Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Оперативно-розыскных мероприятий





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий закреплены в ст. 7 Закона об ОРД. Законодатель разделил их на три группы, которые изложены в разных частях данной статьи:

– основания для проведения ОРМ, непосредственно направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, и без вести пропавших лиц (ч. 1 ст. 7);

– основания для проведения ОРМ, направленных на сбор сведений, необходимых для принятия решений о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, и некоторым видам деятельности, а также на обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 7);

- основания для проведения ОРМ в целях добывания информации, необходимой для решения задач в области противодействия коррупции.

К первой группе относятся шесть оснований для проведения любых (без каких-либо ограничений) оперативно-розыскных мероприятий.

Первым в этом перечнеуказано наличие возбужденного уголовного дела(п. 1 ч.1 ст. 7). Закон об ОРД не связывает данное основание ни с фактом обнаружения лица, совершившего преступление, ни с тем, кем оно возбуждено (органом дознания или следователем) и в чьем производстве находится, однако уголовно-процессуальное законодательство вносит сюда некоторые ограничения.

Наличие возбужденного уголовного дела может выступать основанием проведения ОРМ в двух типичных ситуациях:

– в случае нахождения такого дела в производстве органов дознания;

– в случае его нахождения в производстве следователя.

Для первой ситуации не имеет значения факт обнаружения лица, совершившего преступление, и органы дознания по любым находящимся в их производстве уголовным делам могут проводить ОРМ без каких-либо ограничений. Однако при этом следует учитывать требование ч. 2 ст. 41 УПК РФ, запрещающее возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Для второй ситуации принципиальное значение имеет факт неустановления виновного лица. В соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ на орган дознания возлагается обязанность принимать оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о их результатах. Это правило позволяет рассматривать наличие возбужденного уголовного дела в качестве основания проведения ОРМ по любым нераскрытым уголовным делам. В то же время упомянутая норма закона закрепила и другое правило, согласно которому после направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему ОРМ только по поручению следователя. Логический анализ ч. 4 ст. 157 УПК РФ позволяет сделать вывод, что данное правило распространяется на случаи, когда виновный установлен. Отсюда вытекает, что после установления виновного лица и передачи уголовного дела прокурору основанием для проведения ОРМ будет выступать уже не наличие возбужденного уголовного дела, а отдельное поручение следователя.

Вторымоснованием для проведения ОРМ являются сведения, ставшие известнымиоперативным подразделениям органов внутренних дел(п. 2 ч. 1 ст. 7). К числу таковых законодатель, прежде всего, относит сведенияо признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для возбуждения уголовного дела.

Такие сведения, как правило, содержатся в устных и письменных сообщениях и заявлениях о преступлениях, поступающих по официальным каналам от граждан, должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, и рассматриваются уголовно-процессуальным законодательством в качестве поводов для возбуждения уголовного дела. Однако далеко не всегда в поступивших заявлениях и сообщениях содержится достаточно данных, указывающих на признаки преступления, и для их получения могут проводиться ОРМ. Сообщения и заявления регистрируются в книге учета сообщений о происшествиях дежурной части органа внутренних дел и рассматриваются в соответствии со ст. 144 УПК РФ.

Кроме официальных заявлений и сообщений о совершенных преступлениях в органы внутренних дел поступает иная информация: сообщения из лечебных учреждений о поступлении граждан с травмами криминального характера; об утрате гражданами при криминальных обстоятельствах документов, удостоверяющих личность; о срабатывании охранной сигнализации; публикации в средствах массовой информации; сообщения страховых компаний о возникновении страховых случаев в результате совершения преступления; оповещения об авариях, пожарах, несчастных случаях с людьми; рапорты сотрудников ОВД о непосредственно обнаруженных или выявленных происшествиях; некоторые другие сообщения. Эти сведения регистрируются в специальном журнале учета информации, находящемся в дежурной части органа внутренних дел, и по ним проводится обязательная проверка, в том числе путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Анонимные сообщения, поступающие в органы внутренних дел, в дежурных частях не регистрируются, а передаются в оперативные подразделения для проверки и использования в пресечении и раскрытии преступлений. Такие сообщения, если в них идет речь о подготовке или совершении преступлений, следует рассматривать наряду с другими в качестве оснований для проведения ОРМ.

Сведения о признаках подготавливаемого или совершенного преступления могут быть получены в результате инициативной поисковой работы оперативных подразделений. Инициативная поисковая работа (оперативный поиск) осуществляется в целях выявления латентных преступлений, заявления и сообщения о которых по официальным каналам, как правило, не поступают (например, о фактах незаконного сбыта наркотиков, оружия и т.д.).

Одной из разновидностей сведений о признаках преступной деятельности является конфиденциальная информация, получаемая от лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел. Эта информация также регистрируется в специальных журналах, докладывается руководителям оперативных подразделений и проверяется в порядке, установленном ведомственными нормативными актами.

Сведения о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий органами ФСБ, ФСО, СВР, ГТК.

Одной из разновидностей сведений, являющихся основанием для проведения ОРМ, следует считать данные о лицах, скрывающихся оторганов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, которые могут содержаться в постановлениях о розыске обвиняемого, розыскных заданиях, оперативно-справочных учетах, а также в информации, полученной из конфиденциальных источников.

Основанием для проведения ОРМ могут выступать сведения о лицах, без вести пропавших, а также об обнаружении неопознанных трупов, которые могут содержаться в заявлениях и сообщениях граждан и должностных лиц.

Установление личности неопознанных трупов не указано в числе задач ОРД, сформулированных в ст. 2 Закона об ОРД, однако сведения об обнаружении неопознанных трупов рассматриваются законодателем в качестве основания для проведения ОРМ. Необходимость их проведения возникает, как правило, в случаях обнаружения на трупе признаков насильственной смерти.

При отсутствии признаков насильственной смерти и других оснований к возбуждению уголовного дела выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а оперативным подразделением заводится дело по установлению личности, по которому могут проводиться лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия, не требующие ограничения конституционных прав граждан (опросы, наведение справок, отождествление личности).

Третьим основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий Закон об ОРД определил поручениеследователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

Поручение о проведении ОРМ как процессуальная форма взаимодействия органов, осуществляющих уголовное судопроизводство и ОРД, предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 4 ст. 157 УПК РФ, следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ.

Поручения и указания органам, осуществляющим оперативно-розыскные мероприятия, не должны содержать предписаний о проведении конкретных ОРМ, их месте, времени и тактике. Все эти вопросы оперативные сотрудники решают самостоятельно. Выполнение таких поручений согласно ст. 14 Закона об ОРД – обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Что касается поручений о проведении ОРМ, исходящих от органов дознания и суда, то здесь необходимо иметь в виду, что уголовно-процессуальное законодательство не закрепило за ними такого права. Однако у тех органов дознания, которые не наделены полномочиями на проведение ОРМ, такая потребность может возникнуть. В частности, у специализированных подразделений дознания ОВД есть необходимость в даче поручений оперативным подразделениям о проведении оперативно-розыскных мероприятий. В этом случае представляется необходимым, используя принцип аналогии, распространять право следователя на дачу поручения о проведении ОРМ на полномочия дознавателя.

В тех случаях, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, решение о проведении мероприятий, предусмотренных ст. 6 Закона об ОРД, принимается им по собственному усмотрению.

Четвертым основанием для проведения ОРМ являются запросыдругих органов, осуществляющих ОРД, при наличии других оснований, указанных в законе.

Данное основание нельзя рассматривать в качестве самостоятельного, поскольку запрос может направляться для исполнения только при наличии любых других оснований, указанных в ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД. Запросы могут поступать как от оперативных подразделений этого же ведомства, так и от соответствующих служб других правоохранительных органов, наделенных правом осуществления ОРД. Такие запросы должны быть оформлены в письменном виде и подписаны руководителем запрашивающего органа. Если ОРМ, на проведение которого поступил запрос, требует вынесения постановления руководителя оперативно-розыскного органа или суда, то такие постановления должны направляться вместе с запросом.

Пятым основанием для проведения ОРМ является постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц,осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" на органы внутренних дел возлагается осуществление мер безопасности судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел.

Поводами для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица являются:

– заявление должностного лица, в отношении которого имеется угроза посягательства на его жизнь, здоровье или имущество в связи с его служебной деятельностью;

– обращение председателя суда либо руководителя соответствующего правоохранительного органа;

– получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы в отношении должностного лица.

Фактическим основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности должностного лица.

Органы внутренних дел, получив заявление (обращение, информацию) о наличии угрозы безопасности должностного лица, обязаны в течение трех суток принять решение о применении либо об отказе в применении мер безопасности, а в случаях, не терпящих отлагательства, применить их незамедлительно.

В случае принятия решения о применении мер безопасности выносится мотивированное постановление с указанием конкретных защитных мер и сроков их осуществления, которое следует рассматривать как юридическое основание для проведения ОРМ.

В отношении защищаемых лиц может применяться целый комплекс мер безопасности, включающий в себя личную охрану, охрану жилища, выдачу специальных средств и оружия, помещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод на другую работу, смену места жительства, замену документов. Для реализации этих мер безопасности разрешается проводить любые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Законом об ОРД.

Обеспечивая безопасность защищаемых лиц, оперативные подразделения обязаны ставить их в известность о намечаемых мероприятиях, а проведение при этом ОРМ, ограничивающих конституционные права защищаемых лиц, допускается без судебного решения при наличии их письменного согласия либо по их заявлению.

Рассматриваемое основание проведения ОРМ касается и другой категории защищаемых лиц, определенной упомянутым выше Федеральным законом "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". В этом законодательном акте к органам, принимающим решение об осуществлении государственной защиты, отнесены суд (судья), начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело. Постановление о применении мер безопасности в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, и будет выступать юридическим основанием (поводом) для осуществления в случае необходимости оперативно-розыскных мероприятий.

Порядок обеспечения органами внутренних дел государственной защиты установлен Административным регламентом МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких, утвержденным приказом МВД России от 21 марта 2007 г. № 281.

Шестым и последним основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются запросы международных правоохранительных организацийи правоохранительных органов зарубежных странв соответствии с международными договорами Российской Федерации. Выполнение таких запросов является обязанностью органов, осуществляющих ОРД.

К международным правоохранительным организациям относится, прежде всего, Международная организация уголовной полиции – Интерпол. Запросы могут поступать непосредственно из Генерального секретариата Интерпола, из национальных бюро Интерпола либо от представителей правоохранительных органов, аккредитованных при дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Российской Федерации.

По таким запросам могут проводиться только те ОРМ, которые не требуют судебного решения. В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, а также на неприкосновенность жилища, следует в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона об ОРД, получить решение судьи по месту проведения мероприятия.

Наиболее распространены в оперативно-розыскной деятельности запросы правоохранительных органов стран – членов СНГ. Правовой основой исполнения таких запросов является, прежде всего, конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанные в г. Минске 22 января 1993 г. и в г. Кишиневе 7 октября 2002 г., а также целый ряд соглашений между правоохранительными органами Содружества Независимых Государств.

Запросы о проведении ОРМ в соответствии с упомянутой Конвенцией и подписанными Соглашениями должны содержать: наименование органа, от которого исходит запрос, и наименование органа, к которому он обращен; наименование дела или материала, по которому направляется запрос; фамилии подозреваемых, обвиняемых и разыскиваемых, их адреса и анкетные данные; описание правонарушения; подпись руководителя и печать органа внутренних дел.

К запросу должны прилагаться надлежаще оформленные постановления, необходимые для совершения санкционированных действий.

В соответствии с договоренностями должны выполняться запросы, направленные в безотлагательных случаях и в устной форме, но с условием немедленного письменного подтверждения, в том числе с использованием технических средств передачи текста.

Вторая группа оснований для проведения ОРМ, закрепленных в ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД, касается тех, которые направлены на решение задач, выполняющих вспомогательную, обеспечивающую функцию. К таким обеспечивающим задачам относятся проведение проверок лиц, допускаемых к государственной тайне, к работам на экологически опасных объектах, к участию в ОРД; лиц, желающих получить лицензию на частную детективную и охранную деятельность, а также обеспечение безопасности органов, осуществляющих ОРД.

Сбор сведений, необходимых для принятия решений, перечисленных в ч.2 ст. 7 Закона об ОРД, отдельные авторы называют оперативно-проверочной работой, а Закон "О государственной тайне" – проверочными мероприятиями. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований для отказа должностному лицу или гражданину в принятии решения о соответствующем допуске.

Закон об ОРД не оговаривает объема и вида собираемых сведений, ограничивая компетентные органы лишь в способах сбора информации. При проведении проверочных мероприятий вводится запрет на осуществление четырех ОРМ, связанных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также неприкосновенность жилища. Указанное ограничение не распространяется на решение задач по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД, для чего может осуществляться весь комплекс ОРМ.

Сбор данных, необходимых для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, а также к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, относится к компетенции подразделений ФСБ.

От лиц, на которых оформляется допуск к государственной тайне, необходимо получить письменное согласие на проведение в отношении их проверочных мероприятий. В период оформления такого допуска возможно временное ограничение права на неприкосновенность частной жизни проверяемого лица.

При оформлении допуска к государственной тайне могут собираться сведения о наличии психических заболеваний, прошлых судимостях, проживании за границей близких родственников, правильности представленных анкетных данных, о совершении оформляемым лицом действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, которые являются основаниями для отказа в выдаче допуска.

Исходя из принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в процессе проверки лица должна собираться только такая информация, которая необходима с точки зрения обеспечения государственной тайны, а не информация о личной жизни вообще.

Данные, на основании которых будет принято решение о допуске к участию в ОРД или допуске к материалам, полученным в результате ее проведения, а также об установлении отношений сотрудничества, собираются оперативными подразделениями правоохранительных органов. Объем и виды собираемой информации определяются ведомственными нормативными актами.

Самостоятельным основанием для проведения ОРМ, согласно п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД, является необходимость обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД. Организация системы обеспечения собственной безопасности закреплена в качестве одной из функций МВД в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г.

Под обеспечением безопасности (собственной безопасности) следует понимать целенаправленный комплекс мер по пресечению проникновения в оперативные подразделения представителей криминальной среды, предотвращению утечки служебной информации и сведений, составляющих государственную тайну, выявлению фактов совершения должностных преступлений, коррупции и предательства интересов службы сотрудниками правоохранительных органов, а также осуществление защиты сотрудников оперативных подразделений, членов их семей и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, в случае реальной угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество.

Сбор данных, необходимых для обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД может осуществляться с помощью любых ОРМ. Эти меры осуществляются специально созданными подразделениями собственной безопасности, чья деятельность регламентируется ведомственными нормативными актами.

На эту службу возложены функции защиты личного состава ОВД от преступных посягательств; проведения оперативно-розыскных мероприятий и служебных проверок, направленных на выявление, предупреждение и пресечение должностных и иных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, независимо от занимаемой должности; проникновения в ряды органов внутренних дел участников преступных сообществ, а также отдельных лиц, преследующих преступные или иные корыстные цели.

Выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность осуществляется подразделениями лицензионно-разреши-тельной работы органов внутренних дел, которые уполномочены на проведение необходимых проверочных мероприятий. Они вправе устанавливать достоверность изложенных в представленных документах сведений, чтобы принять решение о выдаче лицензий, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение. Кроме того, они обязаны проверить его по учетам психиатрических и наркологических лечебных учреждений, оперативно-справочным учетам органов внутренних дел, установить причины увольнения с прежнего места работы.

Основанием для проведения ОРМ в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона об ОРД могут выступать также запросы кадровых служб государственных органов о проверке достоверности и полноты сведений об имущественном положении, представленных гражданами, претендующими на замещение либо замещающих указанные в Законе должности государственных или муниципальных служащих, либо претендующих на должность судьи. В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065, кадровые службы федеральных государственных органов, осуществляющие проверку достоверности сведений об имущественном положении должностных лиц, могут обращаться с запросом о проведении ОРМ в органы, уполномоченные на осуществление ОРД, в случае наличия информации о недостоверности или неполноте представленных сведений.

Под условиями проведения ОРМ следует понимать установленные Законом об ОРД и иными нормативными правовыми актами обязательные правила, соблюдение которых обеспечивает реализацию принципов ОРД и необходимый баланс интересов личности и государства в решении задач борьбы с преступностью.

Основные условия проведения ОРМ закреплены в ст. 8 Закона об ОРД. Согласно части первой этой статьи, гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их ОРМ, если иное не предусмотрено федеральным законом. Содержащаяся здесь оговорка законодателя "если иное не предусмотрено федеральным законом" означает возможность исключения из этого принципа, вытекающую из провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенности Президента, депутатов Федерального Собрания и судей.

Согласно ст. 91 Конституции РФ, Президент РФ обладает неприкосновенностью, хотя действующее законодательство не дает понятия и пределов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной неприкосновенности Президента. Неприкосновенность Президента в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. "О государственной охране" обеспечивается федеральными органами государственной охраны. Это делает невозможным нарушение его неприкосновенности иными органами, осуществляющими ОРД.

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" президентская неприкосновенность, распространяемая на действия, связанные с исполнением полномочий Президента, сохраняется и после прекращения им своих полномочий. В то же время законодатель напрямую не устанавливает гарантий неприкосновенности Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, в случае совершения им преступлений после ухода в отставку. Отсюда вытекает правовая допустимость осуществления ОРМ в отношении бывшего Президента.

На основании ст. 98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. В соответствии со ст.18 Федерального закона от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" неприкосновенность депутата распространяется на его жилье, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Из смысла статьи вытекает, что ОРМ, ограничивающие указанные права на неприкосновенность, проводиться не могут, хотя при этом не исключается возможность проведения других ОРМ, не затрагивающих эти права. Кроме того, институт неприкосновенности в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. № 5-П должен ограничиваться лишь сферой депутатской деятельности указанных лиц, что предполагает возможность осуществления любых ОРМ при совершении парламентариями преступных деяний, не связанных с выполнением депутатских обязанностей.

Неприкосновенность судей закреплена в ст. 122 Конституции РФ. В части 7 ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрена возможность осуществления ОРМ, связанных с ограничением гражданских прав либо нарушением неприкосновенности судей, до возбуждения уголовного дела на основании решения судебной коллегии в составе трех судей соответствующего суда. Этой же нормой установлено, что после возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу ОРМ и следственные действия проводятся в обычном порядке. Отсюда вытекает, что до возбуждения уголовного дела в отношении судьи на общих основаниях могут проводиться только такие ОРМ, которые не ограничивают их неприкосновенности личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Институт неприкосновенности распространяется федеральным законодательством и на некоторые другие категории должностных лиц: Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, депутатов законодательных органов субъектов Федерации, адвокатов и некоторых других.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Как установлено ст. 12 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также принадлежащие ему документы. Отсюда вытекает недопустимость применения общего порядка проведения ОРМ в отношении Уполномоченного, однако при этом специальной процедуры получения разрешения на проведение ОРМ, ограничивающих его неприкосновенность, действующее законодательство не предусматривает.

Неприкосновенность депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации закреплена в ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации". Логическое толкование содержания этой статьи позволяет сделать вывод о том, что она регламентирует проведение ОРМ только в случае возбуждения против депутата уголовного дела и распространяет особый порядок производства по уголовным делам, предусмотренный гл. 52 УПК РФ на такие ОРМ, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, наведение справок о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, обследование жилых и служебных помещений. Все остальные ОРМ могут проводиться в обычном порядке без каких-либо дополнительных условий. В случае возникновения необходимости проведения ОРМ, ограничивающих депутатскую неприкосновенность, до возбуждения уголовного дела необходимо получить разрешение областного, краевого или приравненных к ним судов.

Много вопросов на практике возникает об условиях проведения ОРМ в отношении адвокатов, поскольку п. 3 ст. 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" установлено, что проведение ОРМ в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения. Отсутствие в данной норме указания на виды ОРМ, требующие судебного решения, порождает ложное представление о возможности распространения ее действия на все без исключения оперативно-розыскные мероприятия, притом независимо от факта наличия либо отсутствия возбужденного уголовного дела. Однако иное толкование дал ей Конституционный Суд РФ, который установил, что данная норма предполагает получение судебного решения при проведении в отношении адвоката лишь тех ОРМ и следственных действий, которые вторгаются в сферу осуществления им собственно адвокатской деятельности и (или) могут затрагивать адвокатскую тайну, а потому к охраняемой законом сфере в любом случае не может быть отнесено совершение адвокатом преступного деяния, как несовместимого со статусом адвоката (Определение от 22 марта 2012 г. № 629-О). Отсюда следует допустимость проведения ОРМ в отношении адвоката в целях изобличения его в преступной деятельности без судебного решения, если при этом не будет нарушена адвокатская тайна.

Особые условия предусмотрены для проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. К таким мероприятиям относятся: прослушивание телефонных переговоров; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; снятие информации с технических каналов связи, обследование жилых помещений; наблюдение, проводимое в жилище. Их осуществление в соответствии со ст. 23 и 25 Конституции РФ допускается только на основании судебного решения. Кроме того, их применение возможно не по всем категориям дел, а только по тем, по которым обязательно производство предварительного следствия.

В соответствии с установленным законом порядком рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища осуществляется судом, как правило, по месту проведения ОРМ или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно, и судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Основанием для решения судьей вопроса о проведении ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, уполномоченного на осуществление ОРД. По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований проведения ОРМ, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего ОРМ либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения ОРМ одновременно с возвращением представленных им материалов.

Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае если судья отказал в проведении ОРМ, орган, осуществляющий ОРД, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.

При проведении ОРМ, связанных с ограничением права на тайну телефонных переговоров, необходимо руководствоваться правовой позицией Конституционного Суда РФ, который разъяснил, что информацией, составляющей тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных подразделений конкретных пользователей связи; для доступа к этим сведениям необходимо получение судебного разрешения (Определение от 2 октября 2003 г. № 345-О).

При проведении ОРМ, ограничивающих право на неприкосновенность жилища, немаловажное значение имеет правильное понимание признаков жилых помещений, которые определены в действующем уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. В примечании к ст. 139 УК РФ под жилищем понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания. Отсюда вытекает, что к жилищу относятся не только индивидуальные дома, квартиры, но и номера в гостиницах, санаториях, дачи, садовые домики, палатки для временных переселенцев, а также составные части жилья: балконы, лоджии, застекленные веранды, кладовые и т.п. В то же время в п. 10 ст. 5 УПК РФ дается несколько отличное от уголовно-правового определение жилища, к которому относятся помещения и строения, фактически используемые для проживания. Указанная несогласованность законодательных определений обусловливает необходимость соблюдения предельной осторожности при проведении ОРМ, связанных с вторжением в помещения, принадлежность которых к категории жилища является спорной.

Общие правила проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона об ОРД имеют исключения в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого либо особо тяжкого преступления. В таких ситуациях на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, допускается проведение ОРМ, требующих судебного санкционирования, с обязательным уведомлением судьи в течение 24 часов. Одновременно в течение 48 часов необходимо получить судебное разрешение на осуществление такого ОРМ либо прекратить его проведение.

В числе обязательных условий проведения некоторых ОРМ Закон об ОРД предусматривает вынесение постановления, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего ОРД. Так, на основании постановления должны проводитьсяпроверочная закупка и контролируемая поставка предметов и веществ, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен; оперативный эксперимент и оперативное внедрение. Такие ОРМ принято называть мероприятиями ведомственного санкционирования.

Проведение оперативного эксперимента, кроме того, допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, атакже в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Условия проведения ОРМ используются для их классификации, позволяющей глубже понять их сущность, а также более полно выявить их сходство и различие. При этом классификация ОРМ может производиться по различным основаниям.

В зависимости от уровня сложности проведения все ОРМ можно разделить на простые и сложные. К простым следует относить мероприятия, проводимые непосредственно оперативным сотрудником без привлечения дополнительных сил и средств (опрос, наведение справок, отождествление личности, сбор образцов для сравнительного исследования и некоторые др.). В свою очередь, сложное ОРМ предполагает участие нескольких сотрудников оперативных подразделений, привлечение специалистов и граждан, содействующих на негласной основе, а также использование в ходе их проведения оперативных комбинаций либо приемов легендирования и маскировки (наблюдение, оперативный эксперимент, контролируемая поставка и т.д.).

По степени конспирации все ОРМ также можно разделить на две группы: 1) проводимые как гласно, так и негласно (опрос, наведение справок, проверочная закупка, отождествление личности и др.); 2) проводимые только негласно от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они проводятся (контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, оперативное внедрение и др.).

Исходя их своей продолжительности ОРМ могут быть разовыми (кратковременными) (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и др.) либо длящимися (контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и др.).

В литературе можно встретить и другие виды классификаций, в основе которых лежат самые различные признаки. Однако наиболее распространенной является классификация, основанная на таком условии их проведения, как необходимость получения на это соответствующего разрешения. С учетом определенных законом субъектов санкционирования все ОРМ могут быть условно поделены на три группы:

1) мероприятия, проводимые по решению самого инициатора - сотрудника оперативного подразделения и не требующие разрешения иных должностных лиц (несанкционируемые мероприятия);

2) мероприятия, требующие вынесения постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (мероприятия ведомственного санкционирования);

3) мероприятия, требующие судебного разрешения (мероприятия судебного санкционирования).

Данная классификация, как и многие другие, носит достаточно условный характер, поскольку некоторые ОРМ с одинаковым основанием могут быть отнесены одновременно к различным группам в зависимости от тактики их проведения и объекта, в отношении которого они проводятся. Так, гласное обследование места совершения преступления следует отнести к несанкционируемому ОРМ, поскольку оно может проводиться по собственному решению оперативного сотрудника. Если проводится негласное обследование служебного помещения со вскрытием запирающих устройств, то для его проведения необходимо вынесение постановления, утверждаемого руководителем органа внутренних дел, и оно уже попадает в группу ОРМ ведомственного санкционирования. Для проведения же негласного обследования жилого помещения необходимо судебное решение.

Несмотря на свою условность, предлагаемая классификация ОРМ позволяет глубже уяснить условия их проведения, зависящие от целого ряда других важных факторов, и она положена в основу при рассмотрении характеристик их отдельных видов.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.