Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Арбитражный процесс



Система и функции арбитражного суда.Наряду с судами общей юрисдикции защита нарушенных или оспариваемых прав организаций и граждан-предпринимателей осуществляется арбитражными судами.

Арбитражные суды, являясь федеральными судами, образуют единую систему, определенную Федеральным конституционным законом 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Основу системы составляют арбитражные суды субъектов Федерации. В то же время допускается действие как одного арбитражного суда на территории нескольких субъектов Федерации, так и нескольких арбитражных судов на территории одного субъекта.

Деятельность арбитражных судов субъектов Федерации в основном связана с разрешением дел по первой инстанции. Кроме того, они выступают в качестве апелляционных судов по повторному рассмотрению дел, бывших предметом разрешения тех же судов по первой инстанции.

Вторую ступень системы занимают федеральные окружные арбитражные суды. Они являются судами по кассационной проверке законности судебных постановлений по делам, рассмотренным нижестоящими судами по первой инстанции и в апелляционном порядке.

Федеральные арбитражные окружные суды также вправе пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты.

Систему арбитражных судов возглавляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который согласно ст. 127 Конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он также осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью.

К функции Высшего Арбитражного Суда РФ относится рассмотрение по первой инстанции дел о признании недействительными

(полностью или частично) нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан-предпринимателей; экономических споров между Российской Федерацией и субъектами Федерации, пересмотр постановленных им судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Помимо непосредственной судебной деятельности Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, давая разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующие указанные правоотношения.

Подведомственность дел арбитражному суду. Создание арбитражных судов как самостоятельной ветви всей судебной системы повлекло за собой проблему разграничения компетенции между ними и судами общей юрисдикции.

Общее правило подведомственности дел арбитражному суду содержится в ст. 1, 22 АПК РФ, в соответствии с которыми к компетенции арбитражных судов относится рассмотрение дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. Таким образом, все споры, которые относятся к ведению арбитражных судов, определяются как экономические либо споры в сфере управления.

Достаточно четко определить подведомственность того или иного спора арбитражному суду можно на основе выработанных и широко используемых в теории и на практике критериев подведомственности. К таким критериям относятся: 1) субъектный состав участников спора и 2) характер спорного правоотношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 АПК арбитражный суд рассматривает споры между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. Под юридическими лицами понимаются все те организационно-правовые образования, которые предусмотрены гражданским законодательством (гл. 4 ГК РФ). Статус предпринимателя приобретается гражданином с соблюдением порядка государственной регистрации, предусмотренного ст. 23 ГК.

Таким образом, если хотя бы одним из участников спора выступает гражданин, не обладающий статусом предпринимателя, спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Сторонами в споре, подведомственном арбитражному суду, могут выступать Российская Федерация и субъекты Федерации (ч. 1 ст. 22 АПК РФ).

Арбитражные суды рассматривают также споры, участниками которых являются иностранные организации, организации с

иностранными инвестициями, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Вторым критерием определения подведомственности споров арбитражным судам является характер спорного правоотношения.

К ведению арбитражного суда помимо рассмотрения экономических дел отнесено разрешение иных споров (ч. 3 ст. 22 АПК). Таковы дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (дело об установлении фактов, имеющих юридическое значение); о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.

Достаточно широкая компетенция арбитражных судов подчинена правилу приоритета общесудебной подведомственности, согласно которому при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одно подведомственно суду общей юрисдикции, а другое - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Последствия несоблюдения правил о подведомственности арбитражному суду заключаются в отказе в принятии искового заявления (п. 1 ст. 107 АПК), а если неподведомственность дела выявлена на стадии судебного разбирательства, то арбитражный суд прекращает производство по делу (п. 1 ст. 85 АПК).

Подсудность дел арбитражному суду. Институт подсудности в арбитражном процессе, как и в гражданском процессе, служит решению вопроса о распределении дел, подведомственных арбитражным судам, между различными судами арбитражной судебной системы.

Подсудность арбитражных судов принято делить на родовую (предметную) и территориальную. Общее положение родовой подсудности выражено в формуле: все дела, подведомственные арбитражным судам, по первой инстанции рассматриваются судами субъектов Федерации, за исключением дел, подсудных исключительно Высшему Арбитражному Суду РФ (ч. 1 ст. 24 АПК).

Территориальная подсудность означает разграничение компетенции арбитражных судов одного уровня в зависимости от места рассмотрения дела. В территориальной подсудности прежде всего различают общую территориальную подсудность, согласно которой иски предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Иски к юридическим лицам, вытекающие из деятельности их обособленных подразделений, предъявляются по месту нахождения этого подразделения (ст. 25 АПК).

Законом (ст. 25 АПК) предусмотрена возможность обращения истца в арбитражный суд по месту нахождения ответчика или в арбитражный суд, обслуживающий другую территорию (альтернативная подсудность). Например, иск к ответчику, местонахождение

которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд, обслуживающий территорию, на которой находится имущество этого ответчика, либо по его последнему нахождению в Российской Федерации.

Иски, основанные на договоре, в котором указано место исполнения обязательств, могут быть предъявлены по месту исполнения. В случае участия в деле нескольких ответчиков, находящихся на территории разных субъектов Федерации, иск может быть предъявлен по выбору истца в арбитражный суд по месту нахождения одного из ответчиков.

Исключительная подсудность не допускает возможности выбора истцом подсудности иной, чем та, которая установлена арбитражным процессуальным законодательством. Так, иски о признании права собственности на здания, сооружения, земельные участки, иски об изъятии зданий, сооружений, земельных участков из чужого незаконного владения, об устранении нарушенных прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения, предъявляются только по месту нахождения здания, сооружения, земельного участка. Иски к перевозчику, вытекающие из договоров перевозки, в том числе когда перевозчик является одним из ответчиков, предъявляются по месту нахождения органа управления транспортной организацией.

Там, где существует тесная связь между несколькими делами, возможно применение подсудности по связи дел. В частности, встречный иск предъявляется в тот арбитражный суд, который рассматривает первоначальное требование. Иски третьих лиц, заявивших самостоятельное требование на предмет спора, рассматриваются в месте разрешения спора между первоначальными сторонами.

Правила договорной подсудности, определенные ст. 30 АПК, позволяют участникам договора по соглашению предусматривать место разрешения спора, который может возникнуть из этого договора. Однако такое соглашение возможно лишь в отношении общей территориальной или альтернативной подсудности.

Закон содержит указания на специальные правила территориальной подсудности. Это относится к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, а также к делам о несостоятельности (банкротстве). Так, дела об установлении фактов подлежат рассмотрению по месту нахождения заявителя, за исключением дел об установлении фактов владения зданием, сооружением, земельным участком (такие дела рассматриваются по правилам исключительной подсудности). Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются по месту нахождения должника.

Порядок предъявления иска и последствия его нарушения.Иск в арбитражном процессе является важнейшим процессуальным средством защиты нарушенного или оспариваемого права. Обращение в арбитражный суд с иском требует определенного процессуального порядка, соблюдение которого проверяется судьей на стадии

принятия искового заявления. Так, обращается внимание на то, нет ли обстоятельств, существование которых исключает возможность принятия заявления.

В соответствии со ст. 108 АПК судья возвращает исковое заявление и приложенные к нему документы, в частности, если:

  • не соблюдены форма и содержание искового заявления;
  • исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано;
  • дело неподсудно данному арбитражному суду;
  • не представлены доказательства направления другим участвующим в деле лицам, копии искового заявления;
  • не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере.

Перечисленные и иные условия не свидетельствуют об отсутствии у истца права на обращение в арбитражный суд с исковым заявлением, (права на предъявление иска), а указывают лишь на то, что исковое заявление не может быть принято к рассмотрению суда до тех пор, пока не будут устранены основания, повлекшие возвращение искового заявления.

О возвращении искового заявления арбитражный суд выносит определение, в котором указывается на то, каким образом должны быть устранены обстоятельства, препятствующие принятию искового заявления. Определение о возврате искового заявления может быть обжаловано.

Когда у заявителя отсутствует право на обращение в арбитражный суд вообще, то судья выносит определение об отказе в принятии искового заявления. Основания отказа в принятии заявления сводятся к следующим:

  • если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде;
  • если имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение или определение о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска или об утверждении мирового соглашения суда общей юрисдикции, арбитражного суда;
  • если в производстве суда общей юрисдикции, арбитражного суда, третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, когда арбитражный суд отказал в выдаче .исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, возвратил дело на новое рассмотрение'в третейский суд, принявший решение, но рассмотрение дела в том же третейском суде оказалось невозможным.

Об отказе в принятии искового заявления судья выносит определение, которое может быть обжаловано. Правовые последствия

  • отказа в принятии искового заявления иные, чем при его возвращении: исключается возможность повторного обращения в арбитражный суд с тождественным иском.

Установив, что исковое заявление может быть принято к производству арбитражного суда, судья выносит определение о принятии искового заявления.

Закон предоставляет лицам, участвующим в деле, право направить в арбитражный суд отзыв на исковое заявление, в котором излагается отношение к заявленному требованию. В частности, в случае возражения против иска в отзыве указываются мотивы полного или частичного несогласия с заявленными требованиями со ссылкой на закон и иные нормативные правовые акты, а также на доказательства, обосновывающие возражения. Отзыв подписывается лицом, участвующим в деле, или его представителем. В последнем случае прилагается доверенность, подтверждающая полномочия представителя.

Доказывание и доказательства в арбитражном процессе. Как и в гражданском процессе, доказательственная деятельность в арбитражном процессе направлена на установление фактических обстоятельств дела, т.е. юридических фактов, с наличием или отсутствием которых закон связывает возможность возникновения, изменения или прекращения материально-правовых отношений между участниками спора и, как следствие, с содержанием прав и обязанностей их по отношению друг к другу.

Общее правило по распределению обязанности по доказыванию закреплено в ст. 53 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать то обстоятельство, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений против этих требований. В то же время при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.

Помимо общих правил распределения обязанностей по доказыванию в нормах материального права могут содержаться специальные правила, в силу которых те или иные указанные в законе обстоятельства доказываются определенной стороной. Так, отсутствие вины должно доказать лицо, нарушившее обязанность (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Согласно ст. 52 АПК доказательствами в арбитражном процессе являются полученные в соответствии с предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядком Сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения спора. Эти сведения устанавливаются письменными и вещественными доказательствами, заключениями экспертов, показаниями свидетелей, объяснениями участвующих в деле лиц.

В арбитражном процессе наиболее распространены письменные доказательства, которые разнообразны в своем конкретном выражении. Статья 60 АПК относит к письменным доказательствам акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию и другие документы и материалы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела и полученные посредством почтовой, электронной или иной связи либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа.

В отличие от письменных доказательств показания свидетелей - не столь распространенное средство доказывания в арбитражном процессе. В качестве свидетеля может быть привлечено любое лицо, которое располагает сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Арбитражное процессуальное законодательство указывает на две основные обязанности свидетеля: явиться по вызову суда и дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах; при этом он предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Свидетель дает показания устно, однако по предложению суда им представляются объяснения также в письменном виде.

Лица, участвующие в арбитражном процессе. Независимо от того, какие правоотношения лежат в основе спора, в нем имеются как минимум, две стороны. Одной из сторон (истцом) является лицо, обратившееся в арбитражный суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Второй стороной (ответчиком) является лицо, к которому предъявлены требования (ст. 34 АПК).

В большинстве случаев сторонами выступают организации, являющиеся юридическими лицами. Статус юридического лица определяется ст. 48 ГК РФ, согласно которой юридическим лицом признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, которая может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Сторонами в арбитражном процессе могут быть граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

В специальных случаях, предусмотренных законодательством, в качестве стороны в арбитражном процессе могут выступать образования, не являющиеся юридическими лицами, и граждане, не имеющие статуса предпринимателя (п. 4 ст. 22 АПК).

Стороны наделены широким кругом прав: они имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать с них копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в их исследовании, задавать вопросы, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, представлять

свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, возражать против ходатайств, доводов других участвующих в деле лиц, обжаловать судебные акты.

Помимо перечисленных прав, которыми обладают все участвующие в деле лица, ряд полномочий принадлежит исключительно сторонам. Например, только истец может до принятия судом решения изменить предмет или основания иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, а также отказаться от иска. В свою очередь ответчик может признать иск в полном объеме ^или частично. Стороны вправе закончить дело мировым соглашением.

Предоставляя сторонам широкие процессуальные права, закон в то же время указывает на их обязанности, подчеркивая при этом, что они должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им правами. Стороны не могут совершать действия, противоречащие закону либо нарушающие чьи-либо права и интересы.

Неблагоприятные последствия уклонения от выполнения процессуальных обязанностей возлагаются на нарушившую сторону. Так, несоблюдение истцом требований относительно порядка возбуждения дела влечет за собой возвращение искового заявления (ст. 108 АПК), невыполнение обязанностей, возложенных на отдельных лиц, участвующих в деле, может служить основанием для применения санкций в виде штрафа (ст. 100 АПК). Некоторые права сторон одновременно выступают в качестве их обязанностей. Например, дача объяснений по существу заявленных требований или представление доказательств являются правом стороны и в то же время ее обязанностью.

Закон предусматривает возможность участия в деле помимо сторон также других лиц. К последним относятся третьи лица, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в защиту чужих интересов в силу возложенных на них законом обязанностей.

Отдельную группу участников арбитражного процесса образуют свидетели, эксперты, переводчики, представители, которые призваны содействовать правосудию, нормальному ходу разрешения спора. Все они наделены определенными правами и обязанностями, обусловленными той функцией, которую они выполняют в арбитражном процессе.

Арбитражный суд, выступая в качестве главного и обязательного субъекта арбитражных процессуальных правоотношений, наделен соответствующими правами и обязанностями, которые не противостоят правам и обязанностям других участников процесса, а напротив, направлены на максимальное обеспечение их реального осуществления.

Судебное разбирательство и решение арбитражного суда.После принятия искового заявления к производству арбитражный суд проводит подготовку дела к судебному разбирательству. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном процессе должна

проводиться по любому делу, независимо от того, насколько оно, с точки зрения судьи, представляет для него определенную сложность.

Подготовка дела к судебному разбирательству складывается из определенных действий судьи. Конкретное содержание и последовательность этих действий обусловливаются общими задачами подготовки, к которым относятся: 1) уточнение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; 2) определение правоотношения сторюн и закона, которым следует руководствоваться; 3) разрешение вопроса о составе участвующих в деле лиц; 4) определение доказательств, которые каждая сторона должна представить в обоснование своих требований и возражений.

Многообразие действий по подготовке дела к судебному разбирательству исключает возможность законодательного установления их исчерпывающего перечня. Поэтому в ст. 112 АПК приведены лишь наиболее значимые и чаще встречающиеся в практике действия по подготовке. К таким действиям относятся: рассмотрение вопроса о привлечении к участию в деле другого ответчика или третьего лица; извещение заинтересованных лиц о производстве по делу; предложение участвующим в деле лицам выполнить определенные действия, в том числе представить документы и сведения, имеющие значение для разрешения спора; проверка относимости и допустимости доказательств; вызов свидетелей; рассмотрение вопроса о назначении экспертизы; вызов лиц, участвующих в деле; принятие мер к примирению сторон; решение вопроса о вызове руководителей организаций, з^частвующих в деле, для дачи объяснений; принятие мер к обеспечению иска.

Подготовительные действия включают в себя и меры, направленные на создание предпосылок, обеспечивающих явку всех участников процесса в первое же судебное заседание с целью недопущения его отложения по мотивам отсутствия кого-либо из них.

О подготовке дела к судебному разбирательству судья выносит определение, в котором перечисляются необходимые процессуальные действия.

В определении судья назначает время и место судебного заседания по рассмотрению дела.

Судебное разбирательство является центральной стадией арбитражного процесса, в ходе которой судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств выясняется обоснованность требований и возражений сторон и других участвующих в деле лиц, устанавливаются их действительные права и обязанности. На этой стадии в полной мере проявляют себя принципы арбитражного процесса: законность, независимость суда, равенство сторон, состязательность, диспозитив-ность, гласность, сочетание письменного и устного судопроизводства и т.д.

Как правило, разбирательство дела в суде первой инстанции происходит в открытом судебном заседании, за исключением случаев, когда требуется охрана государственной или коммерческой тайны. Во время судебного заседания допускается ведение присутствующими в зале письменных заметок, стенограммы, звукозаписи. По разрешению суда возможна кино-, фото-, видеосъемка, а также трансляция судебного заседания по радио и телевидению.

Руководство ходом судебного заседания возложено на председательствующего, который обязан обеспечить полное, всестороннее и объективное выяснение всех обстоятельств дела, соблюдение прав и обязанностей всех участников процесса, которые, в свою очередь, как и присутствующие в зале, должны соблюдать установленный порядок поведения и подчиняться распоряжениям председательствующего.

Дело в первой инстанции рассматривается, как правило, единолично, за исключением случаев, перечисленных в ст. 14 АПК.

Детальной регламентации хода судебного разбирательства АПК РФ не содержит. В то же время арбитражная судебная практика выработала определенный порядок проведения заседания. В нем можно выделить три последовательно сменяющие друг друга части: 1) подготовительную, 2) рассмотрение дела по существу и 3) принятие решения.

Каждая из частей имеет содержание и предназначена для разрешения определенного круга вопросов. Так, подготовительная часть призвана определить, имеются ли необходимые условия для рассмотрения дела по существу в данном судебном заседании. В ней должны быть совершены такие процессуальные действия, как проверка явки и полномочий сторон, иных лиц, участвующих в деле; объявление состава суда и разъяснение участвующим в деле лицам их прав (в том числе и право отвода) и обязанностей; разрешение заявлений и ходатайств. Следует отметить, что явка в судебное заседание арбитражного суда не является обязательной. Согласно ст. 119 АПК при неявке истца или ответчика, которые надлежащим образом были извещены о времени и месте судебного заседания, спор может быть разрешен в их отсутствие. При этом от истца требуется заявление о рассмотрении дела без него.

Отводы (самоотводы), заявления, ходатайства, например, об истребовании или приобщении новых доказательств и по другим вопросам, связанным с разбирательством дела, разрешаются судом после заслушивания мнения всех находящихся в судебном заседании лиц, участвующих в деле.

Рассмотрение дела по существу начинается, как правило, с изложения истцом обстоятельств заявленных им требований. Затем выслушиваются объяснения ответчика и других лиц, участвующих в деле. В любом случае всем им должна быть предоставлена равная и в полном объеме возможность высказать свою позицию по делу, предъявить любые необходимые доказательства, участвовать в исследовании

и оценке материалов дела. Порядок исследования доказательств устанавливается судьей, председательствующим в деле.

Процессуальные действия сторон по распоряжению своими диспозитивными правами находятся под контролем суда. Так, суд не принимает отказа) от иска, уменьшения размера исковых требований, признания иска и не утверждает мирового соглашения, если это противоречит закону и иным нормативным правовым актам или нарушает права и законные интересы других лиц (ст. 37 АПК).

После исследования доказательств суд выясняет у лиц, участвующих в деле, имеются ли у них какие-либо дополнения, которые могут касаться не только представления дополнительных материалов, но и соображений относительно работы по доказыванию и результатов этой деятельности, их позиции относительно существа спора, законодательства, которое необходимо применить при его разрешении, и какое решение в конечном итоге должно быть принято по делу.

Решение принимается в отдельном помещении после окончания разбирательства дела по существу. Во время принятия решения в этом помещении могут находиться лишь те судьи, которые входят в состав суда, рассмотревшего дело. При коллективном рассмотрении дела решение принимается большинством голосов.

При принятии решения арбитражный суд:

  • определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены;
  • определяет, какие законы и иные нормативные правовые акты следует и какие не следует применять по данному делу;
  • устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, и решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Решение излагается в письменной форме судьей, председательствующим в деле, и подписывается всеми судьями, входящими в состав суда при коллегиальном рассмотрении дела. Решение арбитражного суда, как и решение суда общей юрисдикции, состоит из четырех частей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной (ст. 127 АПК).

После принятия решение объявляется председательствующим в том же судебном заседании. В исключительных случаях по особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более 3 дней. Однако резолютивная часть решения в любом случае подлежит оглашению в том же заседании, в котором закончилось разбирательство дела.

При этом сообщается, когда лица, участвующие в деле, могут ознакомиться с полным текстом решения.

Судебное заседание заканчивается разъяснением порядка обжалования решения арбитражного суда.

Нормальное развитие процесса иногда нарушается возникновением или обнаружением в ходе рассмотрения дела обстоятельств,

препятствующих вынесению решения или исключающих возможность рассмотрения дела по существу, что влечет за собой отложение рассмотрения дела или приостановление его рассмотрения, прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения. В таких случаях заседание по спору заканчивается вынесением соответствующего определения арбитражного суда. Основания и порядок совершения перечисленных процессуальных действий регламентированы ст. 81-88, 120 АПК.

Решение арбитражного суда должно быть законным и обоснованным. Ошибки, которые обусловлены неправильным применением закона или несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела либо недоказанностью наличия или отсутствия этих обстоятельств, могут быть исправлены посредством пересмотра решения.

Пересмотр решений арбитражного суда.В целях гарантии законности постановлений арбитражных судов и исправления допущенных ими при рассмотрении дела ошибок арбитражное законодательство включает в себя четыре института, объединенных под общим наименованием "производство по пересмотру решений".

Пересмотр решений может быть осуществлен в 4 самостоятельных стадиях арбитражного процесса:

  • производство в апелляционной инстанции по жалобам на не вступившие в законную силу решения и определения арбитражного суда первой инстанции;
  • производство в суде кассационной инстанции по жалобам на вступившие в законную силу решения, определения, постановления арбитражного суда;
  • пересмотр решений, определений, постановлений арбитражного суда в порядке судебного надзора;
  • пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений, постановлений арбитражных судов, вступивших в законную силу.

Наиболее доступный и быстрый способ проверки законности и обоснованности судебных постановлений, решений и определений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, - это обращение с жалобой в апелляционную инстанцию.

Правом на подачу апелляционной жалобы обладают все лица, участвующие в деле. Осуществление ими права на подачу жалобы с соблюдением установленного порядка и сроков обращения влечет за собой обязательное рассмотрение дела апелляционной инстанцией. Жалоба подается в месячный срок с момента вынесения решения в тот же арбитражный суд субъекта Федерации, который рассмотрел дело по первой инстанции, поскольку именно там находится апелляционная инстанция. Апелляционная жалоба оплачивается государственной пошлиной в размере 50% ставки, установленной для оплаты заявлений о возбуждении дела.

Другая сторона по получении копии жалобы вправе составить и направить в суд апелляционной инстанции отзыв на 'жалобу с приложением документов, которые ранее не представлялись.

О принятии жалобы к производству судом выносится определение, в котором: указываются время и место рассмотрения дела по жалобе. Указанное определение направляется лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в полном объеме, независимо от доводов жалобы, не ограничиваясь материалами, положенными в обоснование решения суда первой инстанции. Правильность решения проверяется путем повторного рассмотрения дела с использованием доказательств как уже находящихся в деле, так и вновь представленных. При этом дополнительные доказательства принимаются судом к исследованию, если заявитель, просящий о их исследовании, обосновал невозможность представления этих доказательств в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него. В апелляционной инстанции недопустимы также рассмотрение и разрешение требований, которые ранее не заявлялись в суде первой инстанции.

По результатам рассмотрения дела по жалобе суд апелляционной инстанции вправе: 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, 2) изменить это решение; 3) отменить решение и принять новое; 4) отменить решение с прекращением производства по делу либо оставлением иска без рассмотрения.

Рассмотрение дела в апелляционной инстанции завершается вынесением постановления, которое по содержанию должно отвечать требованиям ст. 159 АПК и вступает в силу с момента его принятия.

Срок рассмотрения дела в апелляционной инстанции установлен в один месяц со дня поступления жалобы в суд.

Объектом кассационной проверки выступают судебные решения и определения суда первой инстанции, а также постановление апелляционной инстанции, если дело было предметом ее рассмотрения по апелляционной жалобе. Все эти указанные судебные акты к моменту кассационной проверки должны приобрести законную силу.

В качестве судов, на которые возложена функция проверки законности решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях, выступают федеральные арбитражные суды округов.

Содержание кассационной жалобы должно отвечать требованиям ст. 265 АПК РФ. При этом поскольку пределы рассмотрения кассационной жалобы, в отличие от апелляционной проверки, ограничены проверкой правильности применения нижестоящими судами норм материального права либо норм процессуального права, ссылка в жалобе на недоказанность обстоятельств дела или на несоответствие

взаимоотношений лиц, участвующих в спорном правоотношении, обстоятельствам дела не допускается.

Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. К жалобе также прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины и направление копий другим лицам, участвующим в деле.

Срок на подачу кассационной жалобы установлен в один месяц со дня вступления обжалуемых судебных актов в законную силу.

Кассационная жалоба рассматривается в месячный срок со дня ее поступления вместе с делом в суд кассационной инстанции. Само судебное заседание проходит три этапа: 1) выяснение возможности рассмотрения дела по жалобе в данном судебном заседании, разъяснение прав и обязанностей лицам, участвующим в деле, и разрешение заявленных ими ходатайств; 2) разрешение кассационной жалобы по существу; 3) вынесение и оглашение кассационного постановления.

Суд в составе 3 профессиональных судей, проверяя законность решений и постановлений, вправе: 1) оставить решение первой инстанции или постановления апелляционной инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения; 2) отменить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции полностью или частично и принять новое решение; 3) отменить решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и передать дело на новое рассмотрение суда, решение или постановление которого отменено, если принятое решение или постановление недостаточно обосновано; 4) изменить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции; 5) отменить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части; 6) оставить в силе одно из ранее принятых решений или постановлений.

По результатам рассмотрения дела в кассационном порядке принимается постановление, содержание которого определено ст. 177 АПК РФ. Постановление подписывается всеми судьями.

Вступившие в законную силу решения и постановления всех арбитражных судов Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам соответствующих должностных лиц. Так, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и Генеральный прокурор РФ вправе приносить протесты на решения и постановления любого арбитражного суда, за исключением постановлений президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда и заместитель Генерального прокурора РФ вправе приносить протесты на решения и постановления любого арбитражного суда, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда.

Порядок рассмотрения дела в общих чертах определен законом (ст. 186 АПК РФ). Дело после соблюдения соответствующей

процедуры по надзорной жалобе рассматривается в заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. При рассмотрении дела в порядке надзора, заслушивается доклад по делу судьи Высшего Арбитражного Суда РФ. Члены Президиума вправе задавать вопросы докладчику, а также высказывать свое суждение относительно рассматриваемого в порядке надзора дела. После обсуждения Президиум открытым голосованием принимает постановление. Никто из членов Президиума не вправе воздержаться от голосования. Решение принимается большинством голосов. Постановление подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ и вступает в силу с момента его подписания.

Принимаемые Президиумом решения по рассмотренному делу аналогичны, по сути, тем, которые выносятся кассационной инстанцией, с той лишь разницей, что постановление Президиума так или иначе касается и самого постановления кассационной инстанции.

Пересмотр решения арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам сравнительно редко встречается на практике. Тем не менее этот способ проверки правильности разрешения дела обладает рядом преимуществ, одно из которых заключается в том, что в качестве суда, исправляющего судебную ошибку, выступает суд, сам ее допустивший. Специфика данной стадии процесса проявляется прежде всего в основаниях пересмотра судебного акта. Это - наличие вновь открывшихся обстоятельств, т.е. юридических фактов, существовавших в момент рассмотрения дела и имеющих существенное значение для его разрешения, которые однако, не были и не могли быть известны ни заявителю, ни суду, рассмотревшему дела без учета этих обстоятельств.

При принятии заявления о пересмотре оно рассматривается в месячный срок со дня его поступления в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, неявка которых не препятствует завершению разрешения вопроса. Суд принимает одно из двух решений: либо удовлетворяет заявление о пересмотре и отменяет судебный акт с последующим повторным рассмотрением дела, либо отказывает в пересмотре, в частности, по тем основаниям, что обстоятельство, на которое ссылается заявитель, не носит характера вновь открывшегося. Определение об отказе в пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам может быть обжаловано.

Глава 19. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

Административное право- самостоятельная отрасль публичного права. Основу его предмета составляют общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления исполнительной власти, т.е. государственного управления. Поэтому данные отношения называются управленческими.

Ввиду юридически властной сущности деятельности исполнительной власти управленческие отношения характеризуются:

  • а) юридическим неравенством сторон.

Они основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. В них доминирует воля субъекта исполнительной власти;

  • б) организационным содержанием.

Они выражают целенаправленное упорядочивающее воздействие исполнительной власти на общественные отношения в процессе организации исполнения законов, относящихся к руководству экономикой, социально-культурным развитием, административно-политической деятельностью;

  • в) безвозмездностью. По общему правилу они не имеют денежного выражения оценки.

При совершении исполнительным органом строго определенных юридически значимых действий на платной основе правовое неравенство и организационный характер отношений сохраняются (например, при получении паспорта, лицензии и т.д.).

В предмет административного права входят управленческие отношения, связанные не только с осуществлением исполнительной власти как ветви единой государственной власти, но и исполнительных органов местного самоуправления в их отношениях с гражданами, различными муниципальными организациями.

В предмет административного права входят также отношения управленческого характера, возникающие в системе законодательных (представительных), судебных органов, органов прокуратуры, в частности, в связи с комплектованием их аппарата, руководством его деятельностью и т.д.

Субъектами управленческих отношений могут быть физические лица и их различные организации: органы государственной, исполнительной власти и местного самоуправления; государственные и муниципальные служащие; коммерческие и некоммерческие организации; их должностные лица и др.

Предметом административного права определяется специфика метода административно-правового регулирования его отношений. Данный метод основан на признании:

  • а) юридического неравенства сторон, в которых одна сторона обладает властными полномочиями в отношении другой стороны;
  • б) права того, что принятие решения стороной, наделенной властными полномочиями, выбор его варианта не зависят от другой стороны;
  • в) права стороны, принимающей решение, обеспечивать и контролировать его исполнение;
  • г) возможности применения уполномоченными органами принуждения за неисполнение такого решения;
  • д) императивности правового регулирования. Вариант или варианты поведения сторон устанавливаются административно-правовыми нормами.

Под административным правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, возникающие в связи с организацией и осуществлением исполнительной власти в целях реализации законов в процессе руководства экономикой, социально-культурным развитием, административно-политической деятельностью.

Административно-правовая норма - правило поведения, установленное государством для регулирования управленческих отношений, возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти. Нормы административного права устанавливают статус субъектов управленческого процесса, основу которого составляет комплекс их прав и обязанностей. Властной природой управления обусловлен императивный характер административно-правовых норм: они предписывают определенный вариант либо варианты поведения субъектов административного права.

Административно-правовые нормы подразделяются на виды по различным критериям.

В зависимости от адресатов выделяются нормы, устанавливающие административно-правовой статус определенных видов субъектов управленческих отношений: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих и др.

По форме выражения содержащихся в них предписаний они подразделяются на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие и стимулирующие.

Обязывающие нормы содержат предписание исполнителям совершать действия, указанные в данной норме; запрещающие указывают на недопустимость совершения действий, предусмотренных нормой; уполномочивающие устанавливают возможность исполнителей действовать по своему усмотрению, избирать вариант своего поведения в дозволенных нормой пределах; стимулирующие определяют меры материального и морального воздействия, направленные на обеспечение должного поведения исполнителей.

В зависимости от юридических особенностей различают:

  • а) материальные нормы, определяющие содержание прав, обязанностей и ответственность субъектов административного права;
  • б) процессуальные - предусматривающие порядок их реализации.

Гражданин - приоритетный субъект административного права,ибо в структуре публичного интереса, выражаемого данной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свобод гражданина.

Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

Содержание административно-правового статуса гражданина составляют:

  • а) административная правосубъектность;
  • б) комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;
  • в) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления.

Однако не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Некоторые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Российской Федерации. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.

В формировании и осуществлении данного статуса значительную роль играют органы исполнительной власти и местного самоуправления.

В пределах предоставленной компетенции они:

  • а) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);
  • б) организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;
  • в) помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например, в вопросах социальной защиты;
  • г) осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Во многих случаях актами органов государственного управления и местного самоуправления конкретизируются права и обязанности, установленные в общем виде конституциями, отдельными законодательными актами. Например, конституционное право на высшее образование конкретизировано не только Законом РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в ред. от 13 января 1996 г.), но и Типовым

положением о высшем учебном заведении, утвержденным Правительством РФ.

Органы государственного управления в пределах своей компетенции непосредственно устанавливают определенные права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера. Например, они предусмотрены Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством РФ.

Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливаются и изменяются при помощи норм административного права.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений. Так, УК РФ устанавливает в качестве меры наказания возможность лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Административное право также устанавливает исключительные случаи временного лишения или ограничения отдельных граждан некоторых прав за нарушения. Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность лишения гражданина специально предоставленного ему права управления транспортным средством, права охоты. Режим чрезвычайного положения предполагает возможность введения в соответствии с федеральным конституционным законом ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.

Основной особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление предполагает различные условия и характер взаимодействия с системой исполнительной власти.

Система исполнительной власти остается важнейшей сферой реализации административной правоспособности граждан, т.е. возможности вступать в административные правоотношения. При этом другой стороной в таких правоотношениях являются орган исполнительной власти (должностное лицо) либо организация или ее представитель, обладающие полномочиями административно-правового характера.

На осуществление административной правоспособности влияют разнообразные фактические обстоятельства, наличие которых порождает у граждан соответствующие субъективные права и обязанности. Например, законом предусмотрены условия, при наличии которых гражданин приобретает право на альтернативную военную службу. Подобные обстоятельства влияют на содержание административной правоспособности.

Связь реализации административной правоспособности с теми или иными реальными обстоятельствами обусловлена необходимостью обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья, наиболее правильного использования способностей и активности граждан в социальной деятельности.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.

Административная дееспособность гражданина - признанная за ним способность личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами.

Момент возникновения административной дееспособности гражданина не определен законодательством единообразно и четко. В полном объеме она возникает по достижении 18-летнего возраста. Однако момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста. Так, субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; обязанность гражданина получить паспорт возникает по достижении 14-летнего возраста.

Не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Это во многом определяется особенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей личными действиями предполагают наличие определенного уровня умственного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т.д.

Права и обязанности граждан, входящие в содержание административной правоспособности, разнообразны. Во взаимодействии с исполнительными органами реализуются прежде всего права на участие в управлении государственными делами, проведение публичных мероприятий, на объединение, обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, передвижение, сбор и распространение информации; обязанности сохранять природу и

окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам; защищать Отечество и др.

Действующим законодательством предусматриваются различные организационно-правовые гарантии прав граждан, как судебные, так и внесудебные.

Усиливается влияние судов на укрепление законности в правотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц. Законодательство последовательно расширяет возможности судебного обжалования их правовых актов. Суды рассматривают жалобы на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан.

В соответствии с Конституцией РФ учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, действующего на основании Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ. Он призван способствовать восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина, приведению его в соответствие с общепринятыми принципами и нормами международного права, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Роль органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц в реализации прав и свобод граждан, выполнении ими своих обязанностей определяется тем, что они непосредственно исполняют законы, а также наделены обширными юрисдикционными полномочиями, использование которых нередко касается осуществления прав, свобод и обязанностей граждан.

Гарантии прав граждан. Важнейшим элементом статуса граждан являются организационно-правовые гарантии их прав и свобод. Они подразделяются на судебные и внесудебные.

Суды рассматривают дела, так или иначе затрагивающие права и свободы человека (об административных правонарушениях, обжаловании правовых актов органов исполнительной власти и местного самоуправления, их должностных лиц и др.). Некоторые правовые акты и действия могут быть совершены только на основании судебного решения (ограничение права на тайну переписки, проникновение в жилище и др.).

Защита прав и свобод граждан - приоритетная обязанность органов исполнительной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Обеспечивая реализацию прав и свобод граждан, указанные органы и должностные лица, во-первых, создают (либо участвуют в создании) необходимые материальные, организационные, правовые условия деятельности органов, предприятий и учреждений для реализации гражданами их прав и свобод; во-вторых, разрешают конкретные индивидуальные дела, возникающие по инициативе граждан (например, в связи с их обращениями). Как уже говорилось, Конституцией РФ предусмотрено учреждение должности

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Полномочия Уполномоченного по правам человека, связанные с защитой прав и свобод граждан, подразделяются на две группы: а) по выявлению нарушений прав - проведение проверок по жалобам, истребование необходимых для этого материалов, привлечение к проверкам представителей государственных органов и др.; б) по устранению выявленных нарушений.

Уполномоченный обязан направлять органам и лицам, в решениях или действиях которых он усматривает нарушения прав и свобод граждан, свое заключение с рекомендациями о возможных и необходимых мерах восстановления нарушенных прав. Ответ о результатах рассмотрения заключения должен быть дан Уполномоченному в течение одного месяца.

Уполномоченный может обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод; в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностных лиц, в решении или в действиях которых усматриваются нарушения прав и свобод; в суд или в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда, либо постановления судьи; в Конституционный Суд РФ на нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Одним из направлений деятельности органов прокуратуры являются рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина. В случае выявления нарушений принимаются меры по их пресечению и предупреждению, привлечению к ответственности виновных в нарушении лиц.

Защиту прав и свобод граждан осуществляют на профессиональной основе адвокатура, а также другие негосударственные организации: профессиональные союзы, общества по защите прав потребителей.

Специфическим способом защиты прав и свобод служит право граждан на обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. В настоящее время действует Закон РФ от 27 апреля 1993 г. " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изм. и доп. от 15 ноября 1995 г.). Он закрепляет право граждан обжаловать в суд коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и их объединений или должностных лиц, государственных служащих.

Действие Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

Обжалованию подлежат действия (решения), в том числе представление информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

  • а) нарушены права и свободы граждан;
  • б) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод;
  • в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин вправе обжаловать бездействие упомянутых органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, повлекшее за собой такие последствия. Он может обжаловать вышеназванные действия (решения), а также послужившую для их совершения информацию либо то и другое одновременно.

В порядке, предусмотренном названным Законом, не могут быть обжалованы действия (решения), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ; действия (решения), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования. В данном случае речь идет не об ограничении судебного обжалования, а лишь о пределах действия указанного Закона, о различных правовых режимах обжалования в суд.

Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу (должностному лицу). Орган (должностное лицо) обязан рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или надлежаще уполномоченным его представителем в суд по месту жительства либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в установленные сроки: в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; одного месяца со дня отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет примененные к гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих суд определяет меру ответственности, предусмотренной

законами об ответственности данного государственного служащего, вплоть до представления об увольнении.

Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений), указанных в законе, т.е. повлекших нарушение прав и свобод и т.д. Признав обжалуемое действие (решение) законным, суд отказывает в удовлетворении жалобы.

Органы исполнительной власти.Данные органы представляют собой разновидность государственных органов; их главное назначение - осуществление исполнительной власти.

В систему органов исполнительной власти входят: а) федеральные органы исполнительной власти; б) органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Структура федеральных органов исполнительной власти определяется Президентом РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. №867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" в нее входят следующие звенья.

Правительство РФ. Основы его правового положения определяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Правительство - высший исполнительный орган государственной власти РФ. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации и возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство РФ формируется в установленном порядке Президентом РФ в составе Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров.

На Правительство РФ возложены руководство работой федеральных органов исполнительной власти и контроль их деятельности. Оно организует реализацию внутренней политики РФ, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; осуществляет предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство РФ обладает широкими полномочиями в различных отраслях и сферах общественной жизни (экономики, в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обороны и безопасности РФ и др.).

Федеральное министерство - федеральный орган исполнительной власти, призванный осуществлять различные по характеру виды деятельности; проводить государственную политику в установленной сфере; осуществлять управление соответствующей областью

деятельности; координировать деятельность иных федеральных органов исполнительной власти. Например, действуют министерства: по атомной энергии, внутренних дел, здравоохранения, образования, обороны и др.

Государственный комитет РФ, федеральная комиссия - федеральные органы исполнительной власти призваны осуществлять на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению; функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Например, госкомитеты: по рыболовству, по стандартизации и метрологии; комиссии: по рынку ценных бумаг, энергетическая.

Федеральная служба, российское агентство, федеральные надзоры России являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах. Например, Российское навигационно-космическое агентство; Российское агентство по судостроению; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба налоговой полиции РФ.

В систему органов исполнительной власти субъекта РФ входят:

  • а) высший орган исполнительной власти;
  • б) иные органы исполнительной власти.

Формы органов исполнительной власти в субъектах РФ определяются с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта. Так, в качестве высших органов в одних субъектах действуют правительства, в других - советы министров, в третьих - кабинеты министров.

Среди иных органов исполнительной власти субъектов РФ имеются министерства, государственные комитеты, департаменты, главные управления, управления, отделы и т.д.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.