Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ В





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ООО «НОВЭКС»

2.1 Краткая характеристика ООО "НОВЭКС"

Компания "НОВЭКС" - ведущая в Алтайском крае организация оптовой и розничной торговли хозяйственными товарами, основанное в сентябре 1990 года. В 2000 году был открыт первый магазин, работающий по технологии самообслуживания с использованием системы штрих - кодирования, торговой площадью около 400 кв. метров. Это событие явилось началом стремительного развития нового направления бизнеса компании - розничной торговли. Так в 2008 году был открыт магазин в

г. Славгороде.[1]

Сегодня розничная сеть "НОВЭКС" представлена более 100 магазинами, которые находятся на территории Алтайского края и республики Алтай, в Новосибирской, Томской и Кемеровской областях. Товарооборот ООО «НОВЭКС" в 2013 году вырос на 30 % по сравнению с предыдущим годом и составил более 3,5 млрд. руб. Количество сотрудников в 2013 году увеличилось с 1500 до 1900 человек и сегодня в компании работает уже более 2000 человек. [17]

Общество с ограниченной ответственностью "НОВЭКС" является коммерческой организацией, последующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности, согласно уставу, извлечение прибыли. Однако следует обратить внимание еще и на миссию компании. Миссия - это высшая цель, для исполнения которой любая компания появляется в мире.

 

 

Миссией ООО "НОВЭКС" является обеспечение потребностей покупателей в физическом и психологическом комфорте, помощи в выборе товара, ощущении своей значимости для компании, уважении и удовольствии от сделанных покупок.

Основными видами деятельности Общества являются:

- организация торгово-закупочной деятельности с использованием различных форм торговли;

- организация перевозок, предоставление транспортных услуг;

- изготовление и установка специального торгового оборудования, оформление торговых помещений;

- операции с недвижимостью, аренда торговых, складских и иных помещений;

- осуществление маркетинга товаров и услуг, организация и проведение рекламных мероприятий;

- благотворительная деятельность.

В октябре журнал «Эксперт-Сибирь» опубликовал рейтинг 100 крупнейших компаний Алтайского края в 2012 году, где компания «НОВЭКС» заняла почетное 12 место. Данная позиция на 8 пунктов выше, чем в аналогичном рейтинге за 2011 год, где компания располагалась на 20-й строке.

В декабре 2013 года ассортимент магазинов сети пополнился новой категорией товаров для здоровья и красоты из природного сырья - «Дары Алтая», продукты функционального питания и биологически активные добавки на натуральной основе.

К концу 2013 года сеть магазинов «НОВЭКС» насчитывает 135 магазинов (рис.6)

 

 

Рисунок 6. Динамика роста количества филиалов ООО «НОВЭКС»

 

Организация имеет линейно-функциональную структуру управления (рис.5).

 

Рисунок 5. Структура управления ООО «НОВЭКС»

 

Сущность комбинаций линейных и функциональных связей в организации данного типа состоит в том, что по линии общего руководства каждый работник подчиняется только одному руководителю. Функциональным руководителям предоставлено право непосредственного решения вопросов, отнесенных исключительно к их компетенции. В связи с этим при такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Возглавляет организацию генеральный директор, в его подчинении находятся все остальные службы. Недостатки линейно-функциональной структуры, сводятся к одному: затруднено движение информации. Это относится как к горизонтальным коммуникациям, когда руководители и специалисты разных отделов просто не могут понять проблемы друг друга, говоря на разных языках, так и к вертикальным.

Во-первых, медленно принимаются решения, поскольку обсуждение проблем происходит по всей иерархической цепочке снизу вверх внутри каждого функционального подразделения.

Во-вторых, качество решений на высшем уровне определяется не столько компетентностью самих руководителей, сколько надежностью и достоверностью поступившей к ним информации.

Проанализируем основные экономические показатели деятельности ООО «НОВЭКС» за 2011-2013гг (таблица 2).

 

 

Таблица 2

Основные экономические показатели деятельности ООО «НОВЭКС»

за 2011-2013гг.

Наименование показателя 2011год 2012год 2013год Темпы роста, %
2012/2011 2013/2012
Выручка, тыс. руб. 131,0 120,0
Себестоимость, тыс. руб. 132,2 132,0
Прибыль от продаж, тыс. руб. 45 536 169,1 169,0
Чистая прибыль, тыс. руб. 6 508 1431,1 161,7
Среднегодовая величина активов, тыс. руб. 116,7 103,7
Среднегодовая величина собственного капитала, тыс. руб.     91322,5   105746,5     115,7
Численность, чел. 1 200 1 500 1 900 125,0 126,6
Производительность труда, руб. на чел. 1 528,65 1 601,01 1 516,75 104,7 -5,3
Рентабельность активов 0,12 0,17 0,27 144,0
Рентабельность собственного капитала 0,13 1,02 1,42 784,6 139,2

Как видно из таблицы 2, результаты хозяйственной деятельности ООО «НОВЭКС» имеют тенденцию к росту, причем следует отметить, что темпы роста равномерны по каждому из показателей, что свидетельствует о стабильном развитии компании. Положительным моментом является также то, что предприятие имеет прибыль от реализации, темпы роста которой также.достаточно.велики. ……

..Финансовая устойчивость предприятия - это характеристика его относительной независимости от кредиторов, оценивается на основе его способности покрыть все свои обязательства. ………Показатели финансовой устойчивости предприятия приведены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели финансовой устойчивости ООО «НОВЭКС» за 2011-2013гг.

Показатели
Собственный капитал, тыс. руб.
Заемный капитал, тыс. руб.
Коэффициент автономии 0,13 0,25 0,19
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -0,15 0,21 0,11
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами -0,29 0,42 0,18
Коэффициент маневренности -0,85 0,81 0,52

Как видно из таблицы, значение коэффициента автономии меняется на протяжении рассматриваемого периода от 0,13 до 0,19. В 2012 году наблюдается увеличение коэффициента до 0,25, но уже в 2013 году его значение стабилизировалось на уровне 0,19, то есть лишь 19% стоимости имущества организации - это доля средств учредителей, остальная часть финансируется за счет заемных средств. Значение коэффициента гораздо ниже оптимального (0,5), то есть предприятие зависимо от кредиторов. ……..В начале периода собственных оборотных средств у предприятия было не достаточно и вся деятельность финансировалась за счет средств заемных, поэтому коэффициенты обеспеченности собственными оборотными средствами и маневренности имеют отрицательные значения, но уже в 2013году значения коэффициентов установились выше оптимальных, что является положительным моментом и свидетельствует о наличии возможностей у предприятия маневрировать собственными средствами. …….Ликвидность баланса предприятия отражает способность предприятия вовремя погашать свои текущие обязательства. Баланс считается ликвидным, если структура активов фирмы соответствует структуре обязательств, как по суммам, так и по временным параметрам. Показатели ликвидности предприятия приведены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели ликвидности ООО «НОВЭКС» за 2011-2013гг.

Показатели
Коэффициент текущей ликвидности 0,87 1,27 1,12
Коэффициент быстрой ликвидности 0,44 0,63 0,44
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,15 0,34 0,06

Как видно из таблицы в 2011 году текущие активы предприятия не покрывают текущие обязательства в полной мере, но уже в 2012-2013 году коэффициент текущей ликвидности превышает единицу, что соответствует нормативному.требованию. ……..Коэффициент быстрой ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет наиболее ликвидной части оборотных средств. Коэффициент имеет переменную тенденцию, но его значение ниже 1, значит, баланс можно признать неликвидным. …….Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет имеющихся в наличии у организации денежных средств. В ООО «НОВЭКС» значение этого коэффициента достигает рекомендуемого значения (0,2) лишь в 2012 году, свободные денежные средства постоянно находятся в обороте. ……Так как коэффициенты ликвидности не достигают рекомендуемых значений можно сделать вывод о не ликвидности баланса предприятия. ……..Главными критериями деловой активности предприятия являются: широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация предприятия, степень выполнения плана по основным показателям хозяйственной деятельности, обеспечение заданных темпов роста, уровень эффективности использования ресурсов, устойчивость экономического роста. …….Деловую активность можно охарактеризовать также с помощью показателей оборачиваемости активов, основных и оборотных средств и их элементов. Наиболее важными среди этих показателей являются коэффициенты оборачиваемости активов, фондоотдачи основных средств и оборачиваемости оборотных средств (таблица 5).

Таблица 5

Показатели эффективности использования капитала и деловой активности ООО «НОВЭКС» за 2011-2013гг

Показатели  
Коэффициент оборачиваемости активов 6,17 5,21 6,03
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 6,17 6,46
Фондоотдача 72,55 95,16 90,43
Рентабельность активов 0,12 0,17 0,27
Рентабельность собственного капитала 0,13 1,02 1,42

Показатели эффективности использования капитала и деловой активности ООО «НОВЭКС» за 2011-2013гг. Коэффициент оборачиваемости активов характеризует «работоспособность» имущества, то есть относительную способность активов приносить отдачу в виде выручки от реализации. В рассматриваемой организации он характеризует достаточную эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения.

В значениях коэффициента оборачиваемости оборотных средств наблюдается положительная тенденция к увеличению коэффициента с 2013, то есть повышение эффективности использования предприятием оборотных средств. …….Для оценки оборачиваемости основных средств используется показатель фондоотдачи. В ООО «НОВЭКС» достаточно высокая фондоотдача. Это связано с тем, что основных средств на предприятии имеется немного и они используются достаточно эффективно. ……Эффективность использования активов фирмы может быть оценена показателем рентабельности активов. Данный показатель позволяет определить сколько рублей прибыли приходится на 1 рубль, вложенный в активы. В ООО «НОВЭКС» показатель рентабельности активов достаточно высокий.и.имеет.тенденцию.к.росту. ……Для анализа факторов, определяющих значение данного показателя, проведем факторный анализ влияния рентабельности продаж (первый множитель) и оборачиваемости активов (второй множитель) на рентабельность активов.

Таблица 6

Данные для факторного анализа рентабельности активов ООО «НОВЭКС» за 2011-2013гг.

Наименование показателя 2012-2011 2013-2012
Рентабельность продаж 0,03 0,03 0,05 0,007 0,013
Оборачиваемость активов 6,17 5,21 6,03 -0,96 0,82
Рентабельность активов 0,12 0,17 0,27 0,05 0,11

Произведем расчет увеличения 2012 года к 2013 году:

РА(Рпр) = Рпр. * Об.акт. 2012 = 0,007*6,17 = 0,043;

РА(Об.акт.) = Об.акт * Рпр. 2013= -0,96*0,025 = -0,024.

 

Баланс.факторов.0,043+(-0,024)=0,019. ……..То есть по итогам анализа можно сделать вывод, что в 2012 году произошло увеличение рентабельности активов преимущественно за счет увеличения.рентабельности.продаж. …….Произведем расчет увеличения 2013 года к 2012 году: РА(Рпр) = Рпр. * Об.акт. 2013 = 0,013*5,21 = 0,067;

РА(Об.акт.) = Об.акт * Рпр. 2014 = 0,82*0,045 = 0,037.

Баланс факторов 0,067+0,037= 0,1

В 2013 году на увеличение рентабельности активов помимо увеличения рентабельности продаж повлияло, и увеличение оборачиваемости активов. ……..Эффективность использования собственного капитала оценивается с помощью показателя рентабельности собственных средств. Стабильный рост показателя характеризует высокую эффективность управления всеми видами ресурсов.и.затрат.фирмы. ……..Таким образом, проведенный финансовый анализ показал, что ООО «НОВЭКС» находится в стадии стабильного развития. За рассматриваемый период произошел рост стоимости активов предприятия с 2012 по 2013 на 9%. 2012 год характеризуется активным ростом имущества, чистой прибыли, коэффициентов ликвидности. Однако в 2013 году наблюдается некоторый спад развития.

2.2 Анализ товарного ассортимента ООО «НОВЭКС»

Товарный ассортимент ООО «НОВЭКС» на сегодняшний день является сложным, т.е. имеет внутреннюю классификацию и включает различные товарные группы, товарные подгруппы, виды товаров и их разновидности. Ассортимент состоит из 6 основных товарных групп:

· косметические средства и средства гигиены;

· строительные материалы;

· бытовая техника;

· посуда;

· текстильные изделия

· стиральные и моющие средства.

Каждая из товарных групп ассортимента состоит из нескольких подгрупп:

1.Косметические средства:

1.1 парфюмерия;

1.2 декоративная косметика;

1.3 средства для укладки волос;

1.4 шампуни;

1.5 мыло и др.

2.Строительные материалы:

2.1средства для ремонта;

2.2 сантехнические средства.

3.Бытовая техника:

3.1 электрочайники

3.2 утюги

3.3 весы

4. Посуда:

4.1наборы;

4.2 кастрюли;

4.3 тарелки;

4.4 столовые приборы и др.

5.Текстильные изделия:

5.1 одежда и белье;

5.5 постельные принадлежности;

5.6 домашняя обувь.

6.Стиральные и моющие средства:

6.1 стиральные порошки;

6.2 кондиционеры;

6.3 чистящие средства;

6.4 освежители и др.

Все изделия этих серий подразделяются на разновидности.

ООО «НОВЭКС» в г. Славгороде существует с декабря 2008 года. За это время ассортимент продукции компании менялся несколько раз, какие то группы товаров были убраны с продаж (например, обои и люстры), а некоторые наоборот добавлены (БАДы, чипсы, драже для детей).

На складе, а также в торговом зале ООО «НОВЭКС» в г. Славгороде ежемесячно проводится проверка полноты ассортимента, т.е. определяется степень соответствия количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем. В таблице 7 представлены данные по количеству разновидностей товаров, присутствующих в продаже по месяцам на момент проверки, и товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.

Таблица 7

Количество разновидностей товаров по ассортименту согласно актам проверок

месяц Фактически в продаже, шт.
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль

 

Продолжение таблицы 7

месяц
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Предусмотрено ассортиментным перечнем

 

Определим степень устойчивости ассортимента ООО «НОВЭКС» в г. Славгороде. Расчет коэффициента устойчивости ассортимента представлен в таблице 8.

Таблица 8

Расчет коэффициента устойчивости ассортимента

Месяц Количество отсутствующих разновидностей товаров
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Всего
Коэффициент устойчивости 0.81 0.80 0.81 0.84 0.94

По выше указанным данным видно, что степень устойчивости ассортимента в ООО «НОВЭКС» возросла с 0.81 до 0.94, т.е. к настоящему времени товарный ассортимент стал почти полностью устойчивым.

Динамика коэффициента представлена на рисунке 6.

Рисунок 6. Динамика коэффициента устойчивости.

 

Каждый товар (вид, разновидность) способен влиять на финансовое состояние предприятия.

Рассмотрим показатель рентабельности по анализируемым товарным группам в период с 2009 по 2012 г.

 

Таблица 9

Показатель рентабельности по основным товарным группам ООО «НОВЭКС» с 2009 по 2013 г.

Показатель, год Средний объем продаж, млн. руб.
Объем продаж, млн. руб.
Косметические средства 16,2 17,9 20,1 22,3 19,1
Строительные материалы 6,4 6,7 4,9 5,4 5,8

 

 

Продолжение таблицы 9

Бытовая техника 1,6 0,9 1,4 1,2 1,2
посуда 10,1 11,3 11,9 13,1 11,6
текстиль 5,3 6,1 5,9 7,6 6,2
Стирально-моющие средства 21,9 24,1 29,7 30,4 26,5

 

По данным таблицы 9 можно сделать вывод о том, что наибольшую часть прибыли торгового предприятия составляет прибыль от реализации стирально-моющих средств (26,5 млн. руб.). Также существенную часть прибыли приносят продажи косметических средств и средств гигиены (19,1 млн. руб.). Данные группы товаров являются наиболее рентабельными и подлежат более тщательному учету и более частой инвентаризации.

Остальные группы товаров имеют менее жесткий управленческий контроль.

Наиболее стабильными группами товаров ООО «НОВЭКС» являются бытовая техника и текстильные изделия; это наименее рентабельные и наименее значимые ассортиментные группы в общем объеме выручки. Относительная стабильность этих групп в общей динамике продаж объясняется относительным постоянством спроса, предъявляемого со стороны небольшой группы потребителей на данную продукцию ООО «НОВЭКС». Снижение рентабельности вызвало необходимость снижения цены продукции до конкурентоспособного уровня, а также повышение расходов на маркетинговые мероприятия. Тем не менее, продукция компании остается конкурентоспособной, совокупный товарооборот из года в год увеличивается.

Спрос на стирально-моющие средства, средства гигиены, посуду, строительные материалы более значителен по объему, а также более чувствителен к качественным характеристикам продукции (требования со стороны покупателей), ко времени года (сезону), поэтому он подвержен большим колебаниям, чем спрос на другие группы ассортимента продукции ООО «НОВЭКС». Так как это наиболее значимая и прибыльная часть ассортимента, продажи по которой составляют наибольшую часть товарооборота, функции управления ассортиментом должны быть в первую очередь сконцентрированы на ней.

Товарный ассортимент ООО «НОВЭКС» является достаточно широким, глубоким, устойчивым. Общая тенденция для всего ассортимента торгового предприятия – рост объемов продаж по всем товарным группам ассортимента и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. Это объясняется усилением конкурентной борьбы на рынке непродовольственных товаров в связи со значительным увеличением количества новых конкурирующих магазинов - сетевиков.

 

2.3 Управление ассортиментной политикой на предприятии

Управлением ассортиментной политикой в ООО «НОВЭКС» занимаются специалисты отдела по работе с клиентами и директор отдела по работе с клиентами. В табл. 1.9 представлено распределение функций по управлению ассортиментом между этими субъектами управления.

Директор отдела по работе с клиентами полностью берет на себя функции организации и координации ассортимента и частично – контроля ассортимента. Последнее подразумевает, что контроль ассортимента он осуществляет по отчетам, предоставляемым ему специалистами отдела.

 

 

Таблица 10

Закрепление функций по управлению ассортиментом за исполнителями

Исполнитель Функции
Планирования Организации Координации Контроля
Директор отдела по работе с клиентами - + + +
Отдел по работе с клиентами + - - +

 

Отдел по работе с клиентами в части управления ассортиментом занят планированием ассортимента и его контролем. Функция контроля ассортимента со стороны отдела по работе с клиентами (экономистов) связана с управлением поставками, повседневным контролем структуры ассортимента.

Планирование ассортимента в организации заключается в определении количественного соотношения отдельных видов изделий параметрического ряда продукции в плане продаж. Соотношение определяется на основе прогноза объема продаж отдельных ассортиментных групп.

Прогноз объема продаж по отдельным ассортиментным группам осуществляется на основе анализа данных за предыдущие годы и их экстраполяции на прогнозируемый год. Этот прогноз является самым упрощенным и представляет общую тенденцию изменения продаж по видам товаров. Насколько реальными являются результаты такого типа прогноза можно посмотреть по данным следующей таблицы за 2013 год.

 

Таблица 11

Сопоставление экстраполированного прогнозного объема продаж по товарным группам с его фактическим значением

Товарная подгруппа Прогноз объема продаж на 2013г., млн. руб. Коэффициент достоверности аппроксимации Фактический объем продаж 2013г., млн. руб. Отклонение: факт/прогноз, %
Бытовая техника 0,8454 7591,7 126,53
Косметика и гигиена 0,8667 33280,8 92,45
Стирально-моющие средства 0,9861 55352,3 98,84
Текстиль 0,7791 57,85
Посуда 0,9936 29658,8 98,86
Стройка 0,1631 9293,9 132,77
Всего - 150219,5 93,3

В целом прогноз является реальным, однако его неточность по некоторым товарным группам может доходить 42%. Общая фактическая величина объема продаж меньше запланированной на 6,7%. В целом отклонение прогноза от фактического объема продаж небольшое, а, учитывая, что он получен методом экстраполяции, то такое отклонение можно считать незначительным. Чем выше величина коэффициента достоверности аппроксимации, тем более точен прогноз. Наиболее высок уровень достоверности аппроксимации по таким ассортиментным группам, как стирально-моющие средства и посуда. Это важно учитывать при планировании ассортимента, что и делается в отделе по работе с клиентами в ООО «НОВЭКС».

Планирование объема продаж по товарным группам ассортимента и, соответственно, структуры ассортимента в организации осуществляется также с использованием коэффициента эластичности по общему объему продаж. Под эластичностью понимается относительное изменение результата (объема реализации) под влиянием различных факторов, например, денежных доходов покупателей, цен на продукцию, достигнутого уровня потребления, обеспеченности товарами длительного пользования, рода занятий населения, возраста и др.

Таблица 12

Планирование структуры ассортимента на 2014г.

Товарная группа Объем продаж в отчетном году Прирост общего объема продаж ∆О Коэффициент эластичности Эi Объем продаж в планируемом году (2014) Доля группы, %
О2012 О2013
Бытовая техника 7325,5 7591,7 266,2 0,03 7888,346 4,93
Косметика и гигиена 32356,3 33280,8 924,5 0,11 34311,04 21,44
СМС 55352,3 4149,3 0,47 59976,16 37,49
текстиль 0,01 15106,63 9,44
посуда 29658,8 2535,8 0,29 32484,62 20,30
Строительные материалы 9293,9 842,9 0,10 10233,2 6,40
Всего 141442,8 150219,5 8776,7

Согласно рассчитанным плановым показателям структуры ассортимента в нем должны произойти следующие изменения: несколько увеличится доля текстильных изделий, строительных материалов, посуды, при этом немного снизится доля стирально-моющих и косметических средств в общих продажах.

Выше была представлена методика планирования ассортимента на год. Аналогичная методика используется при составлении ежемесячных прогнозов структуры ассортимента, которые в виде отчетов составляются экономистами отдела сбыта и предоставляются его руководителю.

На основе этих данных осуществляется планирование товарных запасов. В связи с этим точность прогнозирования объема продаж ассортиментных групп напрямую влияет на объем товарных запасов на складе.

Неточность прогнозирования объемов продаж в рассматриваемой организации приводит к образованию излишков товарных запасов, появлению залежалых товаров, следствием чего является рост складских расходов.

Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Для этого в организации используется автоматизированная система управления товарными запасами на основе бухгалтерской программы 1С «Предприятие: Торговля. Склад».

Распределением функций по управлению ассортиментом в рассматриваемой организации ответственен руководитель отдела по работе с клиентами. В рамках данной функции он ведет стратегическое управление ассортиментными группами, следит за сбалансированностью ассортиментного портфеля на основе анализа состояния и развития существующих сегментов рынка (внешних факторов) и финансовых изменений, происходящих внутри организации (внутренних факторов). Выбор той или иной ассортиментной стратегии он осуществляет на основе оценки изменения денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на основе прогноза состояния денежных потоков в перспективе.

Политика управления ассортиментом руководителя отдела базируется в основном на горизонтальной диверсификации, которая заключается в изменении ассортимента в рамках проводимой деятельности (торговле непродовольственными товарами), а также поиске и выходе на новые рынки сбыта.

В процессе стратегического управления выделяются три основные стратегические групп ассортимента, которые в совокупности и представляют собой ассортиментный портфель предприятия:

- основная, включающая товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основную долю прибыли (стирально-моющие средства,посуда);

- поддерживающая, состоящая из товаров, стабилизирующих доходы от продаж и находящиеся в стадии зрелости (косметические средства и средства гигиены);

- тактическая, охватывающая товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии зрелости или упадка (текстильные изделия, средства для ремонта и строительства, бытовая техника).

Таким образом видно, что вместо пяти групп, которые рекомендуют выделять исследователи при управлении ассортиментом, в организации выделяются только три группы. Отсутствуют стратегическая группа, включающая товары, призванные обеспечить будущие доходы предприятия, а также снимаемая с продажи группа товаров, включающая товары, находящиеся в стадии насыщения и спада.

Ассортиментный портфель рассматриваемого торгового предприятия является сбалансированным, так как он состоит из товаров, обеспечивающих и свободные денежные средства и долгосрочные интересы предприятия. Несмотря на то, что руководитель отдела по работе с клиентами в процессе стратегического управления ассортиментом выделяет только три группы, как было уже отмечено, они обеспечивают поступление основной прибыли, стабилизируют доходы от продаж, стимулируют продажи основных групп товаров, обеспечивают будущие доходы предприятия.

В заключение можно сделать следующие выводы. Управление ассортиментной политикой на рассматриваемом торговом предприятии организовано по упрощенной схеме. Управлением ассортиментной политикой заняты специалисты отдела по работе с клиентами, включая руководителя данного отдела. Директор отдела по работе с клиентами полностью берет на себя функции организации и координации ассортимента. Отдел по работе с клиентами в части управления ассортиментом занят планированием ассортимента и его контролем. Функция контроля ассортимента со стороны отдела по работе с клиентами связана с управлением поставками, повседневным контролем структуры ассортимента.

В рамках координации ассортимента руководитель отдела по работе с клиентами ведет стратегическое управление ассортиментными группами, следит за сбалансированностью ассортиментного портфеля на основе анализа состояния и развития существующих сегментов рынка и финансовых изменений, происходящих внутри организации. Как показал анализ, ассортиментный портфель организации является сбалансированным, он состоит из товаров, обеспечивающих как свободные денежные средства, так и долгосрочные интересы предприятия.

 

2.4 Совершенствование методов управления ассортиментом

Существующие в настоящее время методы определения перечня наименований и соответствующих объемов продаваемых товаров с некоторой долей условности можно разделить на две группы:

- классический (традиционный) подход;

- решение на основе маржинальной прибыли.

Классический, традиционный подход предполагает нахождение оптимального ассортимента товаров по критерию максимизации прибыли. Этот метод частично используется при планировании ассортимента в ООО «НОВЭКС». При этом используются методы линейного программирования, в частности, симплекс-метод.

Так, в процессе анализа ассортимента выяснилось, что наибольшую часть прибыли торгового предприятия составляет прибыль от реализации стирально-моющих средств. Также существенную часть прибыли приносят продажи косметических товаров и средств гигиены. Согласно данной методике, продажи бытовой техники и текстильных изделий необходимо сокращать, так как вклад этих ассортиментных групп в общую прибыль предприятия незначителен.

С математической точки зрения такая постановка задачи абсолютно верна, но с экономической она не может быть признана правильной, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, этот подход подразумевает, что прибыль зависит исключительно от внутренних ресурсов предприятия, что справедливо только при прочих равных условиях. Рынок в этом случае не учитывается.

Во-вторых, традиционный подход не учитывает различное поведение постоянных и переменных издержек при изменении объема продаж. Исходя из поведения себестоимости, известно, что величина прибыли, как и себестоимость, изменяется с изменением объема производства (продаж), и поэтому исчисленный оптимальный вариант на основе прибыли для одного объема может быть не оптимальным при реальной прибыли.

Второй подход к решению ассортиментной задачи основан на системе «директ-костинг». Сущность системы состоит в организации раздельного учета переменных и постоянных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления. Название «директ-костинг» или «директ-кост», введенное в 1936 году Д. Харрисом, означает учет прямых затрат .

Методики управления ассортиментом предприятия, основанные на системе «директ-костинг», в качестве критерия финансовой привлекательности продаж того или иного вида товара используют не прибыль от ее реализации, а показатель, рассчитываемый как разница между ценой изделия и его переменными затратами (валовая маржа или маржинальный доход).

Проблему формирования ассортимента необходимо рассматривать с учетом всех трех переменных – целей бизнеса, его ресурсов и внешних условий. Поскольку существующие методики ориентируются только на первую из них, то возникла потребность создать комплексную методику, учитывающую все переменные.

Для этого имеет смысл ввести новый показатель – коэффициент адекватности рынку. Он характеризует степень приближения анализируемого товара к некоему эталонному образцу, который по своей сути будет соответствовать наиболее конкурентоспособному на рынке изделию.

Он может быть определен по формуле:

, (7)

где и - нормативные и фактические значения показателей, принятых для расчета;

n – количество показателей, принятых для расчета.

Интерпретация показателя уровня адекватности рынку следующая: данная позиция ассортимента тем больше развита и тем более эффективна для предприятия, чем ближе значение ее показателя адекватности рынка к эталону.

Рассматривая динамику уровня адекватности за определенный период времени, можно определить, ухудшаются или улучшаются показатели конкретного товара или ассортиментной группы, оценить их значения по отношению другим товарам (ассортиментным группам). Это даст возможность выявить лидеров и аутсайдеров ассортимента и предпринять корректирующие действия, в зависимости от стадии жизненного цикла.

Учитывая, что коэффициент адекватности рынку по своей сути характеризует степень приближения продукции предприятия к некому эталонному образцу ассортимента, который наилучшим образом соответствует целям бизнеса, ресурсам предприятия и факторам внешней среды, можно считать, что чем ближе к единице коэффициент адекватности рынку по каждой ассортиментной позиции предприятия, тем более устойчиво оно функционирует.

При принятии решения о новом товарном направлении, оно более перспективно для предприятия, если у него высокий коэффициент адекватности рынку. И чем ниже коэффициент адекватности, тем быстрее у предприятия возникнут проблемы, которые приведут к необходимости замены товарного направления, инвестирования в новые технологии или отказа от его продажи.

Таким образом, используя опыт руководителей и специалистов в совокупности с предложенным комплексным показателем, можно сформировать такую структуру ассортимента, при которой предприятие будет функционировать достаточно устойчиво.

Эффективная реализация предложенной методики возможна только при наличии в организации системы раздельного учета постоянных и переменных расходов. Данную систему лучше всего строить на основе создания центров ответственности за формирование соответствующей категории затрат.

Опыт зарубежных предприятий свидетельствует о том, что чаще всего центры ответственности классифицируют по объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров, а также по функциям, выполняемым каждым центром.

Центр затрат представляет собой подразделение внутри предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты. Как правило, центр ответственности за затраты связан с выполнением определенных функций, не имеющих четко выраженного измерителя объема деятельности. Центры затрат могут входить в состав других центров ответственности или существовать обособленно.

В рассматриваемой организации сводный учет постоянных и переменных расходов ведется в отделе по работе с клиентами.

Таблица 13

Распределение ответственности управления затратами в ООО «НОВЭКС»

Вид затрат Ответственное подразделение, должность
Переменные издержки:  
- транспортные расходы Отдел по работе с клиентами
- оплата труда работников склада Руководитель отдела по работе с клиентами
- расходы на хранение Отдел по работе с клиентами
Постоянные издержки:  
- амортизация Бухгалтерия
- аренда помещений Бухгалтерия
- ремонт оборудования Инженерно-техническая служба
- оплата труда АУП Бухгалтерия

 

Таким образом, методы управления ассортиментом в ООО «НОВЭКС» содержат недостатки и требуют совершенствования. Это касается в первую очередь финансового обоснования ассортимента. Традиционный подход, использующийся при обосновании ассортимента, основывается на принципе максимизации прибыли, Основные его недостатки заключаются в том что, при его использовании практически не учитываются рыночные факторы, а также различное поведение постоянных и переменных издержек при изменении объема продаж. Метод «директ-костинга» является более подходящим в этих условиях и исключает данные недостатки. Он учитывает цели бизнеса, его ресурсы и внешние условия. Для учета последних в методике «директ-костинга» используется показатель адекватности рынку. Он характеризует степень приближения анализируемого товара к некому эталонному образцу, который соответствует наиболее конкурентоспособному на рынке изделию.

Данная методика эффективна только при наличии в организации системы раздельного учета постоянных и переменных расходов, которую лучше всего строить на основе создания центров ответственности за формирование соответствующей категории затрат внутри организации.

Предложенная методика поможет сформировать такую структуру ассортимента, при которой предприятие будет функционировать достаточно устойчиво.

 

 

Заключение

Управление ассортиментом предприятия представляет собой комплексный процесс, включающий основные классические функции управления: планирование, организацию и контроль, который включает анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров), а также анализ влияния политики управления товарными запасами предприятия, политики поставок на товарный ассортимент.

В настоящей работе проведено исследование управления ассортиментом на примере торгового предприятия ООО «НОВЭКС». По результатам работы можно сделать следующие выводы.

Анализ ассортимента ООО «НОВЭКС» показал, что ассортимент предприятия является достаточно широким, глубоким, устойчивым. Общая тенденция для всего ассортимента торгового предприятия – рост объемов продаж по всем товарным группам ассортимента и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. Это объясняется усилением конкурентной борьбы на рынке в связи со значительным увеличением количества новых конкурирующих магазинов.

Снижение рентабельности вызвало необходимость снижения цены продукции до конкурентоспособного уровня, а также повышение расходов на маркетинговые мероприятия. Тем не менее, продукция компании остается конкурентоспособной, совокупный товарооборот из года в год увеличивается.

Управлением ассортиментной политикой на рассматриваемом торговом предприятии заняты отдел по работе с клиентами, включая руководителя данного отдела. Планирование ассортимента требует совершенствования, так как при прогнозировании объемов продаж по ассортиментным группам используются упрощенные методы, не учитывающие множества факторов, в результате прогноз является излишне оптимистическим. Неточность прогнозирования сказывается на ухудшении управления товарными запасами и снижении эффективности их использования.

Существуют разнообразные методы прогнозирования товарно-групповой структуры потребительского спроса. Однако применение каждого метода в отдельности, как правило, малоэффективно. Современная практика свидетельствует об эффективности многовариантных расчетов прогнозов структуры потребительского спроса на основе сочетания различных методов. Этим достигается синтез генетических прогнозов, основанных на использовании сложившихся закономерностей развития спроса, и нормативных прогнозов, ориентированных на рациональную структуру потребления и спроса. В результате будет обеспечен комплексный подход и активная роль прогнозирования спроса, а значит и ассортимент, при котором предприятие будет функционировать устойчиво и эффективно. Поэтому для объекта анализа было рекомендовано использование комплексной методики планирования ассортимента в целях повышения точности прогнозирования объема продаж по товарным группам.

Методы управления ассортиментом в ООО «НОВЭКС» содержат недостатки и требуют совершенствования. Это касается в первую очередь финансового обоснования ассортимента. Традиционный подход, использующийся при обосновании ассортимента, основывается на принципе максимизации прибыли. Основные его недостатки заключаются в том что, при его использовании практически не учитываются рыночные факторы, а также различное поведение постоянных и переменных издержек при изменении объема продаж. Предложенный метод «директ-костинга» является более подходящим в этих условиях и исключает данные недостатки. Он учитывает цели бизнеса, его ресурсы и внешние условия. Для учета последних в методике «директ-костинга» используется показатель адекватности рынку. Он характеризует степень приближения анализируемого товара к некому эталонному образцу, который соответствует наиболее конкурентоспособному на рынке изделию.

Предложенная методика поможет сформировать такую структуру ассортимента, при которой предприятие будет функционировать достаточно устойчиво.

 

 

Литература

1. Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности – М.: Финансы и статистика, 1998.

2. Бланк И.А. Управление торговым предприятием - К: Украинско- Финский институт менеджмента и бизнеса, 1999.

3.Варламов А.С. Совершенствование управления ассортиментом на современных предприятиях - Р: Известия Челябинского научного центра, вып.4, 2000 г.

4. Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинг.М.:Менеджмент и маркетинг, 2005г.

5.Дородников В.Н. Коммерческо-посреднические фирмы: экономика и управление: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.

6.Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления / Учебное пособие – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.

7.Игнатова А.В. Анализ рентабельности продаж по видам товаров и торговли. Журнал «Маркетинг в России », №1, 2004 г.

8. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник / А.И. Ильин. – Мн.: Новое знание, 2003.

9. Кейтина М.Н. Финансовая устойчивость предприятия: оценка и принятие решения. М: Финансовый менеджмент, №2, 2001.

10.Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление: Учеб. пособие / В.К. Козлов, С.А. Уваров, Н.В. Яковлева и др.; Под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. – СПб.: Политехника, 2000 г.

11. Коммерция: теория и практика / Сб. статей – Челябинск: Челябинский филиал МКУ, 1995.

12. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2004.

13. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2003 г.

14. Организация коммерческой деятельности: Справ. Пособие / С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова и др.; Под общ. Ред. С.Н. Виноградовой. – Минск: Высшая школа, 2000 г.

15. Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 1999 г.

16. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.

17.www.novex.trade.ru

18.http://www.simplesoft.ru/articles/abc.htm Арефьева Е. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании прибыли

19. http://marketing.spb.ru

 


[1] См. Приложение 1

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.