Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Восприятие движения





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Восприятие движения — очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения соответствующих точек на сетчатке глаза, влево и вправо. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимопротивоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. В то же время впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объекта. Это так: называемый стробоскопический эффект, для возникновения которого отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными промежутками времени. Пауза между смежными раздражителями должна быть не менее 0,06 с. В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются; в том случае, когда пауза очень велика (например, 1 с), изображения осознаются как раздельные; максимальное расстояние между движущейся точкой в двух смежных кадрах, при котором имеет место стробоскопический эффект, равно 0,45 с. На стробоскопическом эффекте построено восприятие движения на кинематографических лентах. Отчасти аналогичным приемом изображения движения посредством одновременного воспроизведения последовательных его фаз пользуются также в живописи и скульптуре.

В восприятии движения значительную роль несомненно играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Мы можем не только делать умозаключения о движении, но и воспринимать его.

Теории движения разбиваются в основном на 2 группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие влияния этих элементарных зрительных ощущений (В.Вундт).

Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а отличным от них качественно специфическим целым, так и восприятие движения не сводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии (М. Вертгеймер).

Восприятие движения является, по Вертгеймеру, специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов. Если имеются 2 последовательных восприятия объекта в различных положениях (а) и (б), то переживание движения не складывается из этих 2 ощущений, но соединяет их, находясь между ними. Это переживание движения Вертгеймер называет фи-феномен, — оно не есть результат движения глаз или последовательных образов на центральной ямке, которыми хотели объяснить восприятие движения. В стробоскопических иллюзиях последовательные образы могут дать впечатление лишь об определенных положениях предмета, но они не объясняют, почему воспринимается переход предмета из одной фазы в другую. Согласно формально-идеалистической точке зрения Вертгеймера, восприятие движения может быть даже без восприятия предмета, который движется.

С позиций гештальтпсихологии было проведено несколько специальных работ о восприятии движения. Исследователи поставили перед собой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зрения одни из воспринимаемых объектов кажутся движущимися, а другие — неподвижными? Так, например, почему нам кажется, что движется луна, а не облака? С позиций гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объекты, которые явно локализуются на некотором другом объекте: двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспринимается. Так, при фиксации луны среди облаков, она воспринимается движущейся. Ими было показано, что из 2 предметов движущимся обычно кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения. Но исследования представителей гештальтпсихологии не вскрыли сущности восприятия движения. Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОСПРИЯТИЯ. ТЕОРИИ ВОСПРИЯТИЯ.  

Среда, 16 Февраля 2011 г. 22:37 + в цитатник

16. Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.
Выделяют четыре самостоятельные парадигмы исследования восприятия.
1. Исследование связи между дистальным и проксимальными стимулами (передача стимульной энергии от объекта к рецепторной поверхности). Область современной психологии восприятия, физиологии анализаторов и экологической оптики (Гибсон), экологической акустики.
2. Соотношение между чувственной тканью образа и проксимальным стимулом. Классическая и современная психофизика.
3. Связь между чувственной тканью и предметным содержанием образа. Изучение семантики перцептивного образа (субъективные подходы).
4. Соотношение между дистальным стимулом и предметным содержанием образа. Исследования полноты и адекватности образного отражения предмета (иллюзии восприятия, необычные сенсорные способности, границы восприятия, расширение возможностей восприятия).

 

Объектно-оринтированные подходы (больше используют 1 и2 парадигмы исследования):
1) структурализм (Вундт, Титчинер);
2) гештальтпсихология (Вейтгеймер, Коффка, Келер);
3) экологическая теория (Гибсон);
4) информационный подход (Д. Марр)
Субъектно-оринтированные подходы (используют больше 3 и 4 парадигмы):
1) теория бессознательных умозаключений (Г.Гельмгольц);
2) восприятие как категоризация (Дж. Брунер);
3) теория Канемана
4) теория перцептивного цикла (Найсер).

Структурализм. Вундт, Титчинер – пять основных характеристик ощущений (см. вопр. № 15).
Восприятие – комбинация, структура отдельных ощущений и образов памяти.
Цель психологии по Титчинеру:
- анализировать конкретное душевное состояние, разложив его на части;
- найти, каким законом соединяются эти части;
- привести эти законы в связь с телесной организацией.
à Два механизма: суммация и ассоциация.
Суммация – гипотеза констант (Коффка) – перцептивный эффект от суммы ощущений равен эффекту от всех ее составляющих. Пример физиологической основы построения перцептивного образа - принцип специфических энергий органов чувств (Мюллер).
Ассоциации:
- сходство во времени и пространстве;
- сходство по содержанию;
- конрастность (лучше воспринимаются и запоминаются конрастные элементы)
- аффективные ассоциации.
Метод аналитической интроспекции. Главная задача не допустить ошибки стимула.

Гештальттеория восприятия. М.Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка.
Основное понятие гештальт – целостность образов восприятия и несводимость восприятия к сумме свойств составляющих его ощущений.
Выделяют два мира: мир физических объектов, мир наших ощущений. Их связь – принцип изоморфизма (видим квадрат, в мозгу образуется под действием электромагнитного поля такой же по форме очаг возбуждения). Идея психофизиологического параллелизма. Но для объяснения причин возникновения психических явлений вводится понятие феноменального поля как динамического целого. Единица анализа образов воспрития в этом феноменальном поле – гештальт.
Законы образования гештальта. М. Вертгаймер – принцип прегнантности – тенденция к хорошей форме (пример, слушаем музыку, выпадает пара нот – не замечаем, восстановление целостной мелодии).
Частные закономерности прегнантности (выделенные в экспериментах):
- фактор близости;
- фактор сходства;
- ф.хорошего продолжения;
- ф.общей судьбы;
- ф.объективной установки (однажды воспринятая структура имеет свойство восприниматься также в сходных ситуациях).
Принципиальное открытие гештальтпсихологов – феномен фигуры и фона. Характеристики:
§ фигура имеет строго очерченный контур;
§ фон не структурирован, а фигура структурирована и имеет предметный характер;
§ фигура кажется ближе, чем фон;
§ фигура выглядит ярче.

 

Еще один феномер восприятия – транспозиция – перцептивная форма устойчива к изменению составляющих ее сенсорных элементов (пример, траспозиция мелодии). Но изменчивость гештальта во времени – если долго смотреть на рисунок фон станет фигурой, это говорит за активность восприятия.
Гештальтисты выступали за врожденность полевых свойств нервной системы, которые в совокупности с объективными физическими свойствами зрительного поля составляют объективный детерминизм восприятия.

Экологическая теория зрительного восприятия.
Д.Гибсон – теория прямого, непосредственного восприятия.
Восприятие есть акт извлечения информации из структур светового потока. Этот акт предполагает активность субъекта – прежде всего двигательную (для выявления инвариант). Акт извлечения информации связан с мотивацией человека.
Экологическая оптика – на сетчатку попадает множество световых лучей многократно отраженных от множества поверхностей. Вместо термина «стимул», термин – «оптическая информация» - это то, что извлекается наблюдателем в процессе перцептивной активности из объемлющего оптического строя.
Понятие объемлющего оптического строя и инвариантных структур светового потока. Окружающий мир отражает свет – свет приобретает структуру окружающего мира. Крупные объекты состоят из более мелких, а эти более мелкие, из еще более мелких и т.д. Это важный экологический закон – принцип встроенности (как матрешка) Структура – совокупность встроенных друг в друга телесных углов, образованных гранями объектов. Структурированный свет создает объемлющий оптический строй. Объемлющий, т.к. в любую точку наблюдения сходятся потоки структурированного света.
В структуре светового потока есть инварианты (связанные с объективными свойствами мира). Феномены восприятия определяются инвариантной структурой светового потока.
Гибсон отвергает двойственную природу восприятия. Значения воспринимаются непосредственно – они заданы в инвариантах светового потока.
Видимое поле по Гибсону – это четырехмерное пространство, включающее в себя временную координату (сходство с гештальтистами).
Концепция инваринтов:
• инв.изменения освещения (меняются некоторые свойства оптического строя в среде);
• инв.изменения точки наблюдения (диспаратность зрения – два глаза, разные поля);
• инв.частного наложения выборок (взгляд непрерывно скользит вперед- назад, в этом скольжении есть наложение, составляет инвариант).
• Инв.локальных возмущений структуры (перемещение наблюдателя, его головы относительно тела т.д.)
• Соотношение высот расположенных перед нами объектов;
• Горизонт
Теория возможностей. Вся информация о возможностях, необходимых для жизни в данной экологической нише, задана в инвариантах светового потока. Пр.: в структуре светового потока в ситуации зрительного обрыва содержится информация о возможности упасть.

Информационный подход в восприятии.
Д. Марр. Считал сетчаточное изображение достаточным для построения перцептивного образа, т.к. в нем находится вся необходимая для анализа стимульная информация.
Выделяет 4 иерерхических уровня анализа информации:
1) образ – пространственно-временное распределение световой энергии на сетчатке.
2) Первоначальный эскиз, набросок – выделение текстуры, контуров, формы, взаимного располодения объектов в пространстве.
3) 2,5 мерный эскиз – определение общей ориентации и глубина контуров.
4) Построение трехмерной модели – создается сцена видения ситуации.

Теория бессознательных умозаключений.
Г.Гельмгольц.
СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ВОСПРИЯТИЮ.
Акцент ставится на субъекте. Познавательный опыт человека и всё, что связано с личностью (мотивы, эмоции, ценности, внимание и т.д.)
Содержание процесса восприятия. Восприятие – представление (воплощение) имеющихся у субъекта знаний об окружающем мире в чувственной форме. Брунер: основные формы знаний о мире
• Движение. Пр.: мы знаем как писать.
• Чувственная форма. Пр.: я вижу объект и я понимаю его.
• Знание. Пр.: знаки, слова и т.д.
Пр.: эксперимент с полосатой лентой и субъективным восприятием красного стекла.
Свойства процесса восприятия: активность и произвольность (Пр.: работы Ярбуса по исследованию движений глаз в процессе восприятия); индивидуальность и пристрастность (Эксперимент Бодалева: 2 группам показывают 1 фото; одна группа воспринимает героя, другая – преступника).
II. Характеристика теории.
По Гельмгольцу, мы не просто пассивно поддаёмся потоку впечатлений, но и активно наблюдаем, т.е. настраиваем свои органы чувств для различения воздействий с максимальной точностью.
Восприятие как результат встречи идущего из внешнего мира и того, что уже есть у индивида.
Гельмгольц первый обратился к физиологии зрения. Его гипотеза: каждому рецептору соответствует одно ощущение; сколько рецепторов возбудилось проксимальной стимуляцией – столько и ощущений.
Особенности чувственного восприятия:
1) Мы всегда видим объекты в поле зрения так, как видели бы их при обычных условиях, если бы получили тоже впечатление. Механическое раздражение рецепторов – адекватное раздражение рецепторов.
2) Мы обращаем внимание на ощущения, если они полезны для познания внешних объектов, и отвлекаемся от тех деталей чувственных ощущений, которые не имеют значения для восприятия внешних объектов.
3) Всё в нашем чувственном восприятии, что может быть преодолено и обращено в свою противоположность с помощью очевидных фактов опыта, не является ощущением.
Понятия первичного образа, перцептивного образа, образа представления, бессознательных умозаключений.
Гельмгольц выделяет три вида образов: первичный образ, образ в представлении, образ восприятия (перцептивный образ)
Ø Первичный образ образуется чисто физиологическими механизмами. Он не есть тема для психологического рассмотрения.
Ø Образ-представление: его составляющим являются знания человека об окружающей среде, о связях предметов окружающего мира, которые человек получает в ходе практического взаимодействия с окружающим миром. Реминисценция. Вследствие практической деятельности у человека возникают определенные представления о свойствах, локализации и формах существования объектов, с которыми он взаимодействует.
Ø Перцептивный образ - синтез первичного образа и образа представления, т.е. чувственные впечатления + реминисценция.
Гельмгольц объясняет феномены константности, предметности через внутренний образ-представление.
Бессознательные умозаключения. По Гельмгольцу, восприятие актуального события зависит от приобретенного индивидом опыта, в котором хранятся «привычные способы» восприятия, актуализирующиеся бессознательно для индивида и помогающие нам сохранить постоянство видимого мира. Свойства бессознательных умозаключений:
• бессознательность
• непреодолимость
• работают по закону аналогии

Теория восприятия как категоризация
Дж. Брунер.
Субъектно-ориентированная (см. выше).
Характеристика теории.
Восприятие – это процесс категоризации прошлого опыта. Т.е. одна из главных характеристик восприятия совпадает с характеристикой познавательного процесса вообще. Бессознательное движение от признаков к категориям.
Чем более адекватна система категорий, построенная для кодирования окружающего мира, тем больше истинность восприятия в смысле успеха предсказания.
Свойства восприятия:
1. Восприятие – это процесс принятия решения. MEN L*VE WOMEN! Решить подобную задачу может как наблюдатель сам, так и его ЦНС (бессознательно – связь с Гельмгольцем).
2. Этот процесс основан на использовании отличительных признаков.
3. Процесс использования признаков содержит операцию умозаключения. Стадии: первичное выделение объекта из потока внешней стимуляции → поиск признаков, соответствующих отличительным свойствам имеющихся в распоряжении организма категорий («поиск по каталогу») → предварительная категоризация → поиск подтверждающих признаков → окончательная категоризация с резким сокращением поиска признаков.
4. Категория – набор правил, по которым можно объединять явления.
5. Категории различаются по степени готовности. Готовность полезна, т.к. она минимизирует неожиданности внешней среды и максимизирует успех в получении объектов.
6. «Истинность» восприятия – правильное отнесение объектов к категориям.
7. При неоптимальных условиях восприятие истинно в той мере, в которой готовность систем категорий отражает вероятность события.
Стадии категоризации.
ü Первичная категоризация. Явления перцептивно изолируются и оказываются обладающими пространственными, временными и количественными характеристиками (Что это: объект? звук? движение?).
ü Поиск признаков. Идет поиск признаков, соответствующих отличительным свойствам имеющихся в распоряжении организма категорий; если таких не оказалось – сознательный вопрос: «что это?». Тогда начинается поиск дополнительных признаков, которые помогут более точно отнести объект в ту или иную категорию.
ü Подтверждающая проверка. Наступает предварительная категоризация. Поиск ограничивается кругом признаков, могущих подтвердить найденную, предварительную категорию.
ü Завершение проверки. Окончание поиска признаков. Несоответствующие признаки блокируются.
Перцептивная готовность.
Перцептивная готовность – готовность категорий к восприятию. Чем больше готовность, тем меньше информации необходимо для отнесения объекта к категории. Готовность зависит от:
1. Мотивации субъекта.
2. Вероятности появления объекта (частоты появления). Пр.: за окном мелькнула какая-то тень, человек не видел что это было, но он скоре подумает, что это была кошка, чем то, что это был Карлсон.


Теория перцептивного цикла
У. Найссер.
I. Тип теории.
Субъектно-ориентированная (см. выше).
II. Характеристика теории.
Центральным понятием для теории Найссера является понятие когнитивной схемы. Норман сравнивает схемы с семантическими сетями и сценариями. Семантические сети – наиболее простое образование, оно нужно для представления формальных отношений между вещами. Большое влияние на семантические сети оказывают прототипы. Сценарий подсказать, что надо делать дальше, так как сценарии возникают при ситуациях, которые уже были раньше (рутина). Пр.: как вести себя в ресторане.
Когнитивная схема – более сложное образование, это пакет знаний. Когнитивные схемы дополняют семантические сети, это комплексы знаний какой-то определенной сферы жизни. Основные свойства когнитивных схем (по Норману):
• Схема может содержать как знания, так и правила его использования
• Схемы могут состоять из ссылок на другие схемы
• Схемы могут быть специальные и общие
Найссер: схема принимает информацию как только та оказывается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации; схема направляет движения и исследовательскую активность, благодаря которым открывается доступ к новой информации, вызывающей новые изменения схемы. См. ниже функции схем.
Когнитивная схема - средство описания и фиксации феноменологии, касающейся знаний человека о мире. Т.е., наши знания о мире представлены в виде когнитивных схем.
Основные положения теории:
1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естеств. целенапр. деятельности.
2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек (экологичность).
3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения. Аспекты восприятия:
1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными схемами).
2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний чел-ка о мире).
Функции схем.
I. Предвосхищение;
II. Ориентировочно-исследовательская деятельность;
III. Интерпретация.
Перцептивный цикл. Компоненты перцептивного цикла и их функции:
ü Когнитивные схемы. Они направляют перцептивные процессы
ü Перцептивно-исследовательские реакции. Они отбирают информацию
ü Фактические стимулы физической среды.

 


Модифицирует Выбирает


Направляет

 


Информация, полученная таким образом, изменяет существующие когнитивные схемы, влияющие на процессы исследования, и так далее по циклу. Этот термин был введен Найссером, но общее представление об обратной связи и регулировании разделяются многими теориями восприятия.

 
Перцептивная деятельность Теоретическая часть Перцептивная деятельность, ее значение в достижении взаимопонимания партнеров по общению В психологии сложились два подхода, два взгляда на процесс порождения чувственного образа. Один из них воспроизводит старую сенсуалистическую концепцию восприятия, согласно которой образ является непосредственным результатом одностороннего воздействия объекта на органы чувств. Принципиально другое понимание процесса порождения образа восходит к Декарту. Сопоставляя в своей знаменитой "Диоптрике" зрение с восприятием предметов слепыми, которые "как бы видят руками", Декарт писал: "...Если вы считаете, что разница, усматриваемая слепым между деревьями, камнями, водой и другими подобными предметами с помощью своей палки, не кажется ему меньшей, чем та, которая существует между красным, желтым, зеленым и любым другим цветом, то все-таки несходство между телами является не чем иным, как разными способами двигать палку или сопротивляться ее движениям". В дальнейшем идея о принципиальной общности порождения осязательных и зрительных образов развивалась, как известно, Дидро и особенно Сеченовым. В современной психологии положение о том, что восприятие представляет собой активный процесс, необходимо включающий в свой состав эфферентные звенья, получило общее признание. Хотя выявление и регистрация эфферентных процессов представляет иногда значительные методические трудности, так что некоторые явления кажутся свидетельствующими скорее в пользу пассивной, "экранной" теории восприятия, все же их обязательное участие можно считать установленным. Особенно важные данные были получены в онтогенетических исследованиях восприятия. Эти исследования имеют то преимущество, что они позволяют изучать активные процессы восприятия в них, так сказать, развернутых, открытых, т.е. внешнедвигательных, еще не интериоризованных и не редуцированных формах. Полученные в них данные хорошо известны, и я не буду их излагать, отмечу только, что именно в этих исследованиях было введено понятие перцептивного действия. Сейчас положение о том, что для возникновения образа недостаточно одностороннего воздействия вещи на органы чувств субъекта и что для этого необходимо еще, чтобы существовал "встречный", активный со стороны субъекта процесс, стало почти банальным. Естественно, что главным направлением в исследовании восприятия стало изучение активных перцептивных процессов, их генезиса и структуры. При всем различии конкретных гипотез, с которыми подходят исследователи к изучению перцептивной деятельности, их объединяет признание ее необходимости, убеждение, что именно в ней и осуществляется процесс "перевода" воздействующих на органы чувств внешних объектов в психический образ. А это значит, что воспринимают не органы чувств, а человек при помощи органов чувств. Всякий психолог знает, что сетчатый образ (сеточная "модель") объекта не есть то же самое, что его видимый (психический) образ, как и, например, то, что так называемые последовательные образы можно назвать образами лишь условно, потому что они лишены константности, следуют за движением взора и подчинены закону Эммерта. Нет, конечно, необходимо оговаривать тот факт, что процессы восприятия включены в жизненные, практические связи человека с миром, с вещественными объектами, а поэтому необходимо подчиняются – прямо или опосредствованно – свойствам самих объектов. Этим и определяется адекватность субъективного продукта перцепции – психического образа. Какую бы форму ни принимала перцептивная деятельность, какой бы степени редукции или автоматизации она ни подвергалась в ходе своего формирования и развития, принципиально она строится так же, как деятельность осязающей руки, "снимающей" контур объекта. Как и деятельность осязающей руки, всякая перцептивная деятельность находит объект там, где он реально существует, – во внешнем мире, в объективном пространстве и времени. Последнее и составляет ту важнейшую психологическую особенность субъективного образа, которая называется его предметностью или весьма неудачно – его объективированностью. Уже говорилось о том, что восприятие является активным, что субъективный образ внешнего мира есть продукт деятельности субъекта в этом мире. Но деятельность эта не может быть понята иначе, как реализующая жизнь телесного субъекта, которая, прежде всего, является процессом практическим. Конечно, было бы серьезной ошибкой рассматривать в психологии всякую перцептивную деятельность индивида как протекающую непосредственно в форме практической деятельности или прямо происходящей из нее. Процессы активного зрительного или слухового восприятия отделяются от непосредственной практики, так что и человеческий глаз и человеческое ухо становятся, по выражению Маркса, органами-теоретиками. Единственно осязание поддерживает прямые практические контакты индивида с внешним вещественно-предметным миром. Это – чрезвычайно важное с точки зрения рассматриваемой проблемы обстоятельство, но и оно не исчерпывает ее полностью. Дело в том, что основу познавательных процессов составляет не индивидуальная практика субъекта, а "совокупность человеческой практики". Поэтому не только мышление, но и восприятие человека в огромной степени превосходят своим богатством относительную бедность его личного опыта. Правильная постановка в психологии вопроса о роли практики как основы и критерия истинности требует исследовать, как именно входит практика в перцептивную деятельность человека. Нужно сказать, что психология уже накопила множество конкретно-научных данных, которые вплотную подводят к решению этого вопроса. Как уже говорилось, психологические исследования делают для нас все более очевидным, что решающая роль в процессах восприятия принадлежит их эфферентным звеньям. В некоторых случаях, а именно, когда эти звенья имеют свое выражение в моторике или микромоторике, они выступают достаточно отчетливо; в других случаях они являются "упрятанными", выражающимися в динамике текущих внутренних состояний реципирующей системы. Но они всегда существуют. Их функция является "уподобительной" не только в более узком значении, но и в значении более широком. Последнее охватывает также функцию включения в процесс порождения образа совокупного опыта предметной деятельности человека. Дело в том, что такое включение не может осуществится в результате простого повторения сочетаний сенсорных элементов и актуализации временных связей между ними. Ведь речь идет не об ассоциативном воспроизведении недостающих элементов сенсорных комплексов, а об адекватности возникающих субъективных образов общим свойствам реального мира, в котором живет, действует человек. Иначе говоря, речь идет о подчиненности процесса порождения образа принципу правдоподобия. Наши чувственный обобщенные образы, как и понятия, содержат в себе движение, и, стало быть, противоречия; они отражают объект в его многообразных связях и опосредствованиях. Это значит, что никакое чувственное знание не является застывшим отпечатком. Хотя оно и хранится в голове человека, но не как "готовая" ведь, а лишь виртуально – в виде сформировавшихся физиологических мозговых констелляций, которые способны реализовать субъективный образ объекта, открывающегося человеку то в одной, то в другой системе объективных связей. Представление об объекте включает в себя не только сходное в объектах, но и разные как бы грани его, в том числе и не "накладывающиеся" друг на друга, не находящиеся в отношениях структурного или функционального подобия. Диалектичны не только понятия, но и наши чувственные представления; поэтому они и способны выполнять функцию, которая не сводится к роли фиксированных эталонов-моделей, соотносящихся с воздействиями, получаемыми рецепторами от единичных объектов. Как психический образ они существуют неотделимо от деятельности субъекта, которую они насыщают богатством, аккумулированным в них, делают ее живой и творческой. Проблема чувственных образов и представлений возникла перед психологией с первых же шагов ее развития. Вопрос о природе наших ощущений и восприятий не мог быть обойден ни одним психологическим направлением, из какой бы философской основы оно ни исходило. Не удивительно поэтому, что проблеме этой было посвящено огромное число работ – теоретических и экспериментальных. Их число продолжает быстро возрастать и в наши дни. В результате ряд отдельных вопросов оказался разработанным чрезвычайно детально и был собран почти необозримый фактический материал. Несмотря на это, современная психология все еще далека от возможности создать целостную, не эклектическую концепцию восприятия, охватывающую различные его уровни и механизмы. Особенно это относится к уровню сознательного восприятия. Новые в этом отношении перспективы открывает внесение в психологию категории психического отражения, научная продуктивность которой сейчас уже не требует доказательств. Категория эта, однако, не может быть взята вне ее внутренней связи с другими основными марксистскими категориями. Поэтому внесение категории отражения в научную психологию необходимо требует перестройки всего категориального ее строя. Ближайшие проблемы, которые встают на этом пути, суть проблемы деятельности, проблема психологии сознания, психологии личности. Практическая часть Вариант № 8 Задание 1. Заполните таблицу по теме «Педагогика». Название процессаОпределениеЦели процессаОсновные принципыОсновные методы ОбучениеАктивный, двухсторонний, целенаправленный процесс трансляции культуры учителя обучающемуся и освоение этой культуры учеником.Творческое саморазвитие личности шко-льника, которое реализуется через единство трех функций обучения: 1. образовательная; 2. воспитательная; 3. развивающая1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения. 2. Принцип научности. 3. Принцип системности и последовательности. 4. Принцип доступности. 5. Принцип наглядности. 6. Принцип сознательности и активности учащегося в обучении. 7. Принцип прочности. 8. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.1. По источнику знаний: практические, наглядные, словесные, книга, видео. 2. По назначению: метод приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний умений навыков. 3. По типу познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский. ВоспитаниеЦеленаправленное воздействие на ученика, которое может осуществляться в ходе обучения, параллельно обучению или вне него, в результате которого ученик приобретает существующие в обществе ценности, мировоззрение, принципы, отношения Приобретение учеником существующих в обществе ценностей, мировоззрения, принципов, отношений.1. Принцип гуманизации. 2. Принцип персонификации. 3. Принцип природосообразности. 4. Принцип культуросообразности. 5. Принцип дифференциации. 6. Опора на положительное. 7. Принцип социализации. 8. Принцип комплексности. 1. Методы формирования сознания личности: Рассказ, объяснения, беседа, лекции, дискуссии, дис­пут метод примера. 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности: приучение, упражнения, педагогическое требование. 3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведе­ния личности: соревнование, сюжетно-ролевые игры, поощрение, наказания. 4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании: педагогическое на­блюдение за учениками; беседы, направленные на выявление вос­питанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов уче­нического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Перцептивная деятельность совокупность психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение в сознании человека окружающей его действительности.

 

Перцептивные действия структурные единицы процесса восприятия у человека, которые обеспечивают сознательное преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру.

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.