Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Оперативно-розыскные мероприятия, требующие судебного решения





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

К мероприятиям судебного санкционирования относятся: контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи. Данные мероприятия ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а поэтому в соответствии со ст. 23 Конституции РФ требуют судебного решения на их проведение. Данные мероприятия в ведомственных нормативных актах именуются оперативно-техническими мероприятиями, поскольку основаны на применении специальных технических средств и осуществляются специально уполномоченными субъектами – оперативно-техническими подразделениями органов, осуществляющих ОРД.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений – это оперативно-техническое мероприятие, заключающееся в получении информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

В теории и практике ОРД вскрытие и просмотр почтовых отправлений издавна назывались перлюстрацией корреспонденции, однако современные средства передачи информации все в большей степени используют различные возможности электрической связи вместо традиционной почтовой. В связи с этим следует признать, что употребляемое в законе название данного ОРМ значительно шире понятия перлюстрации корреспонденции.

Объектами контроля могут выступать письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и иная корреспонденция, передаваемая по сетям почтовой связи. Контролю может подвергаться корреспонденция, адресованная конкретному лицу или исходящая от него, а также вся корреспонденция, поступающая в конкретный адрес или исходящая из него.

Целью контроля является получение информации, содержащейся в почтовых отправлениях, о преступной деятельности проверяемого лица, о его криминальных связях, о местонахождении разыскиваемого.

Содержательная часть мероприятия состоит в отборе контролируемых отправлений, их вскрытии, ознакомлении с содержанием и их оценке, снятии копий или фиксации иным способом оперативно значимой информации, в повторной упаковке и отправлении в адрес.

Порядок проведения оперативно-технических мероприятий, связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, и оформления их результатов регламентируется специальными межведомственными и ведомственными нормативными актами, принятыми в установленном порядке.

Цензура корреспонденции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, досмотр посылок, передач и бандеролей в условиях учреждений по исполнению наказаний не являются оперативно-розыскными мероприятиями. Основания и порядок их осуществления регламентируется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 48 Закона о наркотиках для осуществления контроля за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в пределах территорий, на которых решениями компетентных органов власти установлен такой контроль, правоохранительные органы наделены правом производства досмотра почтовых и багажных отправлений при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляются незаконные операции с наркотиками. Такой досмотр не является оперативно-розыскным мероприятием и не требует судебного решения, однако может использоваться для решения задач ОРД.

По своей познавательной сущности контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений имеет некоторое сходство с таким следственным действием, как арест и выемка почтово-телеграфной корреспонденции. Вместе с тем они имеют и ряд существенных отличий:

– наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию заключается в запрещении доставлять ее адресату без разрешения следователя, т.е. почтовая связь между объектами прерывается;

– исполнение постановления об аресте поручается сотрудникам почтового ведомства, а не оперативно-техническим подразделениям ФСБ России;

– задержанная почтово-телеграфная корреспонденция подвергается осмотру непосредственно следователем, вынесшим постановление о ее аресте, в присутствии понятых.

Контроль почтовых отправлений следует отличать от контролируемой поставки предметов, отправляемых по почте. Если контроль почтовых отправлений носит длящийся характер, то контролируемая поставка распространяется на конкретную посылку и носит разовый характер. Кроме того, их отличают цели и субъекты проведения.

Максимальный срок контроля почтовых отправлений не может превышать шести месяцев и указывается в судебном постановлении. При необходимости продления контроля судья принимает об этом отдельное решение на основании вновь представленных материалов.

Субъектом контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, согласно Указу Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891, могут быть только органы федеральной службы безопасности.

Организационное и техническое обеспечение мероприятия включает в себя, прежде всего, вынесение постановления руководителем правоохранительного органа с ходатайством о разрешении на установление контроля почтовых отправлений, получение судебного решения по этому вопросу и подготовку задания на его проведение, которое направляется исполнителю. Важным элементом организации данного мероприятия является установление взаимодействия с предприятиями почтовой связи. Законодательной основой такого взаимодействия выступает Федеральный закон "О связи", в соответствии с которым предприятия связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, операторы связи, действующие на территории РФ, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим ОРД, возможность проведения ОРМ на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

При необходимости с почтовых отправлений снимаются копии, фотографируется содержимое посылок, отбираются образцы для исследования. Материальные носители информации, полученные в результате проведения данного мероприятия, на основании постановления руководителя ОВД и с согласия исполнителя, могут быть переданы лицу, в чьем производстве находится уголовное дело, для использования в процессе доказывания.

Прослушивание телефонных переговоров – это оперативно-техническое мероприятие, заключающееся в негласном контроле, аудиозаписи и прослушивании переговоров проверяемых лиц, ведущихся по телефонным линиям связи.

К телефонным переговорам, являющимся объектом данного ОРМ, следует относить передачу информации путем речевого (аудиального) общения, осуществляемого в непрерывном режиме, между двумя или более собеседниками с помощью средств электросвязи, а также одностороннюю передачу речевой информации одного абонента на автоматическое записывающее устройство другого. Телефонные переговоры, в зависимости от месторасположения абонентов, могут быть местными (т.е. осуществляемыми в пределах одного административного района, города), междугородними и международными.

К телефонным линиям связи относятся любые сети электросвязи общего пользования, предоставляющие соответствующие услуги населению; ведомственные сети связи, имеющие выход на сети связи общего пользования; выделенные сети связи непроизводственного назначения; сети подвижной радиотелефонной связи, а также системы глобальной подвижной персональной спутниковой связи. В правовом отношении для данного мероприятия не имеют значения технические характеристики используемых каналов связи (проводные линии, радиотелефонные каналы, каналы сотовой, спутниковой связи и т.д.). Абонентами телефонной связи являются граждане и организации, с которыми заключен договор об оказании услуг телефонной связи с выделением абонентского номера.

Объектом ПТП являются телефонные переговоры лиц, подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Целью мероприятия является получение информации о преступной деятельности проверяемых лиц, содержащейся в телефонных разговорах, а также установление их криминальных связей.

Содержательная часть мероприятия состоит в подключении аппаратуры прослушивания к линиям телефонной связи, электронной записи ведущихся переговоров на автоматические записывающие устройства, последующем прослушивании полученной фонограммы с отражением содержания переговоров в письменном виде.

По своему содержанию данное ОРМ аналогично следственному действию, предусмотренному ст. 186 УПК РФ, – контролю и записи переговоров, поэтому по возбужденным уголовным делам целесообразно использовать уголовно-процессуальную форму.

Срок проведения ПТП не может превышать шести месяцев со дня принятия судебного решения. При необходимости его продления судья выносит дополнительное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего судьи в течение 48 часов. О возникновении такой угрозы может быть известно от них самих либо из других источников, в том числе конфиденциальных. В заявлении или письменном согласии гражданина должно быть указано, на какой срок он разрешает поставить свой телефон на прослушивание и согласны ли на это проживающие с ним совершеннолетние члены семьи.

При прослушивании телефонных переговоров по заявлению граждан звукозаписывающая аппаратура может включаться только при вызове абонента для фиксации поступающих в его адрес угроз.

Субъектом данного мероприятия, как правило, выступают оперативно-технические подразделения ОВД, ФСБ или ФСКН.Прослушивание телефонных переговоров по заявлению граждан может проводиться непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости технических специалистов.

Организационное и техническое обеспечение ПТП включает в себя подготовку необходимых юридических документов. Для принятия судьей соответствующего решения выносится мотивированное постановление руководителя правоохранительного органа. В постановлении на проведение ПТП указываются персональные данные контролируемого объекта, абонентский номер его телефона, а также предполагаемое использование результатов прослушивания в доказывании по уголовным делам. По требованию судьи ему могут предоставляться необходимые материалы, подтверждающие обоснованность данного ОРМ. После получения соответствующего судебного решения инициатор мероприятия составляет задание на его выполнение для подразделения оперативно-технических мероприятий.

Если телефонным аппаратом кроме проверяемого лица пользуются другие граждане, не являющиеся объектом контроля, то инициатор ПТП указывает в задании необходимые данные, на основании которых осуществляется отбор информации, относящейся к проверяемому лицу, а информация о других лицах уничтожается.

Обязательным элементом организации ПТП является использование специальных технических средств и аппаратуры аудиозаписи.

Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами. При возбуждении уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются, фонограмма записи контролируемых переговоров направляются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств по постановлению, утвержденному руководителем правоохранительного органа.

Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, подлежат уничтожению в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем должен быть составлен соответствующий протокол.

Снятие информации с технических каналов связи – это оперативно-техническое мероприятие, заключающееся в контроле и перехвате с помощью специальных средств текстовой, графической и иной информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи.

Уяснение сущности данного мероприятия зависит от правильного понимания содержания термина "технические каналы связи", который кроме Закона об ОРД в других законодательных актах не встречается. В ведомственных нормативных актах к техническим каналам отнесены телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, системы персонального радиовызова (пейджинговая связь), а также линии абонентского телеграфирования, IP-телефонии, электронной почты и иных каналов связи.

Объектом данного мероприятия является содержание информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи, а также сведения о проводимых сеансах связи.

Целью мероприятия является получение информации о преступной деятельности проверяемых лиц, содержащейся в передаваемых по техническим каналам связи сообщениях, а также установление их криминальных связей.

Содержательная часть мероприятия состоит в подключении специальной аппаратуры к техническим каналам связи, фиксации на электронные носители передаваемых электромагнитных сигналов и последующем декодировании и расшифровке полученной информации.

Порядок снятия информации с технических каналов связи и оформление его результатов регламентируется отдельными межведомственными, ведомственными нормативными актами и соответствует порядку проведения ПТП.

Рассматриваемое мероприятие имеет немалое сходство с ПТП, поскольку линии телефонной связи, помимо передачи речевой информации, используются, как правило, для передачи факсимильных сообщений, цифровых данных, межкомпьютерного обмена, видеосигналов и иных сообщений. Для этого к телефонным линиям пользователи подключают как традиционные телефонные аппараты, так и обширный спектр другой электронной аппаратуры (факсы, модемы, компьютеры, охранные устройства сигнализации и др.). В этих условиях принципиальное отличие ПТП от снятия информации состоит в том, что в первом случае контролируется и фиксируется только речевая информация. Контроль же всех остальных форм передачи сведений (графических, текстовых, видеоизображений и иных) должен быть отнесен к снятию информации с технических каналов связи.

Субъектом данного мероприятия, как правило, выступают оперативно-технические подразделения ОВД, ФСБ или ФСКН.В отдельных случаях снятие информации с технических каналов связи может проводиться непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости технических специалистов.

Организационное и техническое обеспечение мероприятия во многом аналогично проведению ПТП и также, прежде всего, включает в себя подготовку необходимых юридических документов.

Для осуществления данного мероприятия, в отличие от ПТП, используется более сложная электронная аппаратура, поскольку здесь возникает необходимость съема и преобразования (дешифровки) иных по своей физической природе сигналов.

Электронные носители информации, полученные в результате проведения этого мероприятия, могут быть представлены следователю для использования в процессе доказывания при условии неразглашения сведений, составляющих государственную тайну.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.