Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Их права и обязанности





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В статье 13 Закона об ОРД приведен перечень органов, оперативным подразделениям которых предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации. Одним из них являются органы внутренних дел.

В Законе об ОРД отмечено, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Руководители указанных органов определяют перечень входящих в них оперативных подразделений, их полномочия, структуру и организацию работы.

Перечень оперативных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в борьбе с преступностью, определен приказом МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России". Его анализ свидетельствует, что их полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности неодинаковы, они зависят от компетенции по применению специальных сил, средств и методов ОРД.

В зависимости от полномочий данные подразделения и службы можно разделить на две группы. Подразделения первой группы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в полном объеме и наделены полномочиями по применению всех сил, средств и методов ОРД. Эту группу составляют:

- подразделения уголовного розыска;

- подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции;

- подразделения собственной безопасности;

- подразделения по противодействию экстремизму;

- подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы;

- подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;

- оперативно-поисковые подразделения;

- подразделения специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения);

- межрегиональные оперативно-разыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне.

Вторую группу составляют подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в ограниченном объеме. К ним относятся подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола и подразделения оперативно-разыскной информации.

В зависимости от направлений деятельности и специализации оперативные подразделения ОВД выполняют различные задачи. Так,основными задачами подразделений уголовного розыска являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции уголовного розыска; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, розыск без вести пропавших лиц, установление личности по неопознанным трупам.

В круг задач подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции входят выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономики, а также против интересов государственной власти, совершаемых в федеральных органах государственной власти; организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности.

Для подразделений собственной безопасности основными задачами являются:

- выявление коррумпированных сотрудников в органах внутренних дел, а также лиц, замышляющих, подготавливающих или совершающих должностные и иные преступления;

- обеспечение личной безопасности сотрудников органов внутренних дел, членов их семей и близких, а также лиц, оказывающих содействие подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- выявление, предупреждение и пресечение попыток проникновения преступных элементов в систему органов внутренних дел или оказания негативного влияния на ее деятельность.

Подразделения по противодействию экстремизмуосуществляют предупреждение, выявление и раскрытие преступлений экстремисткой направленности.

Основной задачей подразделений по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте является предупреждение, выявление и раскрытие хищений грузов из подвижного состава и складских объектов транспортной инфраструктуры.

Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, применяют меры безопасности в целях защиты жизни и здоровья участников уголовного судопроизводства, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества.

Основной задачей оперативно-поисковых подразделений является получение информации, представляющей оперативный интерес, путем проведения оперативно-поисковых мероприятий с использованием негласных методов и средств.

Назначение подразделений специальных технических мероприятий ОВД состоит в организации и проведении оперативно-технических мероприятий по заданиям оперативно-розыскных служб, техническом обеспечении ОРМ в целях негласного получения информации и документирования преступной деятельности, а также координации своей деятельности с оперативно-техническими подразделениями ФСБ России.

Оперативно-поисковые подразделения и подразделения специальных технических мероприятий работают в особом режиме конспирации по заданиям оперативных подразделений ОВД.

Межрегиональные оперативно-разыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне занимаются координацией деятельности нижестоящих подразделений, а также раскрытием преступлений, имеющих межрегиональный характер.

Основной задачей подразделений по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола является проведение по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств оперативно-розыскных мероприятий.

Задачами подразделений оперативно-разыскной информации являются:

- оперативно-аналитическое и информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел;

- обеспечение информационного взаимодействия по обмену оперативно-розыскной информацией с иными субъектами оперативно-розыскной деятельности;

- анализ оперативной обстановки и прогнозирование ее развития;

- отождествление личности с использованием специальных программно-технических средств обработки фото-, видеоизображений.

Оперативные подразделения ОВД состоят из штатных сотрудников, т.е. лиц, имеющих специальные звания полиции, осуществляющих оперативно-розыскную работу гласно либо негласно в объеме, установленном для них соответствующими ведомственными нормативными актами МВД России. В оперативных подразделениях ОВД работают должностные лица, которые являются главной частью профессионального ядра подразделений и служб органов внутренних дел и решают задачи, определенные ст. 2 Закона об ОРД.

Правовое положение должностных лиц в борьбе с преступностью неодинаково, оно зависит от компетенции оперативных подразделений, в которых они работают. Таким образом, в силу специфики выполняемых задач персонал оперативных подразделений ОВД подразделяется на штатных сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскные функции преимущественно легально (гласно), и оперативных сотрудников, чья принадлежность к правоохранительным органам конспирируется (т.е. их работа осуществляется только негласно). Первые вправе сочетать проведение ОРМ с административно-правовыми, уголовно-процессуальными и другими правовыми действиями. Вторые же, к числу которых относятся сотрудники оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, применяют только разведывательные методы по добыванию информации и скрывают свою принадлежность к органам внутренних дел.

К должностным лицам органов внутренних дел относятся следующие категории оперативных сотрудников:

- младшие оперуполномоченные;

- оперуполномоченные и старшие оперуполномоченные;

- оперуполномоченные и старшие оперуполномоченные по особо важным делам;

- руководители оперативных подразделений.

Для выполнения возложенных задач штатные гласные сотрудники оперативных подразделений ОВД законодательными и ведомственными нормативными актами наделены соответствующей оперативно-розыскной, административной и уголовно-процессуальной компетенцией.

Оперативно-розыскная компетенция закреплена в Законе об ОРД, где определены обязанности и права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Органы, осуществляющие ОРД, согласно ст. 14 данного Закона, обязаны:

- принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;

- исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам;

- выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;

- информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;

- соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Для эффективного исполнения перечисленных выше обязанностей оперативные подразделения ОВД ст. 15 Закона об ОРД наделены следующими правами:

- проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

- устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений и организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;

- создавать в установленном законодательством порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных федеральным законом.

В то же время должностные лица оперативных подразделений ОВД наделены административно-правовой компетенцией, поскольку в соответствии с Законом о полиции они являются представителями власти и наделены определенными государственно-властными полномочиями, которые применяются в отношении граждан. Так, для решения задач ОРД они вправе:

- проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступлений или полагать, что они находятся в розыске;

- вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях;

- в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен иной порядок получения информации;

- беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследуемым уголовным делам, производству по делам об административных правонарушениях;

- проводить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представляется возможным.

В соответствии с действующим законодательством сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел обладают полномочиями по применению отдельных мер государственного принуждения. К ним относятся: задержание; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории; оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах. Для предотвращения и пресечения преступлений и административных правонарушений они имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудники оперативных подразделений ОВД в соответствии со ст. 12 Закона о полиции должны выполнять следующие обязанности:

- принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, осуществлять проверку заявлений и сообщений о преступлениях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

- прибывать незамедлительно на место совершения преступления, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления;

- выявлять причины преступлений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, намеревающихся совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу и некоторые другие.

Уголовно-процессуальная компетенция определена УПК РФ, статья 40 которого оперативные подразделения ОВД отнесла к органам дознаниями и возложила на них дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, а также выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Оперативно-розыскная, административно-правовая и уголовно-процессуальная компетенции сотрудника оперативных подразделений конкретизируется его специализацией. Выделяют следующие виды специализаций:

- зональная (территориальная);

- линейная;

- объектово-отраслевая;

- функциональная.

Сущность зональной специализации состоит в том, что на сотрудника оперативного подразделения возлагается обязанность по организации и осуществлению оперативно-розыскной деятельности на определенной территории (оперативной зоне).

Линейная специализация – это организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности для борьбы с однородными группами преступлений, например, против личности, краж чужого имущества и т.д.

Объектово-отраслевая специализация состоит в том, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется для выявления и раскрытия отдельных видов преступлений на предприятиях определенной отрасли или на отдельных крупных объектах. Объектово-отраслевая специализация характерна для подразделений ЭБиПК.

Функциональная специализация выражается в том, что сотрудник оперативного подразделения выполняет одну из функций, отнесенных к компетенции оперативного подразделения, например, розыскную работу.

К сотрудникам оперативных подразделений предъявляются специальные профессиональные, морально-этические, психологические и иные требования.

Оперативные подразделения ОВД и представляющие их сотрудники при решении стоящих перед ними задач руководствуются Конституцией РФ, Законом об ОРД, другими законами и ведомственными нормативными актами. Они самостоятельно принимают решения о заведении дел оперативного учета и производстве по ним; планируют ОРМ, определяют основания, организацию и тактику их проведения; принимают другие решения и несут за это ответственность. Их деятельность носит публичный характер. При исполнении служебных обязанностей, являясь представителями власти, они находятся под защитой государства.

На них распространяются гарантии социальной и правовой защиты, закрепленные в ст. 16 Закона об ОРД, суть которых заключается в следующем:

- в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудники оперативных подразделений подчиняются только непосредственному и прямому начальнику;

- при получении приказа, противоречащего закону, сотрудники оперативных подразделений обязаны руководствоваться законом;

- при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и интересов допускается вынужденное причинение вреда сотрудниками оперативных подразделений, при правомерном выполнении служебного или общественного долга;

- время выполнения специальных заданий в организованных преступных группах и время их службы в должностях штатных негласных сотрудников подлежит зачету в выслугу лет;

- органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для сотрудников оперативных подразделений;

- никто не вправе вмешиваться в законные действия сотрудников оперативных подразделений, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральным законом. Например, следователь при даче поручений о производстве оперативно-розыскных мероприятий в порядке ст. 144, 152 и 157 УПК РФ указывает только цель, а способы, организацию и тактику ее решения определяют органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Следователь не вправе требовать конкретных данных о характере применяемых оперативно-розыскных мер, их организации и тактике проведения.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.