Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Технологии управления рисками





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Содержание ведущих технологий фор­мирования государственной полити­ки неразрывно связано с предотвра­щениемриска, представляющего собой универсальное свойство лю­бой деятельности по управлению и руководству социальными процессами. По своей сути риск – это либо отклонение действий субъектов (или развитие ситуации) от поставленных целей, либо уве­личение возможности неблагоприятных последствий для управляю­щей системы.

Причины риска многообразны. В значительной мере они объясня­ются невозможностью составления точных гипотетических моделей – особенно групповой – деятельности и прогнозирования вызванных их реализацией последствий в социальной среде. На таком объясне­нии в принципе сходятся многие ученые. Неизбежность «непредви­денных последствий социальных действий» (Р. Мертон) во многом обусловлена тем, что «при многовариантности любой причинно-след­ственной связи любые политические переменные неизбежно будут давать противоречивые результаты».* Помимо этого к причинам рис­ка относятся и творческий характер деятельности управляющих, и свойственная им ограниченность знаний (и даже самообман, при ко­тором рациональные действия принимаются ими за нерациональные, и наоборот), и непонимание общественностью замыслов и целей пра­вительства, и недостаточная проработка решения, и чрезмерное усер­дие управляющих и т.д. Так что оценка и прогнозирование рисков являются относительно самостоятельными операциями при приня­тии решений, предполагающих использование определенных техно­логий, которые призваны снизить и сам риск, и его влияние на разра­ботку и реализацию целей.

 

* Upset S.M.The Social Requisites of Democracy Revisited//American Sociological Review. 1994. Vol. 59. P. 14.

 

Конструирование технологий, защищающих решения от чрезмер­ных рисков, зависит от типа и характера последних (от глобального до локального). Например, для отдельных стран принято составлять рейтинги, отражающие степень риска для иностранного бизнеса, воз­можность возникновения технологических или экологических катаст­роф и т.д. Однако применяемые в государстве технологии призваны прежде всего защитить управляющие системы от рисков, возникающих из-за неожиданных перебоев, возникновения форс-мажорных обстоятельств, субъективных просчетов управляющих.

Так, на этапах оценивания и диагностирования проблемной ситу­ации наиболее значительные резервы предотвращения рисков связа­ны с применением гуманитарных, илиинтеллектуальных, техноло­гий. Они представляют собой аналитические системы, позволяющие различитьфакторы и симптомы риска.Факторы риска – это те пере­менные, которые непосредственно влияют на степень, рост или сни­жение риска; в таком качестве могут рассматриваться экономические показатели уровня жизни, социальное неравенство, межрелигиозная и этническая рознь и т.п.Симптомы же риска – это явные или неяв­ные признаки возможного ухудшения ситуации: нарастание протестного участия, снижение безопасности, рост нестабильности и т.д., которые могут предшествовать или сопровождать развитие ситуации.

Такого рода технологии умножают число вероятностных моделей, увеличивая объем рассматриваемых альтернатив, дифференциацию расчетных показателей расширяя специализированный поиск «пово­ротных точек», сохраняя в планировании деятельности место для про­цессов саморегуляции и самоорганизации. Следовательно, они позво­ляют получить более достоверную информацию о динамике, тенден­циях, характере взаимосвязей того или иного явления. Полученная оценка возможных вариантов действий помогает вычислить наиболее уязвимые стороны процесса целедостижения, понять «безопасные альтернативы», предотвратить крайности, выработать критерии оцен­ки вероятного количественного и качественного ущерба для конкрет­ных акторов (определить цену риска), увидеть возможность (невоз­можность) оперативной компенсации потерь.

Построение вероятностных моделей оценки риска осуществляет­ся на основе применения различных методик и техник. Например, могут использоваться сценарная техника, разнообразные формы не­зависимой и государственной экспертизы. Свою роль играют дескрип­тивные и оценочные модели, в частности, BERI, WPRF (World Political Risk Forecasting), включающие описание разнообразных, наиболее важных показателей-переменных процесса, для каждого из которых выявляется собственная степень вероятности, проводится анализ ди­намики в рамках краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозирования. Например, для оценки риска на уровне общества в целом (макроуровень) в качестве таких переменных рассматривается целый ряд факторов – от политической стабильности до местного самоуправления. Широко используются и математические методы, применяемые как к факторам снижения риска в целом по стране, так и привязанные к оценкам отдельных процессов. В качестве примера можно привести подсчет динамики явки избирателей на выборах, предложенный А. Даунсом:

 

Т = (Р х I х В) + С – D,

 

где Т – показатель явки избирателей, Р – степень приближения к выборам, I – степень важности выборов, В – степень различия между кандидатами, С – затраты на явку на выборы, D – неинструменталь­ные факторы, которые могут определить мотивацию участия в изби­рательной кампании.*

 

* См.: Политическая наука. Новые направления. М., 1999. С. 676.

 

В свою очередь, на этапах реализации решений и корректировки целей помимо аналитических процедур широко применяются исоци­альные технологии, предполагающие проведение определенных организа­ционных мер по снижению рисков. К их числу можно отнести, напри­мер, усиление независимости оценивающих риски экспертов от испол­нительных структур или расширение круга заинтересованных в решении вопроса лиц, предполагающее в ряде случаев и усиление публичности оценивания проблемы, а также усиление координации действий струк­тур и институтов, связанных с реализацией проекта, подготовку резер­вных систем управления и оперативного перемещения ресурсов.

Существенным резервом в борьбе с рисками следует считать и целенаправленное разъяснение общественному мнению идеи неиз­бежности рисков, приучение людей к неизбежности издержек макро­управления, что дает возможность снизить негативный эффект от про­счетов руководства. Эффективны и приемы, способствующие мини­мизации распространения таких снижающих рациональное отношение к проблемам мотиваций массового поведения, как страх и голод. Важ­ным резервом в этом смысле являются и институциализация реше­ний, усиление действия авторитета принципов и норм, способных надежно ориентировать деятельность населения в условиях кризиса, поскольку именно эта система ориентации деятельности сохраняет свои мобилизационные качества по сравнению с плохо просчитан­ными конкретными целями.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.