Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Ж. Боден о государстве и политическом управлении.



Жан Боден – французский философ XVI века. Основная работа - «Шесть книг о государстве».

1). Суверенный государь может издавать законы, обязательные для его подданных в границах гос-ва и за его пределами. Признаки суверенитета: создавать гос. должности и назначать на них конкретных лиц, осуществлять налогообложение, эмиссию денег, а также контроль над экспортном и импортом; объявлять войну и заключать мир и др. Вся совокупность прав, составляющих суверенитет принадлежит тому в гос-ве, кто действительно осуществляет правотворчество, т.е. суверен, и не может быть отчуждена от него без потери им качества суверена.

2). О формах гос-ва. Монархия - один человек обладает суверенитетом, демократия - суверенная власть принадлежит всему народу или большей части его, аристократия - меньшая часть народа располагает суверенитетом. Создавать право - первый признак суверенитета.

3). О численности населения гос-ва. Самая малая гос.организация должна объединять 3 семьи по 5 членов в каждой, т.е. 15 человек (уже здесь все признаки гос.организации).

4). «Благополучие народа есть единственный непреложный закон». Юр.нормы, противоречащие этому следует изменять.

5). О предотвращении гражданских смут и умиротворения восставшего народа. А)нужно найти врага, которому могут противостоять граждане. Б)успокоить их реальными методами: во-первых, удовлетворить их материальные нужды, дать им продуктов питания бесплатно ибо «голодные животы не имеют ушей». Не жалеть слов и обещаний для успокоения восставших. Если они вооружены, то их может убедить сложить оружие человек из числа восставших, чей авторитет не вызывает сомнения. Если восставшие верующие, то их может успокоить священнослужитель в своём одеянии.

6). Всех в гос-ве (воров, убийц, бродяг, бездельников) для того чтобы излечить гос-во от них надо посылать их на войну.

2.Учение о праве Г.Харта.
Герберт Харт – английский философ права XXв. Основная работа – «Концепция права»(1961)
- Право – это формально-логическая система первичных и вторичных правил.
Первичные правила представляют собой такие законодательные установления, которые были изготовлены суверенным органом (т.е. парламентом), и вследствие этого обстоятельства возникли определенные обязанности и правомочия. Вторичные правила состоят из трех разновидностей: правил признания, правил изменения и правилвынесения судебного решения. Последняя разновидность, по сути дела, предстает правилами о правилах, т.е. такими правилами, которым должны следовать в процессе применения или толкования закона.Правила изменения означают согласованные правила, предусмотренные на случай необходимых изменений в действующем законе.
Правила признания составляют характерную черту современной позитивистской школы права. Закон является законом лишь при условии, если он признан таковым, поскольку онисходил из признанного, учрежденного и в этом качестве воспринимаемого источника права.
- Ближе всего к Дж. Остину Г. Харт стоит в вопросеоб истолковании взаимоотношений права и морали.По мнению Харта, в любой системе позитивногоправа можно обнаружить «минимальное содержаниеестественного права».Большое распространение и дальнейшие модификации получила его классификация правовых правил на первичные и вторичные. «Отсутствие вторичныхправил есть признак правовой системы примитивного, традиционного сообщества».
- Харт характеризует естественно-правовое положение о том, что "несправедливое право - это неправо", как парадокс, преувеличение или "просто ошибка". Подобное утверждение, замечает он, равносильно такому же ошибочному утверждению, что "законы - это не право".

Билет №15


1.Политическое учение Б.Спинозы.

Голландия, 18 век. «Политический трактат», «Богословско-политический трактат».

1. Все люди образуют некоторое гражданское состояние, это естественно. Гражданское состояние создается наличием какой бы то ни было верховной власти. Тело верховной власти - гос-во, право – душа гос-ва. Воля царя имеет силу закона.

2.Справедливость зависит только от решения верховных властей, поэтому никто не может быть справедливым, если он не живет по общепринятым их решения.

3.Цель государства – общее благо его граждан. Средства для достижения целей гос-ва диктует природа человека. Гос-ву всегда грозит угроза со стороны граждан больше, чем со стороны врагов. Граждане защищают чужие права ради своей выгоды. То же самое верно и в межгосударственных отношениях, субъектами которых выступает гос-ва. Гос.жизнь должна включать соперничество наиболее влиятельных граждан. Чтобы при чрезвычайной опасности гос-ва никто не смог нарушить законы и вопреки праву объявить кого-либо военным диктатором, без того чтобы другие претенденты не начали спор.

В гос-ве необходимо присутствие разделение высших полномочий по полит.управлению между несколькими структурными подразделениями против злоупотребления правителей.

4.Люди должны жить в обществе где есть право существования многих мнений, чтобы они могли договориться в одном, которое имело бы силу, и чтобы можно было отменить его, если появится лучшее. И чтобы народ мог занять какую-то гос.должность, и мог приумножать своё состояние.

2. П.И. Новгородцев о фундаментальных вопросах политической теории
Павел Иванович Новгородцев
(1866–1924) – видный русский философ и историк права. Основные работы "Проблемы идеализма" (1902) и "Из глубины" (1918).
Основные идеи Новгородцева:
- Обосновывал подчиненность государства праву, выводимого из идеи должного, существующей в нравственном сознании человека.
- Связанность государства правом, понимаемым как воплощение нравственности, стоящей над государством.
- Утверждая нравственное сознание личности как источник права, связующего государство,тем самым как бы ограничивал его власть, предоставляя широкую свободу индивиду.
-Основой правопорядка лежат прежде всего нравственные начала, таким образом именно нравственность являлась началом, связующим государство.
- «Кризис правосознания» - крушение «идеи земного рая». Крушение веры в правовое государство - это крушение утопии о высшей исторической форме человеческого общежития, которая приводит людей к высшему и последнему пределу истории. Поэтому переживаемый кризис - это кризис старых понятий, старой веры; кризис, обусловленный неправильной постановкой проблемы: те или иные формы человеческой жизни (и в особенности политические) рассматривались не как средство, а как цель, а цель не может свестись к какой-то отдельной общ.-полит.форме, ибо содержание личности гораздо шире.
- Общественный идеал: принцип «свободного универсализма», в котором воплощаются «и равенство, и свобода, и свобода лиц, и всеобщность их объединения».

Билет №16