Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Критерии классификации конкурентных рынков (типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конкуренция-борьба между пр-лями товаров и услуг за рынки сбыта своей продукции и получ-е выгоды от ее продажи.Рынок- любое взаимодей-е, в кот-е люди вступают для торговли друг с другом, т е в кач-ве покуп-лей и продавцов товаров и услуг.

В основу классификации рынков могут быть положены различные критерии. Наиболее распространенный критерий - число участников рынка. Следует отметить, что конкурентность рынка определяется не только количеством фирм на нем. Иногда важна не столько конкуренция внутри рынка, сколько конкуренция за рынок. Даже одна фирма на рынке может действовать как в соревновательных условиях, если барьеры входа невелики и есть потенциальная угроза возникновения конкурентов.

Э. Чемберлин предложил использовать для классификации рынков два критерия - взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными предприятиями и взаимозависимость этих предприятий.

Первый критерий может быть представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями. Второй - коэффициентом объемной или количественной перекрестной эластичности. Первый характеризует влияние изменения цены j-го предприятия на выпуск i-го, второй - влияние выпуска j-го предприятия на цену i-го. Чем выше коэффициент ценовой перекрестной эластичности спроса, тем выше однородность выпускаемых предприятиями товаров (их взаимозаменяемость). Чем выше количественная перекрестная эластичность, тем более жесткая взаимозависимость предприятий.

Дж. Блейн добавил третий критерий - условие входа на рынок (Е), которое определяется относительным превышением действительной цены товара PL его конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного периода Pc: Е = (PL - Pc) . Pc

Чем выше Е, тем привлекательнее рынок, тем вероятнее вход на рынок. В случае монополии, как правило Е>0, но вход на рынок блокирован.

Практическое применение этой классификации затруднительно, так как для ее реализации необходимо осуществить расчеты коэффициентов перекрестной ценовой и количественной эластичности, определение средних издержек долгосрочного периода. Поэтому на практике предпочитают использовать понятия совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция определятся разными авторами по-разному. Это вид отраслевого рынка, на котором много фирм продает стандартный товар и ни одна из фирм не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для каждой фирмы считается заданной рынком. Вход и выход из отрасли свободны.

В целом модель совершенной конкуренции характеризуется пятью признаками:

**Наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей;

**Однородность продаваемой продукции;

**Ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену;

**Свободный вход на рынок и выход с него;

**Максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.

Первые три признака характеризуют чистую конкуренцию.

Несовершенная конкуренция определяется следующим образом: рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции; или характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;

Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.

В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности):

монополистическая конкуренция,

олигополия,

монополия.

Монополистическую конкуренцию авторы определяют следующим образом: продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов.

В целом монополистическая конкуренция характеризуется следующими признаками:

**Наличие большого числа покупателей и продавцов;

**Производство и продажа дифференцированного продукта;

**Отсутствие барьеров входа и выхода;

**Наличие незагруженных мощностей.

Олигополию определяют следующим образом: тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть и дифференцированным и стандартным. Фирмы-олигополисты имеют влияние на рыночную цену. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения.

Можно сказать, что олигополия характеризуется следующим набором признаков:

**Небольшое число продавцов (покупателей) товара;

**Продавцы (покупатели) являются крупными экономическими агентами;

**Существуют значительные барьеры входа и выхода;

**Прибыль экономических агентов в долгосрочном периоде отлична от нуля;

**Продаваемый товар может быть как дифференцированным, так и однородным.

В зависимости от того, дифференцирован товар или нет, выделяют олигополию с дифференцированным и стандартным товаром. Можно выделить такую разновидность олигополии, как олигополия с доминирующей фирмой.

Существуют следующие определения монополии: исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству;

Можно сказать, что монополия определяется следующими признаками:

**наличие одного производителя (покупателя);

**отсутствие близких заменителей товара;

**наличие высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера).

В принципе, любая монополия ограничена, так как монополист конкурирует с производителями других экономических благ, поэтому можно выделить ситуацию чистой монополии - производство одним производителем всех благ в обществе (теоретическая конструкция).

Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель - такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней (билатеральной) монополией.

Кроме количественных критериев могут быть предложены и другие критерии анализа конкуренции. Например, можно исходить из:

1. характера поведения продавца:

если считает ситуацию на рынке зависящей только от собственного поведения и реакции на него покупателей - монополия;

если не может предсказать реакцию конкурентов и берет рыночную цену как данную - совершенная полиполия;

если не может предсказать реакцию конкурентов и выбирает цену, так как его продукция дифференцирована, но не затрагивает существенно своих конкурентов - монополистическая конкуренция;

если должен учитывать реакцию своих конкурентов - олигополия.

2. из степени дифференциации товара:

однородная, гомогенная конкуренция (без дифференциации товара);

разнородная, гетерогенная конкуренция (с дифференциацией товара).

3. из степени свободного проникновения в отрасль:

открытая конкуренция - без барьеров вхождения в отрасль;

закрытая конкуренция - с барьерами вхождения в отрасль.

4. из различия применяемых действий:

конкуренция, осуществляемая изменением цен;

конкуренция, осуществляемая изменением товара.

В литературе можно встретить различные отдельные виды конкуренции: добросовестная - недобросовестная; ценовая - неценовая; внутриотраслевая - межотраслевая; эффективная; действенная.

 

18. ВНП и ВВП: способы расчета. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП.

ВВП-суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг за год, поделенная на численность насел-я.( дубликат?? Это рыночная ст-ть всех конечных товаров и услуг, произв-х в гос-ве за 1 год. ) ВВП – стоимость товаров и услуг, произведенных на территории страны за определенный период времени (год). Учитываются как резиденты, так и иностранные производители. Отражает рост материального пр-ва. Включает: *рыноч-я ст-ть *конечные товары и услуги. * товары и услуги, произ-ые в гос-ве. * товары и услуги в данном году. *материаль-е пр-во. Не включает: *нерыночные доходы(работа на себя,пенсия, пособии). *товары и услуги, пр-ые в др годы. *промежуточ-е товары. *финан-е потоки: покупка акций, облигаций, % по гос облигации.

ВНП – стоимость товаров и услуг, произведенных только резидентами, как в стране, так и за рубежом.

ВНП = ВВП – [доходы иностранных предприятий] + [доходы отечественных предприятий за рубежом]

ВВП представляет собой валовую стоимость всех товаров и услуг, созданных на территории данного государства в те­чение определенного срока за вычетом промежуточною потребле­ния. Иначе говоря, ВВП — это сумма добавленной стоимости всех подразделений народного хозяйства, ВНП и ВВП рассчитываются в текущих ценах для вязки с другими показателями и в сопоставимых ценах — для изуче­ния динамики физического объема производства.

Номинальный ВВП (ВНП) — это показатель в текущих ценах, т.е. сложившихся на момент расчета.

Реальный ВВП — это ВВП в неизменных ценах, т.е. скорректированный с учетом инфляции.

Отношение номинального показателя к реальному показывает, насколько возрос ВВП исключительно за счет роста цен, а поэтому характеризует изменение общего индекса цен. Применяются также категории «потенциальный ВВП» «лаг ВВП». Потенциальный ВВП характеризует объем производства, который может быть достигнут при имеющихся факторах производства: разрыв же между этим показателем и реальным ВВП представляет собой лаг ВВП.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.