Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Понятие и виды источников административного права.



Понятие административного права-управленческие отношения, т.е. те отношения, которые регулируются государством с целью их упорядочивания. Такое понятие административного права (его определение) не является универсальным. Отрасль административного права некодифицирована, нет основополагающего закона - некодифицыруемо в принципе. Кодекс об административных правонарушениях (называемый иногда "административный кодекс") включает только те нормы (части норм - санкции) административного права, которые касаются санкций за административные правонарушения.

Источник административного права – это внешняя форма выражения административно-правовых норм. Таковыми являются юридические акты государственных органов, содержащие нормы административного права, т. е. нормативные акты. Во избежание путаницы в дальнейшем следует вспомнить из курса теории государства и права, что понимается под нормативным актом. Нормативный акт – официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом государства, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
В отличие от правовых актов индивидуального значения (приговор суда, постановление, приказ о наложении взыскания, поощрения) предписания нормативных актов носят более или менее общий характер, направленный на регулирование определенного вида общественных отношений, применяются они неоднократно.
Индивидуальные акты, в отличие от нормативных, акты однократного применения. Индивидуальные акты иногда называют правоприменительными, поскольку они всегда заключаются в применении какого-либо нормативно-правового акта в конкретной ситуации.
Следуя данному определению источника административного права, нужно особо подчеркнуть, что индивидуальные акты источником права являться не могут!
Нормативные акты (а значит, и источники права) классифицируются по различным признакам. Наиболее значимой для нас будет являться их классификация по юридической силе. По юридической силе источники административного права можно разделить на две группы: 1) законы; 2) подзаконные акты. В свою очередь, законы и подзаконные акты можно также классифицировать по юридической силе, выстроив своего рода цепочку иерархии правовых норм. Условно такая классификация может выглядеть следующим образом.
1. Источники административного права, имеющие силу закона:
а) международные правовые акты, ратифицированные РФ;
б) Конституция РФ;
в) федеральные конституционные законы;
г) кодексы РФ;
д) федеральные законы;
е) уставы, положения и т. д., имеющие силу закона;
ж) законы субъектов РФ.
2. Источники административного права – подзаконные акты:
а) нормативные указы Президента РФ;
б) постановления Правительства РФ;
в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции и т.д.);
г) нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ (постановления Правительства, глав администраций субъектов РФ и т. д.);
д) нормативные акты органов местного самоуправления (в случае наделения их государственно-властными полномочиями в соответствии со ст. 132 Конституции РФ);
е) нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций.
Таким образом, приказы и иные нормативно-правовые акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций являются низовым звеном, на уровне которого могут приниматься акты, выступающие источниками административного права. На более низких ступенях уполномоченными должностными лицами могут издаваться лишь индивидуальные правовые акты управления, которые источниками административного права не являются.
Следует также отметить, что не все нормативно-правовые акты являются источниками административного права, а только те из них, которые хотя бы одной нормой, в них содержащейся, регулируют хотя бы одно административно-правовое отношение.
Как было отмечено, административное право регулирует широкий круг правоотношений. Из этого следует, что большинство нормативно-правовых актов из приведенной нами классификации являются источниками административного права, поскольку содержат в себе одну или более норм административного права.
Каждая норма административного права имеет свое внешнее выражение. Юриспруденции известны три внешних формы выражения правовых актов управления: устная, письменная и путем конклюдентных (обоюдопонятных) действий. Устная форма не присуща нормативно-правовым актам управления ввиду невозможности ее выявления для неоднократного применения, на которое нормативно-правовые акты и рассчитаны. Две остальные формы выражения для норм административного права приемлемы.

 

10.Систематизация административно-правовых норм — это деятельность государственных органов или общественных объединений, отдельных граждан, направленная на упорядочение административного законодательства. Своей целью эта деятельность имеет прежде всего обеспечение удобства пользования и доступности административно-правового материала.

Выделяют три разновидности систематизации: кодификацию, инкорпорацию и консолидацию.

Кодификация
— это деятельность, направленная на создание, вследствие пересмотра
действующего законодательства, нового административно-правового акта. В новый
кодификационный акт включаются как действующие нормы, оправдавшие себя ранее,
так и вводятся новые, которые вносят изменения в правовое регулирование или
устраняют пробелы этого регулирования. Для административного права характерно
то, что кодификационные акты, как правило, имеют форму основ законодательства,
кодексов, уставов, положений и тому подобное. Кодификация носит только
официальный характер и выполняется исключительно компетентными государственными
органами. Она разделяется: на 1) общую (кодифицированный нормативный акт
основных отраслей права — свод законов); 2) отраслевую (нормативно-правовые
акты определенной области законодательства — основы законодательства, кодексы);
3) межотраслевую (несколько отраслей (Воздушный кодекс) или институтов).

Инкорпорацию
как форму систематизации, как уже указывалось, использует достаточно значительный
круг лиц, но среди них этой формой наиболее пользуются так называемые «силовые
структуры»: МВД, Гостамслужба, Государственная налоговая служба и прочие. Это
связано с тем, что правила, содержащиеся в инкорпо-рационных актах, той или
иной мерой касаются регулирования поведения граждан в определенной сфере
государственного управления, поэтому выполнение этими структурами своих
обязанностей непосредственно зависит от уровня ознакомления граждан с нормами
административного права, которые регулируют общественные отношения в сфере, в
которой эти структуры работают. Наряду с этим, уровень инкорпорации зависит
также от состояния научных разработок проблем административного права, а также
от научных интересов того или иного научного коллектива (отдельного научного
работника). Естественно, что акты, в которых содержатся
административно-правовые нормы, регулирующие отношения в сфере общественного
порядка, могут быть инкорпорированы специалистами в этой области: Национальной
академией МВД, Национальным университетом МВД, в сфере мореплавания:
Государственной морской академией, Одесской национальной юридической академией;
в области таможенного дела: Таможенной академией, Одесской национальной
юридической академией и пр.


Консолидация
норм административного права — это деятельность того или иного органа
государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти, имеющая
целью объединение изданных этим органом нескольких нормативных актов в один,
при этом исключаются дублирующие и устаревшие нормы. То есть консолидация — это
деятельность относительно систематизации только тех норм административного
права, которые в свое время принял соответствующий орган. К сожалению,
консолидация как форма систематизации осуществляется очень редко, хотя она
очень полезна как для определенной группы лиц, которые должны знать нормы
административного права, регламентирующие их взаимоотношения с органами
государственного управления, так и для органов (и их должностных лиц), которые
должны пользоваться этими нормами. В качестве примера можно привести инструкцию
о перемещении валюты Украины, иностранной валюты, банковских металлов,
платежных документов и пластиковых карточек через таможенную границу Украины от
12 июля 2000 г, в которой содержатся объединенные нормы (за исключением дублирующих
и устаревших).

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.