Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Диагностика познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста.



 

В связи, посвященной психолого-педагогическому анализу литературы по данной проблеме, мы ознакомились с особенностями организации экспериментальной деятельности и психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.

Цель нашего исследования изучить особенности развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Выборка данного исследования является группа детей 5-6 лет в количестве 20 человек, которые посещают МБДОУ д/с №28 города Глазова.

Для проведения данного исследования были подобраны следующие методики:

для диагностики мышления: «Раздели на группы».

Для диагностики развития речи: «Назови слова».

Данные методики взяты из учебника Р.С. Рогова «Психология», книга 3 «Психодиагностика» [23].

Методика «Раздели на группы». Приложение №1.

Этот вариант методики, предназначен для диагностики мышления, она рассчитана на детей в возрасте 4 -5 лет. Цель данной методики - оценка развития образно-логического мышления ребёнка.

Ему показывают картинку, изображённую в приложении 1 и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно больше число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одно общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак по которому они выделены». На выполнение задания отводится 3 минуты.

Оценка результатов.

10 - баллов. Ребёнок выделил все группы фигур за время меньше чем 2 минуты. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры, синие фигуры, большие фигуры, малые фигуры.Замечание. Одна и та же фигура при классификациях может войти в несколько разных групп.

8-9 - баллов. Ребёнок выделил все группы фигур за время от 2 до 2,5 мин.

6-7 - баллов. Ребёнок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3 мин

4-5 - баллов. За время 3 мин ребёнок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур.

2-3 - балла. За время 3 мин ребёнок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 - балл. За время 3 мин ребёнок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов - высокий; 4-7 баллов - средний; 2-3 балла - низкий; 0-1 балл - очень низкий. Для изучения развития мышления в дошкольном возрасте нами былапроведена опытно экспериментальная работа, направленная на определение уровня развития образно-логического мышления у детей в возрасте 5-6 лет.Для изучения развития данного вида мышления мы использовали следующую методику «Раздели на группы» (смотри Приложение №1).Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.

Таблица №1. «Диагностика мышления дошкольников»

Порядковый номер ребенка Оценка результатов Уровень развития
1 ребёнок средний
2 ребенок средний
3 ребенок средний
4 ребенок высокий
5 ребенок средний
6 ребенок средний
7 ребенок высокий
8 ребенок средний
9 ребенок средний
10 ребенок высокий
11 ребенок средний
12 ребенок средний
13 ребенок средний
14 ребенок средний
15 ребенок средний
16 ребенок средний
17 ребенок средний
18 ребенок средний
19 ребенок средний
20 ребенок средний

Результат по таблице №1. Высокий уровень выявлен у пяти детей (25%), средний уровень у пятнадцати детей (75%). Таким образом, можно сделать вывод, о том, что уровень развития мышления у детей данной группы находится на среднем уровне. Дети, показавшие высокие результаты, очень быстро смогли переключаться с одного рисунка на другой, задание выполняли быстро и правильно.

Методика "Назови слова"

Представляемая далее методика определяет запас слов, ко­торые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отво­дится по 20 секунд, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.

1. Животные. 2. Растения. 3. Цвета предметов. 4. Формы предметов. 5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета. 6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.