Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Виды изобразительной деятельности в специальных образовательных учреждениях VIII вида. Уроки декоративного, тематического, натурного рисования в коррекционной школе.



Пропедевтический период, уроки декоративного, тематического, натурного рисования. Беседа как форма организации урока изобразительной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Подготовка учителя к беседе. Правила подбора произведений изобразительного искусства для ознакомления с учащимися специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание. Содержание коррекционно-образовательных программ.

Эстетическое развитие и воспитание умственно отсталых детей. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание. Содержание коррекционно-образовательных программ.

Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана с развитием его личности. В процессе изображения участвуют не какая-либо отдельная функция - восприятие, память, внимание, мышление и т. д., а личность человека в целом.

Л. С. Выготский выделяет четыре ступени развития детского рисования:

– первая ступень рисования головоногое: схематических изображений, выполненных по памяти, очень далеких от правдоподобной и реальной передачи объекта;

– вторая ступень возникающего чувства формы и линии, когда в рисунках передаются формальные взаимоотношения частей при сохранении схематического изображения;

– третья ступень правдоподобного изображения, при котором исчезает схема, но рисунок имеет вид силуэта или контура;

– четвертая ступень пластического изображения, которая проявляется у детей с 11-13 лет, когда школьники в состоянии передать в изображении особенности светотени, перспективы, движения и т. п. СПЕЦИФИКА - Дети не могут самостоятельно полностью осмыслить поставленную перед ними изобразительную задачу, им малопонятны и недоступны самые обычные краткие инструкции, они не умеют планировать и контролировать свою работу, а так же у них сильно снижено критическое отношение к выполненным рисункам. Все эти значительные трудности необходимо учитывать и преодолевать учителю в ходе коррекционно-воспитательной работы.

В процессе занятий изобразительной деятельностью кроме основной задачи решаются ряд специальных взаимосвязанных задач.

1-я задача - сенсорное воспитание ребенка, направленное на формирование ощущений, восприятия, представлений на основе использования всех сохранных анализаторов и их компенсаторных возможностей.

2-я задача - формирование у детей представлений о воспринятом, сочетание воспринятого со словом, накопление образов (зрительных, двигательных, осязательных), которыми ребенок может оперировать и которые он может актуализировать по слову.

3-я задача - эстетическое воспитание детей (имеется в виду формирование хорошего вкуса, умения правильно оценить доступное по содержанию произведение искусства, эмоционально отнестись к прекрасному и т. п.)

4-я задача - формирование у детей умений и навыков изобразительной деятельности в той мере, в которой они необходимы для правильного отражения воспринятого. Учебная программа по изобразительному искусству преду­сматривает следующие виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобрази­тельном искусстве. Все они тесно связаны между собой, допол­няют и обогащают друг друга и, несмотря на элементарный характер изобразительных задач, имеют исключительно важное значение в общей системе коррекционно-воспитательной рабо­ты с умственно отсталыми школьниками.

Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необхо­димо к ним подготовить. Подготовка эта в первом классе за­нимает первую учебную четверть. Однако рекомендуемые ниже упражнения следует систематически использовать на всех го­дах обучения, включая их в урок в соответствии с его целями и задачами. Цель пропедевтических занятий состоит в том, чтобы при­вить учащимся интерес к рисованию, выработать умение орга­низованно слушать и выполнять задания учителя, научить де­тей правильно держать тетрадь (параллельно краю парты, а не наклонно, как при письме), хорошо ориентироваться в ней, сформировать умения действовать карандашом.

К концу этих занятий первоклассники должны уметь про­водить от руки толстые и тонкие линии в различных направлениях (вертикальные, горизонтальные, наклонные), различать и знать названия цветов (красный, желтый, синий, зеленый, чер­ный, белый), правильно пользоваться резинкой (стирать каран­дашную линию движениями в одном направлении, чтобы не измять бумагу).

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

 

 

Типовые компетентностно ориентированные задания:

 

Задание № 1 (КОЗ-22). Продемонстрируйте выполнение рисунка в технике «Орнамент в полосе».

Охарактеризуйте основные методические требования к составлению орнамента: Не загромождать узор большим количеством элементов - вот одним из обязательных требований искусства составления орнаментов.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.