Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В заключительной части семинара модератор обычно делает обобщение полученных результатов или обзор использованных методов, а также выясняет мнение группы о достигнутых результатах. Если в начале семинара модератор выяснил потребности и ожидания группы, то здесь он должен завершить эти упражнения, попросив группу вычеркнуть удовлетворенные потребности и исполненные ожидания (см. раздел "Выяснение ожиданий и потребностей участников").

 

Часто некоторые из ожиданий остаются невыполненными. Причины здесь могут быть самые разные, а, значит, и реакция модератора должна быть разной:

Причина Реакция
Слишком завышенные, нереальные ожидания. Модератор должен уже на начальном этапе разъяснить, что на этом семинаре им не удастся выполнить это. Как правило, группа сама понимает, что реально, а что не реально выполнить в рамках отведенного времени.  
Группа не успела достичь результата, который ожидали участники (например, не успели "разработать новый проект"). Модератор может предложить группе продолжить эту работу самостоятельно в последующие дни. В этом случае необходимо определить координатора и рабочую группу и прямо на семинаре назначить время их первой встречи.  
Группа не смогла достичь ожидаемых результатов в силу, например, "бестолковости" участников.   Если ожидаемым результатом был конкретный план или проект, модератор опять же может предложить создать рабочую группу. Если же семинар носил общеметодический характер, можно обсудить недостатки использованной методики или ошибки в работе группы. Не забывайте, что на ошибках тоже учатся.  
Результат не достигнут в силу неудачной методики или неопытности модератора.   Необходимо обсудить с группой, что было сделано неудачно или неверно и, естественно, учесть все эти замечания при следующем семинаре.  

В любом случае, надо помнить следующие основные правила работы модератора:

· успех семинара – успех группы, неуспех семинара – вина модератора (принцип "двойка ученика – это, прежде всего, двойка учителя");

· откровенность – лучшее лекарство от провала (помните, что, как правило, группа взрослых людей изначально настроена доброжелательно и благодарно, так что не бойтесь откровенно обсудить все неудачи);

· не замалчивайте ошибки (самое худшее, что может сделать модератор, если семинар явно не удался, - это сделать вид, что все в порядке, или завершить семинар без обсуждения итогов; в этом случае и у него останется чувство вины, и группа уйдет неудовлетворенной);

· не "давите" на жалость(не стоит в случае неудачи начинать извиняться и оправдываться – я, мол, неопытный, это мой первый семинар, и тому подобное; спокойный и серьезный разговор о причинах неудач всегда помогает лучше);

· не "наезжайте" на группу(и уж тем более не стоит винить в чем-то группу – вы, дескать, работали неактивно, без энтузиазма и т.д., потому что… см.Правило №1).

 

Если в самом начале вы не выясняли ожиданий участников, существует несколько других способов подвести итог семинара:

 

ГРАДУСНИК

 

Или "Как ваше самочувствие?" Это наипростейший и самый быстрый способ, особенно полезный в той ситуации, когда времени в обрез. Модератор быстро рисует на листе ватмана условный градусник, отмечая точки 0 и 36,6. Он просит группу поставить крест рядом со шкалой (можно это сделать уже при выходе), соответствующую их самочувствию: 36,6 или рядом – нормальное, практически такое же, как и вначале, семинар особо ничего нового не дал; выше – семинар зарядил энергией и энтузиазмом, хочется что-то делать; ниже – семинар прошел скучно и вяло, чуть не заснул (см. Рисунок 14).

 

В ОДНО СЛОВО

 

Модератор просит всех по очереди высказать свои впечатления о семинаре, стараясь уложиться в одно слово или фразу. Если это слово несет негативную оценку, сразу же стоит поговорить о том, почему. Как вариант этого метода, можно предложить рассказ по кругу. Модератор говорит, что он будет произносить речь об итогах семинара, но группа должна дополнить его выступление, вставляя по кругу одно слово от каждого участника в паузы речи. По возможности модератор просит группу не повторять слова соседей. Речь выглядит примерно так:

- Дорогие друзья! Мы только что закончили наш семинар, который в целом был достаточно … (группа вставляет по кругу, например: "насыщенным, скучным, коротким" и т.д.).

- Как мне кажется, нам удалось приобрести новые … ("знания, друзей, комплексы…").

- Особенно интересным был этап …

- А, пожалуй, самым бесполезным был …

- Когда я приду завтра на работу, то по итогам этого семинара я обязательно …

- И в заключение я хотел бы сказать организаторам …

 

ПИСЬМО СЕБЕ

 

Это один из наиболее основательных и интересных способов оценки семинара, требующий, однако, времени и средств. Модератор просит всех участников написать письмо самому себе, начав его словами "Дорогой Вася! Я только что был на семинаре по…" В письме участники должны осветить два вопроса: (1) свои впечатления от семинара и (2) свои планы или действия по итогам семинара. Письмо обязательно завершается фамилией и адресом участника. Через, скажем, 10 минут модератор собирает все письма и заканчивает семинар. Впоследствии эти письма дают модератору хорошую возможность изучить мнение группы о семинаре, они, по сути, являются своеобразными анкетами участников. Через месяц модератор рассылает эти письма по указанным адресам. По себе знаю, что получив такое письмо, во-первых, сразу вспоминаешь атмосферу и заряд, полученный на семинаре, а, во-вторых, те планы, которые хотел реализовать по его окончании. К сожалению, этот метод не дает возможности обсудить итоги прямо на самом семинаре.

 

МОЕ НАСТРОЕНИЕ

 

Модератор просит участников изобразить символически на карточке свое настроение по окончании семинара. Это может быть изображение улыбающегося или сердитого лица, солнца или тучи – в общем, все, что угодно. Все карточки кладутся на пол и сразу же сортируются – скорее положительные и скорее отрицательные. Не выясняя авторов, модератор просит группу прокомментировать непонятные или не очень позитивные рисунки, спрашивая "Как вы думаете, что имел в виду художник?" и "Почему у человека могло сложиться такое настроение?" Конечно, авторы, если хотят, могут сами прокомментировать свои символы, но заставлять их это делать не стоит.

 

Я ВЫРОС

 

Модератор говорит, что каждый час своей жизни человек что-то приобретает – иногда это что-то положительное: новый опыт, знания, энергия; иногда отрицательное – стресс, бессонница или просто жирок. Модератор рисует символическое изображение человека с большой головой и большим животом (см. Рисунок 15) и просит группу подойти к рисунку и одним словом написать, что они приобрели хорошего на этом семинаре (в голове) и что плохого (в животе). После того, как все напишут свои варианты, модератор обобщает и обсуждает полученную оценку.

 

Можно придумать и много других способов выяснить мнение группы о проведенном семинаре, главное, чтобы оно не осталось невысказанным. Если ни один из методов вас не устраивает, можно просто поговорить с группой о том, что получилось, что не получилось и почему.

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.