Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Проблема врожденного и приобретенного в восприятии.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экспериментальные исследования. Исследования Д.О.Хэбба (1949). На ранних этапах развития В. не так целостно и высокоорганизованно, как предполагали сторонники гештальт- психологии. В. - прижизненно формируемый навык, которому надо обучиться. Все начинается с внимания к отдельной части объекта, при котором задействуются отдельные клеточные ансамбли в коре. Порядок активации этих самых клеточных ансамблей определяется движением глаз. Способность воспринимать предмет сразу, без движения глаз (целостность, на которую указывали гештальтеры), представляет собой результат долгой зрительной тренировки, происходящей все время, пока человек смотрит на объекты. Хэбб: процесс В. - это процесс синтеза отдельных деталей восприятия, однако сие не есть возвращение к структуралистам, ибо если для них В. было синтезом отдельных раздражителей, то для Хэбба В. - синтез отдельных частей объекта. Теория Хэбба - не общая теория восприятия, ибо в ней не объяснена ни специфика именно человеческого В., ни восприятие пространства. Исследования Ж.Пиаже (1961). Он доказывает, что В. стоит рассматривать именно в развитии как постепенной организации деятельности. У ребенка в первые месяцы жизни нет подлинного В. предметов и пространства, он даже не дифференцирует предметы и себя. Так, ребенок не различает изменения пространственного поля, вызванное собственными действиями и те изменения, которые происходят вне зависимости от него. Адекватное пространственное поле формируется в связи с координацией ребенка. Таким образом, основу В. составляют интериоризированные сенсомоторные схемы локомоций и манипуляций с предметами. Анализ соотношений между восприятием и интеллектом: например, измерение при помощи линейки не приводит к переоценке измеряемого предмета (не деформируется самим процессом сравнения), тогда как при оценке "на глазок" вполне вероятны "перцептивные ошибки", возникающие вследствие сенсорной переоценки воспринимаемого предмета. Закон относительных центраций: В. - вероятностный процесс, всегда выделяющий одни стороны предмета в ущерб другим. "В. как действие" сближают Пиаже и деятельностников. Эксперимента: - см.выше, про перцептивное поле. - можно вспомнить Гибсона и дитё, которое не хочет ползти через обрыв, закрытый прозрачной пластиной. Можно рассказать о том, что В. не дается как врожденная способность, однако в человеке присутствует некая естественная способность, которая, в силу того, что обладает пластичностью, развивается до нужных "размеров" вследствие деятельностной активности субъекта.

 

Две точки зрения на проблему врожденного/приобретенного:

· нативизм – Декарт, Кант, гештальт-психологи. По их мнению, восприятие формы и пространства является врожденным.

· эмпиризм – Д. Уок, Беркли, Г. Гельмгольц. По их мнению, восприятие формы и пространства не дано от рождения, а является формой научения.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.