Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Характеристика познавательной сферы дошкольника.



В современной психологии познавательная сфера отдельного человека рассматривается как упорядоченная совокупность тех внутренних «категорий», посредством которых он реально воспринимает и оценивает окружающий мир.

Познавательная сфера дошкольников – это сложное психическое образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире. В познавательной сфере можно выделить три компонента - информация и отношение к информации, психические (познавательные) процессы.

К первому компоненту познания относится:

-что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.

-как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.

-как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее. [8, с.124].

Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Познавательные процессы – психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Для полноценного развития важно не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность – умение сосредотачивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя припоминать, не пасовать перед трудностями, если сразу не удаётся правильно решить практическую или умственную задачу. К познавательным процессам ребенка дошкольника относится: восприятие, память, мышление, речь, воображение.

В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок, в отличие от взрослого, в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственно восприятие, он не видит вещи в их внутренних отношениях. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным. При восприятии окружающей действительности старший дошкольник ориентируется на всё более развивающиеся свойства восприятия – предметность восприятия, целостность, структурность. Его восприятие становится всё более осмысленным,у него начинает срабатывать зависимость восприятия от содержания психической жизни ребенка, от особенностей его личности; сложные формы восприятия ( восприятие пространства, времени, движения и т.д.) продолжают развиваться и всё чаще ребенок использует их в качестве ориентира в тех или иных жизненных ситуациях.

Особое место в познавательной сфере занимает память. Л.С. Выготский[6] считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память,с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно-образное мышление. В старшем дошкольном возрасте память преобладает непроизвольная образная, формируется и развивается

способность к длительному запоминанию - долговременная память, значительно расширяется объем памяти, происходит развитие и формирование способности к быстрому и качественному запоминанию материала.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»[25].

На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности,задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла.

Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети). К возрасту 5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка. По данным Ж. Пиаже, период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта (приспособления к условиям ситуации при помощи практических действий) к первоначальным формам логического мышления. Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста - ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше,чем это ранее предполагалось. В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления. В результате специально организованной разносторонней и развернутой ориентировочной деятельности у детей формируются правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. Модельная, или схематическая, форма мышления рассматривается как промежуточная между образным и логическим мышлением, она предполагает умение ребенка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели, представленные во внешнем плане. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование словесно - логического мышления.

Мышление непосредственно связано с речью.

Речь – это совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Исходя из определения, можно утверждать, что речь может быть устная и письменная.

Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления.

Важное значение в интеллектуальном развитии ребенка придается также моменту саморазвития, самостоятельности и активности познания самого ребенка. Этот тип мышления назван детским экспериментированием и возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применять имеющие знания, пробовать свои силы.Постановка вопросов, догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления.

На протяжении дошкольного возраста активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частей. В.В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созданию нового в различных сферах деятельности». Воображение важнейшее психическое новообразование дошкольного детства,и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка. Взрослые очень рано включают ребенка в воображаемый контекст детских потешек, начинают стимулировать изображающие действия ребенка: «Покажи, как птичка летает, солдаты ходят». Действия «понарошку», «как будто» рассматриваются как начальная форма воображения у двух - трехлетнего ребенка. Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия, оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов символическое значение действий, воображаемая ситуация» образ роли. По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты Я путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем).

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности.

Таким образом, на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.