Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Противодействие отмыванию денег, полученных преступным путем, в странах – участниках ФАТФ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Во многих государствах отмывание денег, полученных преступным путем, признается уголовным преступлением. Наказанием за такое преступление, как правило, является крупный штраф либо продолжительное тюремное заключение в сочетании с конфискацией имущества.

Создание в 1989 году ФАТФ принято считать началом активной борьбы с легализацией преступных средств на международном уровне, однако, основные принципы, которые легли в основу Сорока рекомендаций ФАТФ, были разработаны в национальных законодательствах государств – учредителей ФАТФ. Именно опыт этих государств, насчитывающий не одно десятилетие, позволил создать условия для эффективной борьбы с отмыванием средств. Как было отмечено ранее, способы отмывания средств постоянно совершенствуются. Принятие новых законов, которые ограничивают деятельность лиц, занимающихся легализацией преступных доходов, неизбежно влечет за собой изобретение такими лицами все новых и новых схем и методик. Поэтому в странах, где борьба с отмыванием денег ведется на государственном уровне, законодательство в этой области состоит из нескольких основных законов и принятых в соответствии с ними подзаконных актов. Ярким примером подобной структуры законодательства в области борьбы с отмыванием средств является США.

Законодательство Америки состоит из трех основных актов:

· подраздел «Закон о борьбе с отмыванием денег» Закона по борьбе со злоупотреблениями наркотиками,

· Закон о коррумпированных и находящихся под влиянием рэкетиров организациях,

· Закон о психотропных препаратах.

Вообще, стоит заметить, что в США отмывание денег напрямую связано с таким понятием как «коррупция». Американские законодатели изначально придерживаются той точки зрения, что действия коррупционных чиновников способствуют легализации преступных доходов. Причем, коррупцию они рассматривают не только как злоупотребления со стороны американских должностных лиц, но и иностранных чиновников. Участившиеся в середине 90-х годов прошлого века случаи отмывания средств с помощью американских институтов подвигнули Конгресс США расширить основания привлечения к уголовной ответственности за легализацию преступных средств. В настоящий момент насчитывается 181 основание, и этот перечень не является исчерпывающим, суд может признать обвиняемого виновным в отмывании средств по дополнительному основанию в случае возникновения у суда подозрений относительно источника формирования средств. Несмотря на то, что преступление (например, вымогательство) было совершено на территории другого государства, участие в схеме по отмыванию средств американского юридического лица влечет за собой привлечение к ответственности всех участников данной сделки.

Одним из наиболее удачных примеров государств, законодательство которых подробно регулирует вопросы противодействия отмыванию средств, является Великобритания. Привлекательность этой страны для подобных операций объясняется наличием оффшорных зон в сочетании с развитой банковской системой. Поток нелегальных денежных средств, хлынувший в страну, в том числе и из России, заставил Великобританию выступить инициатором создания ФАТФ и усовершенствовать национальное законодательство в этой области. Итогом работы законодателей стало Положение о противодействии отмыванию денег, вступившее в силу в 1994 году. Система, созданная в Великобритании, является одной из самых эффективных за счет своей детализации. Поэтому не случайно, что российские законодательные и правоохранительные органы при разработке системы противодействия отмыванию преступных доходов за основу взяли систему именно этой страны.

Как и в большинстве стран – участниц ФАТФ, основная обязанность по выявлению противоправных действий с целью легализации преступных доходов лежит на финансовых учреждениях. В Великобритании на законодательном уровне закреплено существование такой должности, как «инспектор по заявлениям об отмывании денег». Как правило, функции инспектора выполняют по совместительству юрисконсульт, контролер либо управляющий отделением банка. Само по себе существование такой должности показывает, какое важное значение придает английская система сбору сведений о подозрительных лицах. Более того, законодателями была разработана форма справки, подача которой является обязанностью инспектора. Наличие в штате банка инспектора не освобождает других служащих от обязанности отслеживать, так называемые, «нетипичные» операции или операции с крупными сумами. В вышеупомянутом Положении полномочия инспектора и остальных банковских служащих четко разграничены. Так, если служащий банка обязан тщательно отслеживать осуществляемые его клиентом операции и представлять инспектору отчет обо всех подозрительных, по его мнению, сделках, то в обязанности инспектора входит проверка предоставленных отчетов и составление, в случае подтверждения опасений служащего, справки. Проверка сведений, указанных в отчетах служащими, осуществляется инспектором с использованием базы данных банка, в которой он может отследить все движения по счету, а также контрагентов клиента. Таким образом, инспектор имеет самые широкие полномочия, и не случайно, что на эту должность назначаются столь ответственные лица, ведь доступ к секретной банковской информации предполагает раскрытие банковской тайны. Поэтому лицо, выбранное на должность инспектора, подвергается тщательной проверке, а также подписывает обязательство о неразглашении ставших ему известными в процессе работы сведений.

Кроме установленных в большинстве стран – участниц ФАТФ оснований для внесения данных по клиенту в отчет, законодательство Великобритании предусматривает и такое, как совершение операций лицом, в отношении которого банковский служащий осведомлен либо имеет основания предполагать, что он содействует отмыванию средств. Что касается, так называемой «пороговой» суммы, в Великобритании она составляет сумму приблизительно равную 20 тысячам долларов США. Разовое поступление на счет клиента суммы, превышающей «порог», либо зачисление в течение короткого промежутка времени такой суммы становится объектом пристального внимания со стороны инспектора банка. Однако есть одно исключение, наличие которого свидетельствует о тщательной проработке английскими законодателями всех деталей. Осуществление операций по суммам свыше 20 тысяч долларов клиентами, для которых получение или уплата таких сумм является типичной операцией в силу своей профессиональной деятельности, не является основанием для возникновения подозрений в отмывании средств.

Справки, составленные инспекторами, направляются по специальным каналам связи в Управление экономических преступлений Национальной службы криминальной разведки. По данным Управления, ежегодно в него для дальнейшей обработки поступает до 30 тысяч справок из банковских учреждений. Поскольку борьба с отмыванием средств ведется на международном уровне, то в справки инспекторов заносятся и сведения, касающиеся деятельности иностранных юридических и физических лиц.

Как было отмечено в начале, Великобритания является привлекательной для регистрации на ее территории компаний благодаря, в том числе, и существованию свободных экономических зон. С целью упрощения контроля за компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах, а, следовательно, и повышения эффективности борьбы с легализацией преступных средств, предусмотрена открытая база данных учредителей таких компаний.

Особое внимание британские контролирующие органы уделяют международному сотрудничеству. В рамках заключенных с другими государствами соглашений, а также Рекомендаций ФАТФ, в обязанности служащих Управления входит обработка запросов и выдача необходимой информации иностранным спецслужбам. Законодатели Великобритании ставят во главу борьбы с отмыванием средств взаимодействие с органами других государств, основой которого должна стать прозрачность сведений о юридических лицах и всех банковских операциях.

Еще одно государство, на примере которого хотелось бы остановиться при освещении вопроса борьбы с отмыванием средств, - Китай. Национальные традиции наложили свой отпечаток на законодательство этой страны. В конце прошлого года информационные агентства обошло известие о том, что в Китае казнены четверо сотрудников банка, признанных виновными в отмывании 15 миллионов долларов США. Несмотря на строгость наказания, предусмотренного за данное преступление в УК, по мнению самих правоохранительных органов Китая, меры, принимаемые ими в целях противодействия отмыванию доходов, отстают от требований современного мира.

Два года назад в Государственном управлении валютного контроля была создана служба по борьбе с отмыванием денег. Основное внимание в своей деятельности Служба уделяет усилению мониторинга за осуществляемыми в стране банковскими операциями. В настоящий момент, несмотря на предусмотренную обязанность банков предоставлять информацию о подозрительных операциях в компетентные органы, в Китае отсутствует централизованная система сбора и хранения данных.

Кроме того, в Китае отсутствует как таковой перечень общих оснований для признания операции подозрительной. Это остается на усмотрение самого банка. Однако существуют признаки, закрепленные в законодательстве, при наличии которых банк обязан поставить в известность контролирующий орган. Причем указанные признаки различны для операций, совершаемых в национальной и иностранной валюте. Так, для операций в юанях установлены 13 признаков, среди которых: несоответствие направления операций предприятия особенностям его деятельности, перемещение через личный счет в банке суммы свыше 1 миллиона юаней за короткий период времени, частое открытие и закрытие счетов и пр.. Для операций в наличной иностранной валюте установлено 11 подозрительных признаков, а для безналичных операций – 20. Особое внимание банковским служащим следует уделять операциям в иностранной валюте, если сумма операций за 1 день (либо сумма одной операция) превышает при наличном расчете 10 тысяч долларов США, а при безналичном между физическими лицами – 100 тысяч долларов США, а между юридическими лицами – 500 тысяч долларов США. Как видно, «пороговая» сумма в Китае достаточно высока, и многие, в том числе и в ФАТФ, рассматривают это как фактор, способствующий притоку нелегального капитала в страну.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.