Сам по себе этот момент не занимает много времени и обычно заранее известен участникам семинара из приглашения и программы, так что модератору остается лишь вкратце напомнить, зачем "все мы тут сегодня собрались". Однако мы воспользуемся этой частью программы семинара, чтобы поговорить о монологе модератора на семинаре вообще. Общеизвестен тот факт, что взрослый человек усваивает лишь 10% прочитанной информации, 20% - на слух, 30% - визуально, 40% - на слух с визуальным подкреплением, 60% - при устном обсуждении, 80% - при самостоятельном поиске и формулировании проблемы и 90% - при самостоятельном формулировании и решении проблемы. Таким образом, говоря об этапе подачи информации, наиболее эффективный способ презентации материала – на слух, с визуальным подкреплением и с обсуждением. С практической точки зрения это означает то, что любая информация, предлагаемая модератором, должна по возможности подаваться в диалоге с группой и подкрепляться визуально. Как это лучше сделать?
ДИАЛОГ С ГРУППОЙ
Сначала поговорим о диалоге. Работа со взрослыми тем и отличается от работы с молодыми людьми, что у взрослых уже имеется достаточно обширный жизненный опыт и сформировавшееся мнение практически по всем вопросам. Искусство модератора и состоит в том, чтобы актуализировать этот жизненный опыт и извлечь из него необходимую информацию. Кто-то сказал: "Дайте мне группу людей и любое решение, которое вы хотите, чтобы они приняли, и через пять минут они примут его и будут считать, что сделали это совершенно самостоятельно". Звучит немного цинично, но в целом верно отражает работу модератора. Его задача состоит в том, чтобы, отвечая на его умело поставленные вопросы, группа сама дала ему ту информацию, которая необходима для работы на семинаре. Иногда это напоминает известный карточный фокус, в котором фокусник кладет колоду на стол рубашкой вверх, подсматривая нижнюю карту. Зная ее, он умело подводит ничего не подозревающего зрителя к тому, что тот "самостоятельно" отгадывает ее, задавая ему вопросы типа "Назовите "любые" две масти, а теперь одну, в ней "любые" четыре карты, а теперь две, одну". Если нужная карта попадает в названные зрителем, фокусник предлагает ему выбрать "из названных вами", если нет, он незаметно переводит зрителя на оставшиеся, говоря "Значит, остались крести и бубны, назовите одну из них".
Конечно, здесь следует разграничивать фактическую информацию (цифры, даты, названия), которую группа вряд ли сможет выдать, и суждения, умозаключения и выводы, к которым легко подвести даже самую неразговорчивую группу. Таким образом, готовя свой монолог на семинаре, модератор должен решить заранее, какую информацию он предоставит группе сам, а какую попытается извлечь из членов группы.
Существуют два основных способа вовлечь группу в подачу материала: предварительная мозговая атака и комментирование.