Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ВЫЯСНЕНИЕ ОЖИДАНИЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мы рекомендуем не упускать этого элемента, даже если ожидания участников семинара достаточно предсказуемы. Дело в том, что когда человек сам формулирует свои потребности, он одновременно пытается осознать их, что помогает избежать недопонимания или неудовлетворенности. Ну, скажем, участник приходит на семинар по планированию деятельности организации на следующий год, ожидая, что все идеи, которые роятся у него в голове и кажутся такими блестящими непременно войдут в план работы. Естественно в ходе обсуждения некоторые, а может, даже многие из его предложений могут быть отвергнуты группой, и участник останется неудовлетворенным. Но вот, в начале семинара модератор предлагает группе сформулировать свои ожидания. Наверняка, в ходе этого этапа появятся такие варианты, как "Разработать интересные мероприятия на следующий год", "Создать эффективный план работы", "Проанализировать пути улучшения деятельности организации" и так далее. Теперь, во-первых, у модератора есть четко выраженные ориентиры, которые помогут ему лучше учесть различные пожелания, но, с другой стороны, и у участников тоже есть совершенно конкретное выражение своих ожиданий. Вряд ли разумный человек предложит такую формулировку, как "Хочу, чтобы план работы сделал только я", по крайней мере, не в рамках семинара. Соответственно, все, что выходит за рамки этого списка, будет отброшено участниками как не имеющее отношения к данному семинару, а, следовательно, при подведении итогов, – если, конечно, большинство из высказанных ожиданий удовлетворены – они воочию убедятся, что никаких оснований для неудовлетворенности у них нет и быть не может. Итак, как можно выяснить ожидания и потребности участников семинара?

 

ПОСТЕРЫ

Это самый простой из известных мне методов. До начала семинара модератор вешает на стены два-три плаката-постера, на которых написана первая половина фразы, которой обычно человек формулирует свои ожидания. Варианты здесь могут быть самые разные: "Я надеюсь, что этот семинар будет…", "Я хотел бы унести с собой…", "Я ожидаю, что…", "Я буду разочарован, если…" и так далее. Участникам предлагается либо до начала семинара, либо в специально отведенное время в самом начале семинара (обычно после знакомства) подойти к этим постерам и дописать свой конец этой фразы. После этого модератор должен обязательно вкратце обобщить и уточнить эти формулировки, чтобы не было недопонимания. В конце семинара модератор снова обращает внимание участников на эти листы, и они вместе вычеркивают то, что было реализовано, и обсуждают, что осталось невыполненным, почему, и как сделать, чтобы в следующий раз все ожидания оправдались.

 


ЯБЛОНЯ ОЖИДАНИЙ

Этот метод несколько более красочен, но, с другой стороны, требует больше времени и некоторой предварительной подготовки. Модератор заранее готовит карточки – лучше цветные, можно в виде яблок. Разделив большую группу на 3-4 маленьких, он просит участников сформулировать свои ожидания внутри этих групп. Лучше ограничить число до 5-7, попросив группы выбрать наиболее важные. Пока группы заняты обсуждением, модератор рисует на листе ватмана условную яблоню с большой кроной. Затем группы представляют свои карточки, а модератор "вешает" их на яблоню. В конце, опять же, надо не забыть "собрать яблоки" и обсудить, почему некоторые из них остались несобранными.

 

ЛИСТ ОЖИДАНИЙ

Этот метод хорош, если времени в обрез, и в начале семинара есть какая-то вводная часть, где участники не должны активно работать или участвовать в обсуждении. Во время этой вводной части модератор пускает по кругу один или два листа (с двух сторон круга), на которых помещена следующая таблица (Рисунок 5)

 

Я буду рад, если на семинаре… Мне не хотелось бы, чтобы на семинаре…
   

 

Участников просят по очереди написать свои варианты в столбцы страницы. Если их пожелания совпадают с уже высказанными, они могут просто поставить рядом плюс. В конце семинара модератор снова пускает эти листы по кругу, попросив участников по очереди вычеркнуть то, что оказалось выполненным. То же самое можно сделать в группах.

 

ЛИЧНАЯ ПОЗИЦИЯ

 

Это, пожалуй, наиболее "деловой" способ выяснения потребностей. Модератор просит всех участников согнуть лист А4 пополам и на одной половине написать, чего они ждут от этого семинара. На обратной половине участники могут, например, написать свое имя, сделав себе своеобразную визитную карточку (Рисунок 6). Затем листы ставятся на стол или на пол перед участниками так, чтобы текст был виден всем, и модератор, проходя по кругу, уточняет высказанные ожидания. После этого листы переворачиваются именем вперед. В конце семинара модератор просит участников вычеркнуть реализованные ожидания и снова перевернуть листы.

 

Несколько слов о том, что делать, если слишком много ожиданий осталось неудовлетворенными. Отчаиваться здесь не стоит. Всегда следует помнить, что модератор тоже человек и имеет право на ошибку или неуспех. В такой ситуации лучше всего поможет доверительная беседа о том, почему так получилось, как можно было построить семинар по-другому, какие именно моменты были особенно неудачными и так далее. Все это, конечно, поможет учесть эти моменты в будущем, но и сама эта беседа может снять некоторую неудовлетворенность от этого семинара. Модератор не артист, и, если группа работала на протяжении всего семинара, какого-то результата она все-равно добьется, а, значит, полного "провала" быть не может. Надо всегда быть готовым к критике и воспринимать ее дружелюбно и спокойно, не пытаясь спорить или что-то доказывать. Иногда простой вопрос "А как бы сделали вы на моем месте?" снимает любую критику.

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.