Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ОБРАЗ МЕТЕЛИ в ПРОЗЕ



А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов Н.В.Гоголь Л.Н.Толстой Б.Пастернак
Роман «Капитанская дочка», повесть «Метель» Роман «Герой нашего времени» Повесть «Ночь перед рождеством» Роман «Война и мир» Роман «Доктор Живаго»
В романе «Капитанская дочка» метель приобретает символический смысл – мятеж, бунт. Не так страшна метель природная, как человеческая. Природа в романе «Капитанская дочка» щадит героев, они успешно преодолевают её испытания, а человек не щадит своих же собратьев. «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»- пишет Пушкин   В повести «Метель» природная стихия является проявлением высшей, божественной воли. В судьбу молодых влюбленных вмешалась метель. Как только Владимир, возлюбленный Маши, отправился в церковь на венчание, снег занес всю дорогу, и он заблудился. Возможно, если бы не метель, влюбленные смогли бы исполнить свое решение. В их планы вмешалась сама судьба. Марья Гавриловна вышла замуж за другого, который стал впоследствии ее судьбой и ее счастьем. Метель заставляет переночевать под крышей «дымной сакли» Максим Максимыча с путешественником, который, благодаря этой встречи, представил читателю историю Григория Александровича Печорина. У Гоголя метель связана с проделками чёрта: желая вернуть домой Чуба, тот начинает «разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега». В результате «поднялась метель. В воздухе забелело». Метель, имеющая бесовское происхождение, приводит к череде комических происшествий, в результате которых больше всех страдает сам чёрт. Она является кратким эпизодом в повести: как только месяц вылетел из кармана похитителя, метель прекращается. Вспомним роды маленькой княгини Лизы и внезапное появление в Лысых Горах князя Андрея, считавшегося погибшим под Аустерлицем. Неожиданно разгулявшаяся под окнами дома Болконских метель демонстрирует волю судьбы-провидения. Метель “господствует” и “соперничает” с человеком на протяжении всего романа “Юрий Живаго”. В первой книге романа метель, буря, зима – атрибуты смерти и болезни. С развитием сюжета образ метели получает социальное звучание. Метель становится символом социальных катаклизмов.

ТЕМА МЕЩАНСТВА

Изначально понятие «мещанство» имело сугубо социально-экономический смысл. В дореволюционной России так называли мелкую городскую буржуазию. С середины XIX века, после выхода комедии Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», в данный термин начали вкладывать морально-эстетический и политико-идейный смысл. В широком смысле мещанство – это моральное качество, которое характеризует не только образ жизни, но и мышление человека. Таким личностям присуща ограниченность жизненных взглядов узколичным интересам, трусость и вульгарность во вкусах. Мещанство близко по значению к пошлости.
А.П.Чехов А.Д.Дементьев
“Ионыч” “Человек в футляре” “Крыжовник” “Вишневый сад” Стихотворение «Мещанство»
Старцев сблизился со средой, которую презирал. Среда приняла его. Его интересы изменились и теперь они представляют что-то мелочное (Счет денег по вечерам). Его клиенты теперь не люди, а просто выгодные и невыгодные клиенты. Человек, противопоставленный пошлой обывательской среде, становится ее ярким представителем. Учитель греческого языка Беликов боится всего и перекладывает ответственность на других. Под его влиянием в городе начали бояться всего. (Громко говорить, посылать письма, читать книги, помогать бедным, учить грамоте). Только смерть помогла избавиться от страхов. Николай Иванович мечтал вырастить крыжовник в собственном имении. На пути к этой мечте он растерял все человеческое, изменился как внешне, так и внутренне. Лопахин-представитель буржуазии в России. Он чувствует себя хозяином жизни. Не способен понять, что сад связывает прошлое и настоящее. Нельзя рубить свои корни. Разрушает старое, но взамен не создает нового. Уничтожает красоту ради собственной выгоды. Мы за мещанство принимаем часто Смешную бесшабашность дурака. Не верьте! Настоящее мещанство Зловеще, словно ненависть врага. Лишённое романтики и таинств, Как прежде, надуваясь и сопя, Оно в душе весь мир нулём считает И единицей чувствует себя. Подсиживанье, трусость и так далее, Слепое поклонение вещам... А вот, скажите, вы хоть раз видали На честность ополчившихся мещан?! О, как они расчётливы, канальи! И как коварны в помыслах своих! И сколько душ великих доконали За то, что те талантливее их. Мещанство не прощает превосходства, Завидует успеху и уму. И если уж за что-нибудь берётся, Так, значит, это выгодно ему. Не верьте напускному благодушью, Когда оно о дружбе говорит. От чьей руки пал Александр Пушкин? И чьей рукою Лермонтов убит?! Мещанство было к этому причастно. Оно причастно к подлости любой. Мы Революцию не отдадим мещанству! И только так. И только смертный бой.

ОБРАЗ МОРЯ

Образ моря в русской поэзии всегда занимал и продолжает занимать одно из самых важных мест, потому что эта могучая, загадочная стихия навевает тысячи образов.
В.А. Жуковский А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов М.И.Цветаева
Стихотворение «Море» Элегия «Погасло дневное светило…», «К морю» Стихотворение «Парус» «Молитва морю».
Образ моря аллегоричен и иносказательно передает душевное состояние автора; лирический герой переносит свои личные переживания на созерцаемое им море, заставляя его любить, ревновать, бунтовать. Близость героя и моря подчеркивается многократным повторением местоимения “ты”: Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... Автор стоит “над бездной”, глубокой, неизмеримой, необъятной. Тайны моря ведомы лишь ему и автору, но опасность разлуки заставляет водную стихию взбунтоваться, открыться, потребовать возвращения небес; море свободно в выражении своих чувств, оно открыто и бурно протестует, борется за свой идеал. У А.Пушкина образ моря встречается в нескольких лирических произведениях. Так, в стихотворении “Погасло дневное светило...”, написанном поэтом на корабле в начале южной ссылки, море также показано олицетворенным, но, в отличие от моря Жуковского, оно чуждо автору (“угрюмый океан” повторяется в стихотворении трижды). Поэт настолько погружен в свои мысли и предан печальным воспоминаниям, что он не концентрируется на образе моря, а только ощущает свою зависимость от воли морской бездны: Лети, корабль, неси меня к пределам дальним По грозной прихоти изменчивых морей... Море решает судьбу автора, оно могуче и своевольно, оно подчиняет себе изгнанного поэта. Наиболее ярко образ моря обрисован Пушкиным в элегии “К морю”. Здесь море для автора — безусловный символ свободы, стихотворение даже начинается с перифраза в обращении: Прощай, свободная стихия! Образ автора выступает наравне с образом моря, причем оба образа даны в развитии и взаимодействии друг с другом. Как и у Жуковского, у Пушкина много местоимений “ты”, и это подчеркивает близость моря и лирического героя как отдельных, самодостаточных и в то же время нужных друг другу личностей Лермонтов изображает море — романтическую стихию; появляется образ паруса, символизирующий искания, внутреннюю неудовлетворенность лирического героя: Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. В стихотворении морская стихия предстает изменчивой: то спокойной с туманом голубого моря, лазурью воды, то буйной: «играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрыпит». Стихотворение представляет собой размышление о жизни, это иносказательный пейзаж, где парус – символ одиночества и странничества, неудовлетворенности спокойной жизнью, а море - сама бурная изменчивая свободная жизнь. «Солнце и звезды в твоей глубине, вечное море», – пишет Марина Ивановна в своей «Молитве морю». В данном контексте море олицетворяет бесконечность – великую и всемогущую силу, помогающую «залечить детское горе», силу, воплощающую в себе и воды, и космос – «солнце и звезды в моей глубине». Морю противопоставлен «беспомощный дух», человек, покоряющийся стихии.

ОБРАЗ МУЗЫ ПОЭТА

А.С.Пушкин XIX век Н.А.Некрасов XIX век А.А.Блок XX век А.А.Ахматова XX век В.В.Маяковский XX век
Вся пушкинская поэтика скрепляется образом Музы, и это не случайность. У многих поэтов образ Музы однопланов, но Пушкин видит различные аспекты образа Музы, в том числе и возможности проявления его в контексте. Образ Музы, созданный Некрасовым, — это тоже новое слово в русской поэзии. Обычно поэты, в том числе и Пушкин, ви­дели музу своей поэзии либо в образе одной из девяти муз, дочерей Зевса и Мнемозины, которым покровительствовал Апол­лон, либо создавали свой образ, не менее изящный, воздушный, красивый, приносящий поэту вдохновение. В противоположность изящной музе Некрасов создает образ музы в виде страдающей русской крестьянки. В стихотворе­нии «Вчерашний день часу в шестом…» поэт как бы наставляет свою музу (это тоже новое в поэзии), указывая на избитую кнутом крестьянку: «Гляди! Сестра твоя родная». Муза Некрасова — не только страдалица за тяжелое положение народа, но она и суровая муза, «муза мести и печали», вдохновляющая поэта на создание суровой гражданской лирики в защиту страдающего обездоленного народа. Лирический герой Блока сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной «соловьиный сад», в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Эта дама очень неопределённа, бесплотна, трудно увидеть её лицо, фигуру, одежды, походку. Но она прекрасна. Недаром перед словом Дама стоит соответствующий эпитет. Такое изображение не случайно. Ведь Блок творит в эту пору как символист. Он пользуется не реалистическими образами, а символами. В каждом символе есть что-то от предметного образа, но что-то от опознавательной приметы, знака, указания на смысл явления. В образе Прекрасной Дамы можно увидеть образ Вечной Женственности: Муза в уборе весны постучалась к поэту, Сумраком ночи покрыта, шептала неясные речи…   Для нее это и божественная покровительница, и родная сестра, и близкая подруга — много ликов у Музы Ахматовой. Но всегда это очень интимные переживания, нет в отношении Анны Андреевны к своей героине легкого пренебрежения или панибратства, а всегда — восхищение, граничащее с поклонением высшему существу. В первой части стихотворения «Муза» А.А.Ахматова пишет: Когда я ночью жду ее прихода, Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке. И появляется Муза не равная, не милая, не многословная. Её молчание означает, что Она Муза трагедии, что там, откуда она пришла, все молчат от скорби, что между нею и лир3ической героиней больше не может быть борьбы. Муза теперь - нечто сверхличное, она не примет от художника слов «не могу», но будет требовать одного - «должна». Героиня узнает ее, все понимает без слов: Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала / Страницы Ада?» Отвечает: «Я» А в поздней лирике образ Музы позволяет отметить постепенное переключение авторского интереса с темы истории на размышление о времени как категории философской, о человеческой памяти как единственной возможности его преодоления. Все равно любовь моя - тяжкая гиря ведь - висит на тебе, куда ни бежала б. Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб. Именно Лиле Брик Владимир Маяковский был обязан своими лучшими стихами. Их отношения были странными, запутанными и в каком-то смысле безнадежными… Он, бесспорно, любил эту женщину.  

МУЗЫКА




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.