Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Структура курсовой и выпускной квалификационной работы



Министерство образования и науки Российской федерации

Стерлитамакский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

РАБОТ СТУДЕНТОВ

 

 

Стерлитамак


I. Виды и структура научно-исследовательских работ студентов в вузе

Виды научно-исследовательских работ студентов в вузе

Принято выделять два основных вида научно исследовательской работы студентов в вузе:

1. Учебная НИРС, предусмотренная действующими учебными планами. К этому виду можно отнести, рефераты, доклады, сообщения, курсовые и дипломную работы.

2. Внеучебная НИРС выполняется сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.

Курсовая работа по педагогике и психологии– это самостоятельноеучебное научное исследование, посвященное актуальным вопросам педагогики и психологии, выполняемое под руководством преподавателя (научного руководителя). Общий объем работы 30-40 страниц. В зависимости от учебной дисциплины и особенностей исследования курсовая работа может быть выполнена либо в виде реферата, либо в виде экспериментальной работы

Выпускная квалификационная (дипломная) работа – это итоговая аттестационная,учебная, научно-исследовательская работа студента.Общий объём работы – 50-60 страниц набранного на компьютере текста (без приложения).

При выполнении курсовой и выпускной квалификационной работы (дипломной) ставятся следующие задачи:

· систематизация, закрепление и расширение творческих и практических знаний по специальности, применение этих знаний для решения конкретных задач;

· овладение методологией и методами психолого-педагогических исследований;

· формирование методологической культуры исследователя;

· развитие индивидуальных способностей студентов в поисковой научно-исследовательской деятельности

· развитие проектно-творческого, логического, системного мышления;

· осуществление самоанализа и саморазвития своих научно-теоретических способностей.

· развитие умений и навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования.

 

Структура курсовой и выпускной квалификационной работы

Обязательными структурными элементами как курсовой, так и выпускной квалификационной работы являются:

- титульный лист (Приложение 1);

- содержание работы Приложение 2);

- введение (3-6 страниц);

- основная часть (2-3 главы – теоретическая и экспериментальная части, состоящие из2-3 параграфов в каждой главе);

- заключение (2-3 страницы);

- список использованных источников (Приложение 7);

- приложение (Приложение 8).

- отзыв научного руководителя и рецензия (Приложение 10);

- задание на выполнение выпускной квалификационной работы Приложение 6).

Таким образом, как в курсовой, так и в выпускной квалификационной работе выделяются четыре основные части – введение, две (три) главы, заключение.

Введение по объему составляет по 1/10 от общего объема курсовой или выпускной работы - 3-6 стр. Введение включает в себя (научный аппарат в работе оформляется именно в такой последовательности):обоснование актуальности проведения исследования по избранной теме; разработанность (изученность) проблемы, обоснование темы, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи исследования, методологические основы исследования, методы исследования, экспериментальную базу исследования, новизну исследования, практическую значимость, апробацию результатов исследования, структуру работы.

Актуальность – теоретическая и практическая значимость исследования в современных условиях. Выделяют два основных направления характеристики актуальности темы. Первое связано с не изученностью данной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определённые аспекты темы изучены не в полной мере и проведённое студентом исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определённой задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

Разработанность (изученность) проблемы в научной литературе - перечисление прошлых и современных отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой.

Проблема определяется на основе краткого анализа современного состояния проблемы, это выявление противоречий между достигнутым уровнем знания и потребностью развития этого знания, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.

Тема — это представление о проблеме изучения.

Цель — дает возможность мысленно предвосхитить, определить научное исследование. Обычно выделяются следующие виды целей:

1) определение характеристик явления;

2) выявление взаимосвязи изучаемых явлений;

3) создание классификации, типологии;

4) описание новых феноменов с науке;

5) обобщение, которое предполагает выведение более общих закономерностей, чем описанные в науке к настоящему времени

6) проведение сравнительного анализа изучаемых явлений

7) осуществление диагностики и коррекции (формирования) определенных качеств, состояний.

Объект — некоторые реальные предметы, процессы, явления, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.

Предмет – это наиболее значимое с практической и теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта. При проведении исследовательской работы объект и предмет соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. Именно предмет определяет тему исследования.

Гипотеза – это предположение о возможном способе разрешения противоречия, усовершенствования явления. Существует три типа гипотез:

1. На количественные соотношения (они могут быть точными, приблизительными, предварительными);

2. На объяснение и на выявление элементов системы (когда надо объяснить, почему происходит так, а не иначе);

3. Прогноз, предвидение, предсказание (носит сложный характер, вскрывает механизм причинно-следственной связи).

Задачи исследования – характер и круг вопросов, которые предполагается решить в работе. Определение задач – это выбор путей и средств достижения цели исследования.

Методологическая основы исследования – основные теоретические подходы, концепции, используемые в исследовании.

Методы исследования – это целенаправленная система методов, обеспечивающая достаточно полное решение проблемы.

Экспериментальная база исследования: это образовательное учреждение, класс, группа детей, которые включены в данное исследование и составляют источник исследовательского материала. Базой исследования чаще всего называют базу проведения эксперимента, так же определяется контингет и количество испытуемых.

Новизна исследования - проявляется в наличии теоретических или практических положений, выводы, которые впервые сформулированы и убедительно обоснованы, в раскрытии ранее недостаточно исследованных вопросов. В научных положениях может быть все новым, частично новым или содержаться новая совокупность известных положений.

Практическая значимость: определение востребованности результатов исследования, конкретного потребителя и его рабочего места, где будет полезно применение данной работы.

Апробация результатов исследования: основные положения исследования, представленные на конференциях, в каких-либо учреждениях, результаты были изложены в ряде статей:

Структура работы: составные компоненты (введение, две главы, заключение, список литературы и приложение).

В первой главе, состоящей из двух или трех параграфов, приводится анализ литературных источников по выбранной тематике, история исследования данной проблемы, она представляет собой теоретическое реферативное описание уже имеющихся в данной науке исследований в русле избранной темы (с описанием позиции наиболее крупных исследователей в данной области). Необходимо учитывать и публикации в периодических изданиях, отражающие последние достижения в данной области. Требования к основной части: доказательность, последовательность, отсутствие лишнего, необязательного материала. При ее изложении следует избегать слепого копирования различных учебников, учебных пособий, книг. Грамотно выполненный обзор показывает, насколько глубоко студент знаком с работами, проблемой и сутью ранее выполненных исследований. Это свидетельство знания им предмета своей работы его эрудиции и культуры.

Наиболее типичные ошибки при изложении этой части:

· стремление построить его на основе только книжного материала;

· неумение анализировать результаты выполненных ранее работ;

· изложение фактов, без раскрытия своего мнения по рассматриваемой проблеме, выявления слабых и сильных сторон;

· стремление насытить текст различными пространными цитатами;

· написание обзора без ссылок на проведенную предыдущими исследователями работу;

· включение рассуждений, не имеющих отношения к исследуемой проблеме.

Во всех случаях обязательно приводить ссылки на литературные источники, с указанием авторов, из которых почерпнуты те или иные сведения, данные (даже если вы не цитируете их авторов). Оформление ссылок и цитат: в тексте, в квадратных скобках (см.пункт оформление работы). В первой части также дается анализ современного состояния проблемы на основе изучения эмпирических данных (анализ практики, учебников, программ и т.д.)

Вторая глава работы – практическая (состоит из двух или трех параграфов). В ней описываются организация исследования, методы и методики, применявшихся в исследовании, выделяются критерии, уровни исследуемых явлений, процессов, а также анализ и интерпретация полученных результатов, полученные данные следует описать, используя цифровой и иллюстративный материал, таблицы, диаграммы, корреляционные плеяды и т.д., и рекомендации для дальнейшего практического применения. Часть материала (по усмотрению научного руководителя и студента) выносится в Приложение (программы, тестовые методики, анкеты, первичные данные исследования, таблицы, диаграммы, планы-конспекты, анкеты, рисунки, фотографии и т.д.).

Заключение(выводы), являясь по объему изложения материала самым маленьким (обычно 2 -3 страницы), в то же время имеет большое значение, в нем сжато, в концентрированной форме представлены итоги всей работы, отмечено практическое значение выполненной работы, содержатся выводы из проведённого исследования в соответствии с целями и задачами, заявленными во введении.

Список литературы содержит полные выходные данные для научных работ, которые упоминались или цитировались студентом в ВКР.

К оформлению списка литературы в научном исследовании предъявляются следующие требования:

1) список имеет алфавитный порядок;

2) если в списке содержится несколько работ одного автора, они располагаются по хронологии,

3) каждый документ, включенный в список, должен быть описан в соответствии с требованиями следующих ГОСТов. (Приложение 7)

Приложение:в нем представлены первичные результаты исследования, сами методики исследования, программы, таблицы, рисунки и т.д.

Приложения, включенные в курсовую и выпускную квалификационную работу, помещаются после списка литературы и должны иметь номера и заголовки. Страницы приложений включаются в общую нумерацию, но не включаются в объем текстового материала исследования

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Общие требования

Работа, как правило, оформляется на стандартных листах писчей бумаги на одной стороне листа формата А 4 (210х297). Объем зависит от ее формы.

Выдерживаются следующие параметры страниц: ширина полей справа – 10 мм; слева – 30 мм, сверху; снизу по 20 мм, Текст печатается через полтора межстрочных интервала, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14. Шрифт должен быть четким. Плотность текста должна быть одинаковой. Выравнивание текста (за исключением названий разделов, глав, параграфов) – по ширине; автоматические переносы, абзац (отступ) в тексте равен 1,25.

Отпечатанные страницы обязательно нумеруются. Нумерация страниц выполняется в правом верхнем углу (титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию, но номер не проставляется, таким образом «Введение» помещается на 3-ей странице).

Каждая часть работы (содержание, введение, главы, заключение, список литературы, приложение) начинается с новой страницы, параграфы располагаются внутри главы, не печатаясь с новой страницы. Слова, напечатанные на отдельной строке прописными буквами («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ»), служат заголовками соответствующих структурных частей работы.

Названия частей в работе располагаются по центру (названия глав печатаются полужирным шрифтом прописными буквами без переносов и без точек в конце названия: ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ; наименования параграфов – полужирным шрифтом строчными буквами, также без переносов и без точек: 1.1. Название). Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.