учебных заведениях; целью таких рейдов является предотвращение и пресечение преступлений и правонарушений, следствием которых часто является употребление несовершеннолетними алкогольных напитков;

- реализация общегосударственных и региональных целевых профилактических мероприятий среди молодежи, проведение мер противодействия алкоголизации несовершеннолетних их в форме бесед и лекций с использованием специально подготовленной литературы, современных аудио- и видеоматериалов по указанной проблематике;

- участие представителей органов внутренних дел в теледебатах и ​​выступление в средствах массовой информации на предмет предотвращения негативных социальных явлений, их недопущения среди несовершеннолетних и молодежи;

- разработка и распространение среди населения соответствующей печатной литературы: буклетов, пособий, плакатов и тому подобное. К этой деятельности целесообразно привлекать и другие органы государственной власти, заинтересованные международные и неправительственные организации, благотворительные фонды, общественные объединения, занимающиеся решением социальных проблем.

Индивидуальная профилактика негативных фоновых явлений, среди которых находится и алкоголизация несовершеннолетних, осуществляется органами внутренних дел Российской Федерации в отношении лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, психотропными веществами, алкогольными напитками, занимающихся проституцией и попрошайничеством, играющих в азартные игры и т.д. Такая деятельность, в частности, сводится к:

- выявлению таких лиц;

- принятии мер по постановке их на профилактический учет в соответствующих структурных подразделениях ОВД.

Такие подразделения могут осуществлять административную и оперативно-розыскную деятельность в отношении указанных лиц. Их действия должны быть целенаправленными, своевременными и максимально полными.

С целью повышения эффективности мер по совершению негативных социальных явлений, органы внутренних дел России должны сотрудничать с государственными органами и органами местного самоуправления; проводить и поддерживать государственную политику в вышеупомянутой сфере, а также сотрудничать с общественными организациями, в том числе, зарубежными, которые ставят перед собой задачи противодействия алкоголизации несовершеннолетних.

Профилактическая работа с лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами, психотропными веществами, алкогольными напитками, занимающимися проституцией и попрошайничеством, играющими в азартные игры, проводится индивидуально, и в ней должны участвовать все без исключения подразделения ОВД, исходя из их специфики и учитывая индивидуальные характеристики вышеупомянутых лиц, в частности, их положительные и отрицательные черты характера, жизненный опыт, поведение за время пребывания на учете и другие обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом меры воспитания и убеждения должны сочетаться с мерами правового и социального воздействия.

Меры индивидуальной профилактики негативных социальных фоновых явлений, связанных с преступностью, должны осуществляться планомерно, активно и наступательно, с использованием всех имеющихся сил и средств, в том числе, с широким привлечением общественности, целью которого является формирование у лиц негативного отношения к этим явлениям.

Но следует повторить, что проведение профилактических мероприятий не ограничивается исключительно ролью правоохранительных органов, в частности, ОВД, а требует тесного взаимодействия с другими государственными органами, неправительственными организациями, общественными организациями и объединениями, средствами массовой информации, учебными и трудовыми коллективами, отдельными гражданами.

Только в таком взаимодействии можно достичь желаемых результатов в противодействии негативным социальным явлениям, которые существуют в обществе.

Что касается непосредственного противодействия алкоголизации несовершеннолетних, то к мерам предотвращения негативных социальных явлений, связанных с преступностью, следует отнести:

1) организационно-политические мероприятия, которые включают:

- подготовку комплексной федеральной программы по предупреждению пьянства и алкоголизма среди несовершеннолетних (как было установлено нами ранее, обособленной программы, направленной на противодействие алкоголизации несовершеннолетних, не существует, а указанная профилактическая деятельность реализуется в рамках программы противодействия наркомании);

- создание комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом несовершеннолетних;

2) экономические меры:

- упорядочить торговлю алкогольными напитками;

- открыть дополнительные лечебные учреждения для профилактических мероприятий среди несовершеннолетних, имеющих склонность к употреблению либо зависимость от употребления алкоголя;

3) культурно-воспитательные мероприятия:

- развивать создание "индустрии досуга" для несовершеннолетних, направленной на повышение роли спорта и здорового образа жизни в современном обществе;

- создать в обществе условия для осуждения явлений, связанных с алкоголизацией несовершеннолетних;

- повысить уровень духовности населения;

4) мероприятия пропагандистского характера:

- средствам массовой информации необходимо чаще пропагандировать здоровый образ жизни, при этом соблюдать ограничения относительно запрета на рекламирование и показ употребления алкогольной продукции;

- ввести в учебные программы всех учебных заведений специальные курсы, предусматривающие вопросы профилактики пьянства и алкоголизма среди детей и молодежи;

5) меры медицинского характера:

- разработать и применять современные методы лечения и предотвращения алкоголизма среди несовершеннолетних;

- усовершенствовать действующее административное и уголовное законодательство по борьбе с алкоголизмом несовершеннолетних и вовлечение их в употребление алкогольной продукции;

- усилить ответственность за производство крепких спиртных напитков домашнего изготовления.

Относительно специально-криминологических мер по противодействию пьянству и алкоголизации несовершеннолетних, то единственный выход из сложившегося в этом сфере положения специалисты видят в четком координировании усилий сразу всех служб, отвечающих за контроль за реализацией алкоголя.[45] Например, достаточно сделать так, чтобы в проверках магазинов совместно с представителями управления торговли и защиты прав потребителей участвовала и милиция: правоохранители имеют право требовать документы, брать показания продавца и, в случае чего, сразу могут составлять протокол о нарушении.

Необходимо также более тщательно установить нормы наказания за нарушение правил торговли спиртными напитками, ведь ответственность за это несет только продавец, тогда как хозяева магазинов, реализующих алкоголь несовершеннолетним, остаются безнаказанными, хотя часто именно они этому потакают. И очень часто даже после того, как продавцы были наказаны, реализация алкоголя подросткам в этой торговой точке продолжается. Этого можно было бы избежать, если бы закон предусматривал лишение лицензии нерадивых хозяев, в заведениях которых систематически нарушают правила торговли алкогольными напитками.

Учитывая изложенное, в целях повышения эффективности норм, направленных на предупреждение и уменьшение причиненного алкоголем вреда в отношении несовершеннолетних, необходимо заручиться их поддержкой и одобрением со стороны широких слоев населения.

По нашему мнению, это может быть достигнуто благодаря:

- направлению нормативно-правовых актов на развенчание культа потребления алкоголя и всех условно-положительных последствий от его употребления;

- информированию широкой общественности обо всех направлениях вредного влияния алкогольных напитков на здоровье несовершеннолетнего и его поведение;

- установлению юридической ответственности за любую пропаганду среди несовершеннолетних так называемых «полезных» качеств тех или иных алкогольных напитков.

По нашему мнению, реализация этой задачи должно происходить в следующих направлениях:

- обеспечение стабильности карательной политики в сфере противодействия алкоголизации общества в целом и несовершеннолетних в частности с усилением мер наказания в отношении последней категории (алкоголизации несовершеннолетних);

- разработка систематизированных и согласованных правовых норм, регламентирующих применение административных и уголовно-правовых санкций за проступки, обусловленные пьянством и алкоголизмом[46];

- постепенное расширение перечня административных наказаний за проступки, обусловленные пьянством и алкоголизмом, и их направление не на материальные и финансовые ограничения правонарушителей, а на их перевоспитания;

- использование в нормотворчестве четких формулировок и разработка рациональной, исчерпывающей терминологии для обозначения всех явлений и процессов, обусловленных алкоголизацией[47];

- повышение авторитетности органов, которые наделены полномочиями выявлять лиц, совершающих административные проступки и преступления в сфере алкоголизации несовершеннолетних, привлекать их к ответственности, определять вид административных взысканий и контролировать исполнение уголовно-правовых наказаний, и контролировать их выполнение, а также увеличение уровня доверия к их деятельности со стороны общественности;

- широкое информирование всех субъектов права о существующих административно-правовых и уголовно-правовых запретов в сфере противодействия алкоголизации несовершеннолетних, а также о санкциях, предусмотренных за их нарушение;

- направление института административной и уголовно-правовой ответственности на постепенное снижение уровня алкоголизации несовершеннолетних, а также на снижение алкоголизации во всех сферах общественной жизни, устранение связанных с алкоголизацией несовершеннолетних вредных последствий, а также на устранение негативного влияния алкоголизации не только на здоровье несовершеннолетних, но и на социально-экономическое развитие государства.

Наконец, отметим, что, учитывая тесную взаимосвязь пьянства и противоправной деятельности, направления которого были проанализированы нами в предыдущей главе исследования, возникает потребность в расширении перечня дополнительных юридических мер, которые могут быть применены к правонарушителям в качестве дополнительных санкций за правонарушения и преступления, совершенные на почве пьянства и алкоголизма, а также связанных с вовлечением несовершеннолетних в употребление спиртных напитков.

Так, например:

1) подростков, которые были привлечены к ответственности за употребление алкогольных напитков, целесообразно привлекать к посещению специальных курсов, на которых освещается вредное воздействие алкоголя[48];

2) для родителей подростков, которые употребляют алкогольные напитки, можно организовать проведение комплексных лекционных занятий с привлечением сотрудников ОВД, педагогов, психологов, медицинских работников и тому подобное;

3) для лиц, совершивших правонарушения или преступления в состоянии опьянения, следует ввести обязательное прохождение курсов «анонимных алкоголиков» и другие.

Как видим, перечень дополнительных мер может быть достаточно широким, что позволит максимально их индивидуализировать с учетом стадии алкоголизации лица, степени общественной опасности совершенного проступка, а также личных качеств гражданина.

В то же время, чтобы получить максимальный эффект и обеспечить жизнеспособность таких мероприятий необходимо обеспечить ряд дополнительных требований:

- во-первых, такие меры должны быть бесплатными, то есть организовываться и проводиться за счет государственных средств или при финансировании общественных организаций, в том числе – международных фондов;

- во-вторых, они должны проводиться высококвалифицированными специалистами по разным направлениям занятий;

- в-третьих, они должны быть доступны для любого несовершеннолетнего;

- в-четвертых, они должны максимально полно учитывать личные качества человека.

Подытоживая исследование основных проблем в сфере противодействия пьянству и алкоголизму, отметим, что достижение заметных и стабильных результатов в сфере снижения уровня алкоголизации несовершеннолетних станет возможным только при условии организации всей системы уголовно-правовых и административно-правовых норм на основе таких основополагающих принципов:

1) Многоаспектность. Меры государственного принуждения в сфере противодействия алкоголизации должны максимально полно охватывать самые разные организационно-правовые меры воздействия на все причины и условия, способствующие распространению пьянства среди несовершеннолетних: как обще-социальные, так и индивидуальные.

Кроме того, они должны быть направлены на уменьшение негативных последствий алкоголизации несовершеннолетних: как для здоровья и психического развития лиц, которые непосредственно употребляют алкоголь, так и для здоровья окружающих их людей и социально-экономического развития всего общества.

2) Эффективность. Меры противодействия пьянству и алкоголизму несовершеннолетних должны гарантировать заметное снижение уровня алкоголизации общества и масштабов наносимого им вреда в максимально короткие сроки. Выполнение этой задачи возможно при условии надлежащего выполнения профилактических мероприятий всеми правоприменительными органами и общественностью.

3) Экономичность. Все применяемые меры противодействия пьянству и алкоголизму должны быть экономически обоснованными, то есть, приносить максимальный эффект при минимальных затратах времени, сил, материальных и финансовых ресурсов. Кроме того, они должны отражать уровень экономического развития государства и учитывать объективные возможности тех правоохранительных органов, на которые возлагается их реализация.

4) Динамичность. В связи со спецификой противоправности, связанной с алкоголизацией несовершеннолетних, меры противодействия алкоголизации несовершеннолетних должны постоянно совершенствоваться и обновляться, закономерно отражая общественную нетерпимость к этому негативному явлению. Именно фактор общественной нетерпимости должен определять уровень антиалкогольного нормотворчества, диктовать необходимость модификации существующих и появления новых нормативных актов.

5) Поступательное развитие. Конечной целью мер противодействия алкоголизации несовершеннолетних должно стать вытеснение пьянства из повседневной жизни подростков и молодежи, формирование в их сознании нетерпимости и общего осуждения любых случаев неумеренного употребления алкоголя. В связи с этим, нормы действующего законодательства должны постепенно усиливать ответственность за те или иные правонарушения и преступления, связанные с пьянством, а также планомерно снижать уровень алкоголизации несовершеннолетних.

6) Комплексность. Все предусмотренные в нормативно-правовых актах меры противодействия пьянству и алкоголизму несовершеннолетних должны осуществляться во взаимосвязи и с учетом норм других отраслей права: гражданского, трудового, семейного, уголовного и т.д.[49] Обязательно должны учитываться наработки в области медицины, психологии, физиологии, педагогики, а также положительный опыт зарубежных правоохранительных органов и положения международных нормативно-правовых актов в этой сфере.

7) Гибкость. Противодействие пьянству и алкоголизму несовершеннолетних должно сочетать:

- различные формы правовой ответственности;

- возможность трансформации одного вида правовой ответственности в другую;

- переплетение правовой ответственности и общественного осуждения;

- гармоничное сочетание мер государственного и общественного воздействия;

- разумную императивность административно-правовых норм и т.д.

Гибкость также может быть достигнута путем применения альтернативных, субсидиарных санкций, заменой юридических санкций общественным осуждением и тому подобное.

8) Сочетание централизации и децентрализации. Это означает, что все меры противодействия пьянству и алкоголизму среди несовершеннолетних должны осуществляться по единому плану и под единым руководством. С этой целью целесообразно принять единый комплексный нормативно-правовой акт в сфере противодействия алкоголизации несовершеннолетних. В то же время, такие меры должны максимально полно отражать и учитывать местные и региональные традиции, а также специфику борьбы с негативными последствиями этого явления, что обуславливает необходимость принятия и реализации региональных стратегических планов противодействия алкоголизации несовершеннолетних.

9) Многосубъектность. Реализация основных направлений противодействия алкоголизации несовершеннолетних должна быть возложена на различные юрисдикционные органы: как государственные, так и общественные. Это позволит не только объединить меры государственного принуждения и общественное порицание, но и максимально индивидуализировать административное влияние на алкоголизированных несовершеннолетних лиц, а также лиц, которые способствуют распространению пьянства и алкоголизма среди несовершеннолетних.

10) Научность. Все нормативно-правовые акты в сфере противодействия пьянству и алкоголизму несовершеннолетних должны основываться на передовых научных знаниях и новейших достижениях в области юриспруденции, медицины, психологии и т.д., а также учитывать национальные традиции и культурные особенности алкоголепотребления. Кроме того, последствия применения той или иной правовой нормы всегда должны быть ожидаемыми, то есть, заранее прогнозируемыми и смоделированными.

11) Гуманность. В основу мер противодействия пьянству и алкоголизму несовершеннолетних должна быть возложена забота о человеке, стремление воспитать, перевоспитать, исправить его, вернуть к нормальной жизни, в коллектив, в семью, общество, даже если алкоголизация достигла самых крайних форм (хронический алкоголизм, алкогольная деградация и т.д.).

12) Поддержка общественностью. Все меры противодействия пьянству и алкоголизму среди несовершеннолетних должны положительно оцениваться общественностью и осуществляться при ее широкой поддержке. Кроме того, граждане должны максимально привлекаться к разработке правовых норм, направленных на снижение уровня алкоголизации несовершеннолетних, через СМИ и деятельность различных общественных организаций.

Итак, вышеизложенное дает все основания сделать один важный для правоприменительной деятельности вывод: с целью повышения эффективности правовых норм в сфере противодействия алкоголизации несовершеннолетних, а также приведения существующего законодательства в этой сфере в соответствие с международными стандартами, необходимо принять единый нормативно-правовой акт, который бы носил комплексный, многоотраслевой характер и аккумулировал все разнообразие применяемых в этой сфере мер.

Такой акт, по нашему мнению, должна носить название «Национальная стратегия профилактики пьянства и алкоголизма среди несовершеннолетних в Российской Федерации» (далее - Стратегия), а меры, в ней закрепленные, должны быть рассчитаны на длительное время - как минимум, на 10 лет.

К разработке Стратегии целесообразно привлечь наиболее квалифицированных специалистов по всем направлениям знаний: юристов по вопросам гражданского, административного, семейного, трудового и уголовного права, экономистов, психологов, медицинских и фармацевтических работников, педагогов, учителей, представителей СМИ, общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.

Чтобы максимально полно учесть мнение населения и заручиться его поддержкой, процесс разработки Стратегии и меры, которые планируется в ней закрепить, необходимо широко освещать в СМИ и выносить на общественные слушания.

Стратегия должна быть принята с целью формирования основ государственной политики снижения уровня алкоголизации среди несовершеннолетних, уменьшение негативных медицинских, психологических и социально-экономических последствий употребления алкоголя, а также повышение уровня социальной нетерпимости ко всем формам пьянства.

Во исполнение намеченной цели, и Стратегии целесообразно предусмотреть выполнение следующих задач:

1) разработка и реализация государственных, национальных, целевых и местных программ противодействия алкоголизации на основе закрепленных в Стратегии общих направлений такого противодействия;

2) внедрение эффективных механизмов минимизации вредного воздействия алкоголя на физическое и психическое здоровье населения;

3) формирование в обществе стремления к здоровому, трезвому образу жизни путем снижения масштабов потребления алкоголя;

4) нормативное закрепление свободных от алкоголя сфер общественной жизни и разработку мероприятий, направленных на противодействие проникновению в эти сферы любых форм алкоголепотребления;

5) определение основных принципов регулирования ценовой политики и уровня налогообложения в сфере выпуска алкогольных напитков;

6) определение основных принципов контроля за стандартами качества алкогольной продукции и пресечения ее доступности для молодежи;

7) нормативное закрепление высоких требований к содержанию и порядку распространения информации об алкогольной продукции, причиняемом ее употреблением вреде и высокой степени взаимосвязи употребления алкогольной продукции с совершением правонарушений преступлений;

8) определение основных направлений антиалкогольного воспитания молодежи;

9) повышение эффективности деятельности наркологических служб и других органов, осуществляющих антиалкогольную деятельность;

10) нормативное закрепление основных принципов организации раннего медицинского вмешательства, лечения и реабилитации несовершеннолетних лиц, больных алкоголизмом;

11) определение мер, направленных на узкоспециализированную подготовку и обучение лиц, осуществляющих антиалкогольную деятельность;

12) обеспечение государственной поддержки и стимулирования деятельности добровольных общественных организаций, осуществляющих антиалкогольную пропаганду; освещающих преимущества здорового образа жизни и оказывающих психологическую и другую поддержку лицам, желающим избавиться от алкогольной зависимости;

13) нормативное закрепление мер, направленных на максимальное ограничение рекламы алкоголя;

14) стимулирование проведения научных исследований в сфере профилактики алкоголизации несовершеннолетних;

15) повышение ответственности за нарушение требований правовых актов в сфере противодействия пьянству и алкоголизму несовершеннолетних;

16) определение дополнительных источников и порядка финансирования мероприятий, направленных на усиление борьбы с пьянством и алкоголизацией несовершеннолетних и т.д.

Для выполнения указанных задач, в Стратегии должны быть закреплены такие принципы деятельности в сфере противодействия пьянству и алкоголизму:

1) гуманизм и приоритет жизни и здоровья граждан;

2) целостность, комплексность и многоаспектность всех мероприятий, направленных на противодействие алкоголизации несовершеннолетних;

3) динамичность, гибкость и наступательность правовых мер, их подчинение единой цели;

4) привлечение к проведению антиалкогольных мероприятий всех заинтересованных органов и лиц, координация их деятельности с учетом требований централизации и децентрализации;

5) эффективность и экономичность мер противодействия пьянству и алкоголизму;

6) учет общепризнанных принципов и норм международного права, позитивного зарубежного опыта, а также современных стандартов оказания помощи алкоголизированных лицам;

7) разработка всех мероприятий, которые осуществляются с целью уменьшения уровня алкоголизации несовершеннолетних, на основе передовых научных разработок и новейших достижений в различных областях знаний;

8) учет национальных и региональных традиций, а также культурных особенностей алкоголепотребления;

9) доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных, социальных и медицинских услуг, предоставляемых государством с целью уменьшения уровня алкоголизации несовершеннолетних;

10) свободный доступ граждан к деятельности в сфере противодействия распространению пьянства среди молодежи, к объективной и достоверной информации об алкоголе, алкогольной продукции и негативных последствиях их потребления;

11) постоянный анализ и обобщение результатов работы, разработка на этой основе мероприятий по совершенствованию антиалкогольных мероприятий, проводимых среди несовершеннолетних.

Таким образом, отметим, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют действенные и эффективные правовые нормы в сфере противодействия алкоголизации несовершеннолетних. Как следствие, деятельность государственных органов и общественных организаций в этой сфере не приносит ожидаемых результатов. Изложенное выше еще раз подтверждает высказанный нами тезис о необходимости разработки и принятия комплексного нормативно-правового акта в сфере противодействия алкоголизации несовершеннолетних.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.