Описание или анализ текущей ситуации очень часто являются одними из самых важных элементов семинара. Они необходимы и при самом серьезном и при самом варианте проведения семинара, поэтому мы постараемся представить самые разные их формы. Мы здесь опустим только тот вариант, когда весь анализ делается в виде доклада и потому, что считаем такой способ наихудшим, и потому что способы презентации нами уже описаны в разделе "Сообщение целей семинара". Конечно, какая-то статистическая или фактическая информация будет необходима при анализ сложившейся ситуации, но не обязательно подавать ее в форме доклада или лекции о текущем положении. В английской терминологии опять же есть хорошее понятие "input" (вклад, вливание, ввод), предполагающее, что необходимая информация может быть либо сообщена участникам заранее, либо подаваться небольшими дозами в ходе обсуждения. Поэтому остановимся лишь на тех методиках, которые предполагают активное участие группы в анализе или описании ситуации. Каждая из этих методик имеет свои цели, поэтому здесь модератору надо выбирать метод в соответствии с задачами конкретного семинара.
SWOT-АНАЛИЗ
На сегодня это наиболее популярная методика анализа ситуации и оценки ресурсов организации. Ее название складывается из первых букв английских слов Strengths (сильные стороны, что подразумевает имеющиеся в наличии внутренние ресурсы организации), Weaknesses (слабые стороны или имеющиеся внутренние проблемы), Opportunities (возможности, которые существуют вне организации для ее развития) и Threats (угрозы благополучию организации, имеющиеся во внешней среде). Этот метод настолько часто употребляется, что нет смысла переводить его название на русский, многим он уже знаком именно как СУОТ-анализ. Организовать его можно разными способами, наиболее типичный – в микро-группах, каждой из которых дается таблица, состоящая из четырех частей (Рисунок 7)
S
W
O
T
Участники в микро-группах обсуждают пункты анализа, одновременно заполняя соответствующие клетки таблицы. В дальнейшем результаты этих обсуждений сводятся модератором в общую SWOT-таблицу. Как правило, успех SWOT-анализа зависит не от самой его организации, а от того, как результаты этого обсуждения будут учтены при дальнейшей выработке конкретных предложений и проектов. Параллели здесь должны быть примерно следующие:
S
Сильные стороны (ресурсы внутри организации)
· служат основными механизмами устойчивого развития,
· являются фундаментом новых проектов,
· могут стать способами преодоления препятствий
W
Слабые стороны (проблемы внутри организации)
· именно на их преодоление должна быть направлена деятельность организации
· являются приоритетными целями для новых проектов,
· должны быть обязательно учтены при выработке стратегии развития
O
Возможности (извне)
· служат дополнительными ресурсами или внешними источниками финансирования и поддержки,
· следует учитывать, насколько они совпадают с целями самой организации или насколько возможен компромисс,
· являются либо основой новых проектов, либо источником партнеров
T
Угрозы (извне)
· должны быть обязательно учтены в каждом новом проекте,
· должны быть выработаны способы их преодоления или нейтрализации,
· иногда возможен парадоксальный вариант превращения "противников" в "союзников"
Такой анализ можно провести как в целом по организации, так и по отдельной проблеме или проекту.
АНАЛИЗ СИЛ
Упрощенный и графически видоизмененный вариант SWOT-анализа, из которого вычленены только препятствия и трудности и способы их преодоления. Модератор рисует ось, которой влево откладываются стрелки (силы), создающие помехи в развитии организации или в реализации конкретного проекта. Эти стрелки по величине должны примерно соответствовать серьезности и влиянию той или иной проблемы. Выглядит это примерно так (Рисунок 8)
ПОМЕХИ
нехватка информации
отсутствие финансов
отсутствие партнеров
Затем в противоположную сторону рисуются стрелки, соответствующие способам преодоления этих сил. Их должно быть достаточно, чтобы их сумма смогла перевести результат в правую сторону графика. Например (Рисунок 9)
ПОМЕХИ
1. нехватка информации
провести опрос
2. отсутствие финансов
спонсоры? фонды?
3. отсутствие партнеров
участие
партнеров
создать базу данных
проект на целевую программу
в конференции и поиск там
Такой анализ можно провести и в микро-группах, затем представив свои результаты, и вместе в большой группе. Конечно, это будет лишь приблизительная оценка сил, которая потребует дальнейшего уточнения и детализации.