Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ АТАКА





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

До начала своего монолога модератор задает группе наиболее общий вопрос по теме своего выступления и просит дать на него любые ответы. Например, говоря о разработке проекта, модератор может спросить "Как вы понимаете, что такое проект?" или "Из каких элементов состоит, по вашему мнению, любой проект?" и так далее. Ответы группы в виде ключевых слов заносятся на белый лист бумаги или доску. Модератор, зная заранее план своего собственного выступления, должен продолжить (иногда с необходимыми уточняющими или наводящими вопросами) этот мозговой штурм до тех пор, пока большинство ключевых слов его собственного выступления не будут зафиксированы на доске. Теперь остается лишь обобщить те ключевые слова, которые зафиксированы на доске, следуя своему заранее подготовленному плану и наполняя их необходимой фактической информацией. Если при этом вы еще будете делать ссылки на авторов этих ключевых слов ("Как правильно заметил Сергей…" или "Татьяна напомнила мне еще об одном моменте…"), у группы сложится полное впечатление, что они сами выдали всю эту информацию, а значит, они воспримут ее как свою собственную, не подозревая, что участвуют в процессе обучения. Кроме того, у вас будет готовое наглядное пособие с необходимыми ключевыми словами, и вам останется лишь привлекать внимание группы к нужному вам слову, обводя или подчеркивая его.

 

КОММЕНТИРОВАНИЕ

 

Комментирование более похоже на свободный диалог с группой, где модератор подает нужную информацию и каждый раз, подходя к месту, где необходимо сделать обобщение, вывод или прийти к какому-либо умозаключению, вместо сообщения готового ответа группе задает ей вопрос и собирает на него ответы до тех пор, пока не проскользнет нужный ему вариант. Отмечая каждый из ответов как верный и весомый, модератор акцентирует этот вариант и, отталкиваясь от него, идет дальше. Этот диалог выглядит примерно так:

 

- (модератор, скажем, ведет речь о проблемах внутри организации, и ему по ходу семинара надо перейти к вопросу о необходимости повышения квалификации) Мне хотелось бы спросить вас, какие из проблем внутри организации стоят наиболее остро в данный момент? (группа называет "низкая зарплата", "мало компьютеров", "недобросовестность некоторых работников" – поддерживая все варианты, модератор цепляется за последний) А в чем выражается эта недобросовестность, по вашему мнению? ("опаздывают", "на работе только курят", плохо выполняют задания") Как вы думаете, почему они плохо выполняют дело или не справляются с порученными заданиями? ("просто лентяи", "не хватает опыта", "не хватает знаний") А что можно сделать, чтобы решить эту проблему? ("строгий контроль", "научить") Мне нравится последнее замечание. Давайте поговорим о том, как научить этих людей.

 

Конечно, все это должно выглядеть естественно и непринужденно, чтобы группа не заподозрила "манипулирования". Сразу следует оговориться, что эту методику следует применять лишь тогда, когда модератор точно знает, к какому вопросу группа должна перейти дальше. При подлинном выявлении проблем никакое "манипулирование" недопустимо.

 

Если группа не очень разговорчива или затрудняется при ответе на вопрос, существует специальная методика, чтобы разговорить человека, помочь ему сказать первое слово. Условно ее можно назвать "от общего к частному". Суть ее заключается в том, что в случае, когда группа или человек затрудняется с ответом на так называемый "открытый вопрос", требующий свободного ответа, модератор может перейти к "альтернативному вопросу, который уже содержит некоторые варианты ответа, а от него к вопросу, требующему ответа "да" или "нет". Покажем на примере:

 

- Как можно улучшить работу организации без дополнительных затрат? (открытый вопрос -–тишина) Какие шаги следует предпринять руководству – может, обратить внимание на создание более благоприятной атмосферы или, наоборот, ввести более жесткие требования к персоналу? (вопрос с вариантами, причем, полярными – снова нет ответа) Может ли, скажем, наказание за опоздания заставить работников более ответственно относиться к своим обязанностям? (тут уж почти наверняка будет ответ "нет", а, спровоцировав первый ответ, модератор должен дальше "раскручивать" группу, переходя вверх и вниз по лесенке вопросов)

 

МОНОЛОГ МОДЕРАТОРА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАТЕРИАЛА)

 

Многое уже написано об искусстве презентации и не хотелось бы здесь повторять избитые истины о пользе наглядности, контакте с аудиторией и ораторских приемах. Остановлюсь лишь на нескольких общих рекомендациях и покажу свои любимые способы подачи материала.

 

· Еще раз повторю, что монолог должен быть сведен к минимуму, и даже в нем должны присутствовать элементы свободной беседы с группой, иначе общая атмосфера доверительного разговора может быть подменена лекцией.

· Не стоит злоупотреблять использованием современных аудиовизуальных средств. Попытки произвести впечатление ультрасовременным оборудованием иногда выглядят по меньшей мере неловко. Когда я вижу презентатора, который нагромождает гору кодоскопов, экранов и проекторов, чтобы показать два-три слайда с незначительным текстом, я всегда спрашиваю себя: "А нельзя было просто написать эти ключевые слова на доске?"

· Тем не менее, помня о значении наглядной опоры, каждую мысль следует закреплять визуально. Как это проще сделать, даже не обладая значительными графическими навыками? Мне особенно нравятся два способа визуальной подачи материала: "метаплан" и "карта сознания".

 

МЕТАПЛАН

 

Этот метод был изобретен в 70-е годы Германии, хотя многие его элементы использовались и до этого. Суть его сводится к разноцветным карточкам с ключевыми словами. Готовя, например, свою презентацию целей и задач семинара, вы заранее делаете карточки размером в половину обычного листа А4 и пишете на них ключевые слова той или иной цели, на карточках другого цвета вы можете написать подзадачи внутри этой цели, на карточках третьего цвета – комментарии и так далее. Главное правило – текста должно быть как можно меньше (одно-два слова на карточке), и он должен быть хорошо читаем с любого места в аудитории. Затем во время своего выступления вы приклеиваете эти карточки скотчем или Пипифаксом на стену, доску или заранее подготовленный большой лист бумаги, как бы составляя развернутый план (метаплан) своего выступления. Достоинство этого метода в его простоте и наглядности, а кроме того вы затем можете постоянно возвращаться к этому метаплану, напоминая участникам семинара о его целях и задачах. Некоторое неудобство вызывает необходимость постоянно пользоваться скотчем. Обычно опытные модераторы заранее готовят нужное количество кусочков скотча и наклеивают их на край доски или стола, чтобы во время выступления быстро и легко воспользоваться ими. Пипифакс (непачкающий пластилин), конечно, более удобен для этой цели, но пока я редко вижу его в свободной продаже. Выглядеть подобный метаплан на стене может следующим образом (Рисунок 3)

 

Цели            
    выявить проблемы   способы решения   конкретные проекты
             
    помехи сейчас   идея   цель
             
    помехи развитию   осуществи-мость   средства достижения
             
        фонды     кто и когда

 

КАРТА СОЗНАНИЯ

 

Это более свободный по форме и гибкий по содержанию способ презентации, который, однако, требует некоторого навыка. Суть его в том, что модератор рисует такой же метаплан на доске или подготовленном листе ватмана сразу по ходу выступления. Главное ключевое слово помещается в центре листа, а остальные идут от него в разные стороны, располагаясь как бы на ветвях и веточках большого дерева. По ходу выступления это дерево может расти и ветвиться все дальше и дальше, примерно так (Рисунок 4)

 
 

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.