Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

МОТИВ СНА в ЛИТЕРАТУРЕ



Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.
Древнерусская литература А.С.Грибоедов А.С.Пушкин И.А.Гончаров
«Слово о полку Игореве» Комедия «Горе от ума» Повесть «Метель» Роман «Капитанская дочка» Роман в стихах “Евгений Онегин” Роман «Обломов
Сон Святослава, который он видел в Киеве на Горах, самая мистическая часть поэмы, густонасыщенная символическими тропами. Сны – по целой веренице знаков и символов – почитались надёжным средством узнавания тайн. Ведь в пору сна - так было принято считать – душа, покидая тело, блуждала в ином мире, недоступном разуму. Святослав с глубокой серьёзностью рассказывает боярам, что он видел во сне. Синее вино, жемчуг – предвестники несчастья. Златоверхий терем без конька, т.е. без верхнего бревна – это примета, сулившая смерть. Крик воронов – это также предвестник несчастья. Софья рассказывает свой сон о любви, сон возможный, психологически оправданный, но выдуманный. Она, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением Фамусова, оправдывается: «Сказать вам сон: поймете вы тогда...» В её сне — реальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон — луг, цветы, да и сам герой — из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же «сон» оказался вещим.   Для Пушкина сон — прежде всего художественный прием, позволяющий глубже раскрыть психологию героя, показать самые тайные моменты жизни личности как бы изнутри, выявить те стремления, опасения или предположения, которые самому действующему лицу еще не ясны, до конца не осознаны, но уже зародились. Такова, нам кажется, сущность снов Марьи Гавриловны («Метель»), Петра Гринева («Капитанская дочка»)   Особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Сон Петра Гринева (глава «Вожатый») - вещий, пророческий, отражающий весь трагизм дальнейших событий. «Мужик с черной бородой» размахивающий топором,- предвестник кровавых расправ Пугачева, и тот же мужик, ласково зовущий под свое благословение,- добрый знак для самого Гринева Роман словно “объят снами”, настолько интенсивно живет в нем этот мотив. Сон пушкинской героини — не отражение ее мира, а нечто, состоящее из тех же элементов, но наиболее сильно выраженных и составленных в другом порядке. “Чудный сон” Татьяны близок к сну-грезе, видению: это сон святочный, вещий. Сюжетообразующие мотивы русской сказки (поток — препятствие, медведь, лес, избушка, шайка домовых, мотив “старшего, большого брата” — хозяина шайки, накрытый стол) появляются во сне Татьяны с той же очередностью и общим эмоциональным и стилистическим колоритом соответствуют русской сказке. В 8-й главе Онегину подарен сон -“видение”, переходящий в сон-предсказание: И постепенно в усыпленье И чувств и дум впадает он, А перед ним Воображенье Свой пестрый мечет фараон. То видит он: на талом снеге, Как будто спящий на ночлеге, Недвижим юноша лежит, И слышит голос: что ж? убит. То видит он врагов забвенных, Клеветников и трусов злых, И рой изменниц молодых, И круг товарищей презренных, То сельский дом — и у окна Сидит она... и все она!.. Роман Гончарова – это и в целом (а не только по IX главе) роман-сон, постоянное возвращение героя в однажды приснившуюся Обломовку; именно она, как воплощение покоя, дает жизненные силы Илье Ильичу. Пространство сна – это духовное пространство Обломова. И в последний раз мы его видим «так же кротко покоящимся на одре смерти, как на ложе сна» Сам писатель так отзывался о романе: «Воплощение сна, застоя, недвижной, мертвой жизни – переползание изо дня в день – в одном лице и в его обстановке было всеми найдено – и я счастлив. Я закончил свою вторую картину русской жизни, Сна, нигде не пробудив самого героя Обломова»

ФУНКЦИИ СНА

Сон Функции сна Произведение
Сон - рамка литературного произведения Развития основного сюжета приключений В «Тысяче и одной ночи», сон купца Абу-Гассана
Сон — форма основного сюжета Содержание сна одного из действующих лиц Рассказ Владимира Короленко «Сон Макара»
Сон — форма эпизодического сюжета Значительный эпизод в развитии главного действия. И.А. Гончаров сон Обломова
Сон — неожиданное разъяснение фантастического сюжета Ввести совершенно фантастический элемент, но объяснение читателю дает только после окончания сна, усложняя этот прием троекратным его повторением. Н.В.Гоголь «Портрет»
Сон — завязка и разрешение сложной коллизии Завязка действия немыслима без этого литературного приема Шекспир «Макбет» (сон Дункана и слуг)
Сон — изобразительный эффект Подчеркнуть известные душевные качества своего героя, чаще героини. М.Ю.Лермонтов ( изображение спящей Тамары в «Демоне»)
Сон — вещее предвосхищение героем судьбы, т.-е. развязки литературного произведения Развитие сюжета предопределяется содержанием сновидения, и развязка романа заранее задана сон Анны Карениной у Льва Толстого.
Сон — изложение мировоззрения Образное изложение системы глубочайшего философского пессимизма сон Ипполита («Идиот» Ф.М.Достоевского)
Сон — этическая оценка Нравственная оценка поступков действующих лиц, Свидригайлов («Преступление и наказание») Ф.М. Достоевский
Сон — настроение Создания особого настроения, эмоционального тона художественного произведения «Песнь торжествующей любви» И.С. Тургенева

ОБРАЗ СОЛНЦА

В.В.Маяковский А.С.Пушкин А.Н. Островского И.А.Бунин А.Белый К.Бальмонт
Стихотворение «Разговор с солнцем»: Стихотворение «Зимнее утро» Пьеса «Снегурочка» Стихотворение «Родина» ??? Стихотворение «Солнце» Стихотворение «Будем как Солнце»
Поэт в своём стихотворении беседует с небесным светилом о том, что его волнует: Весна опять стучит капелью, Светло и радостно вокруг. Расшторю окна и открою двери, Пусть исчезает зимний дух! Пускай ко мне ворвется солнца масса! И Маяковским пусть заговорит, Мне солнце скажет: «Здравствуй!»- басом, И дом теплом и светом озарит! Стихотворение пронизано жизнерадостным настроением, автор рисует чудесный зимний пейзаж: ярко светит солнце на чистом голубом небе, снег сверкает и переливается, всё вокруг сияет и играет, озарённое живительными и ласковыми солнечными лучами Солнце возникает в произведении «Снегурочка» в образе Ярило – солнца. Ярило – главный враг Снегурочки, желающий растопить в ней губительный для нее огонь любви. Грозное божество, могущественная сила, управляющая даже таким сильным чувством, как любовь, - вот образ солнца в пьесе Островского.   В стихотворении предстаёт совсем иной пейзаж – летний. Поэт изображает картину постепенного пробуждения природы после ночного сна. Солнце ещё не взошло, но скорое появление его чувствуется в зрительных, звуковых образах, образах-запахах и образах-ощущениях:   В стихотворении золотые лучи очищают души людей от зла. Не случайно образ солнца связан в стихотворении с образом огненной розы – цветком солнца, символом изящества и совершенства. Стихотворение «Солнце» было посвящено Бальмонту, автору «Будем как Солнце»: Солнцем сердце зажжено. Солнце - к вечному стремительность. Солнце - вечное окно В золотую ослепительность. Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него – символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал: Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, А если день погас, Я буду петь ... Я буду петь о Солнце… В стихотворении мы слышим желание автора остановить неумолимый бег времени, которое забирает силы и молодость, хотя и дает взамен бесценные воспоминания. Лирический герой надеется, что судьба подарит ему удивительные мгновения счастья.

ТЕМА СУДЬБЫ

Тема судьбы как жизненного пути личности так или иначе звучит в произведениях подавляющего большинства писателей. С одной стороны, согласно христианскому пониманию Бог наделяет человека судьбой, практически она предопределена, и люди мало что могут изменить. С другой – стороны, от того, как человек поступит, от его мыслей зависит то, что с ним будет в будущем.
А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов Н.С.Лесков Б.Пастернак
Повесть «Метель» Повесть «Пиковая дама» «Песнь о вещем Олеге» Роман «Герой нашего времени» Повесть «Зачарованный странник» Роман «Доктор Живаго»
В повести большое внимание уделено теме судьбы человека. Судьба человека, по мнению Пушкина, зависит от Божественного провидения. Сам человек не может знать своего будущего. Его задача понять, что ему предписано свыше, и не противопоставлять себя провидению, а следовать ему. Этому учат судьбы главных героев повести. И Марья Гавриловна, и Владимир Николаевич, и Бурмин убеждены в тщетности построить судьбу по своему желанию. Драматические события, которые как бы случайно с ними происходят, заставляют их пересмотреть отношение к жизни. То, что прежде казалось случайным, воспринимается как закономерность. Тема судьбы прослеживается в повести следующим образом: во-первых, стечением случайных обстоятельств в жизни героев; во-вторых, судьба представлена как некая стихия, природная или историческая. В романе роль природной судьбы выполняет метель; в-третьих, немаловажную роль играет вещий сон - предсказатель судьбы. «Пиковая дама» - это целая пушкинская «философия в красках слова», философия Случая и Судьбы, а иначе - философия самой жизни. Именно эта оппозиция «судьба» - «случай» дают нам возможность понять смысл повести. С одной стороны, жизнь Германна зависит от Суда Божьего, то есть развивается по законам именно русской судьбы, но с другой стороны, его внутреннее восприятие собственной жизни не соответствует этим законам. Для него жизнь есть борьба и завоевание, а судьба – цепь роковых случайностей. Понятие «судьба» занимает центральное место в этом стихотворении. Жизнь человека – это не только область разума, она наполнена чувствами: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Идея роковой предопределенности пронизывает все стихотворение и показывает, что никакие предосторожности не могут отвести знамение судьбы. Мотив судьбы, предстающей в различных ипостасях — испытания, рока, жизненного пути — является одной из значимых тем в творчестве М. Ю. Лермонтова. В главе «Фаталист» герои Лермонтова приходят к выводу, что предопределение существует: пистолет был заряжен, и все же поручик Вулич остался жив. В то же время «странный отпечаток неизбежной судьбы», который почудился Печорину в выражении лица Вулича, и в самом деле оказывается предвестником трагического и нелепого конца офицера от руки пьяного казака. «Делай, что должно, будет, что суждено» — такова позиция древних героев. В романе Лермонтова ситуация принципиально иная: герои вступают в своего рода игру с неизвестностью, но не потому, что это необходимо, а ради острых ощущений. И все же мотив рока, тяготеющего над человеком, властно звучит в «Фаталисте»: «…Видно, уж так у него на роду было написано!» Судьба главного героя Ивана Северьяныча Флягина необычна. Он является символом бессмертия и могучей силы русского народа, которому и «смерть на роду не написана». О себе он рассказывает: «Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть».- Само появление Флягина на свет было Божьим чудом. Его вымолили родители, пообещав отдать монастырю. Герой знает и помнит об этом, во всем видит промысел Божий и в конце жизни оказывается в монастыре. В романе постоянно присутствует ощущение некой предопределенности. Незадолго до своего отъезда из Москвы Лара увидела как «по двору хромающими прыжками передвигалась стреноженная лошадь. Она была неизвестно чья и забрела во двор, наверное, по ошибке». И далее «Лара навострила уши». Она подобна этой лошади, сломленная, заблудившаяся. Юрий в определенный момент видит «корову, купленную в дальней деревне. Ее вели весь день, она устала, тосковала по оставленному саду и не брала корма из рук новой хозяйки... корова то сердито мотала головой из стороны в сторону, то, вытянув шею, мычала надрывно и жалобно…». Живаго подобен этой корове, ему уготована участь человека, ставшего игрушкой в руках судьбы. Подобные знаки, которые указывают персонажам буквальное направление их действий, ход жизни, читатель наблюдает на всем протяжении романа.



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.