Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Библиотека как социальный институт: генезис, современные концепции развития.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Термин «библиотека» происходит от гр.где «biblion» означает книга, а «thēkē» − хранилище. Известно, что биб-ки возникли в глубокой древности. Первоначально под биб-кой понимались лишь помещение для хранения книг. Определение биб-ки как книгохранилища сохранилось вплоть до 30-х, а в отдельных случаях 50-х годов прошлого века. Была известна Александриевская биб-ка. Трансформация роли биб-ки от хранилища к образовательному учреждению осуществлялось на протяжении многовековой истории человечества. Образовательная или просветительная роль биб-ки была обусловлена тем, что длительное время в течении многих веков биб-ка существовала в органичном единстве с учебным заведением. В эпоху раннего средневековья местоположением биб-тек были в основном учреждения церкви. К 12-16 векам в Европейских биб-ах возрастает объем светских книг. С изменением духовных интересов общества расширяется круг читателей биб-ки. Это уже преподаватели и студенты, учащиеся. В эпоху возрождения в 15-17 в. с развитием буржуазной идеологии просветительная роль биб-ки усиливается. начиная с середины ХХ в. в профессиональном сознании на смену представлению о биб-ке как архитектурном сооружении и собрании книг стало приходить представление о биб-ке как учреждении. Такое понимание биб-ки нашло отражение в справочных, учебных и официальных изданиях. В конце 1960-х годов Ю.Н.Столяров пришел к выводу, что биб-ка − это система, состоящая из четырех взаимосвязанных элементов: биб фонда, контингента абонентов, библиотечного персонала и материально-технической базы Роль биб-ки меняется, она теперь не просто хранит множество различных документов – главная её задача – помощь найти читателю ответ на любой интересующий его вопрос при помощи литературы. Таким образом, биб-ка возникла благодаря появлению документа, и долгое время была его собирателем и хранителем. С развитием человеческого общества к этой функции добавились иные, биб-ка превращается в социальный институт организации общественного пользования книжных богатств. Как социальный институт биб-ка создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других биб-ек и учреждений. Следовательно, биб-ке присущи основные функции, которые выполняет социальный институт:− создание возможностей удовлетворять свои потребности и интересы;− регулирование действий в рамках социальных отношений; − обеспечение устойчивости общественной жизни; − содействие интеграции стремлений, действий и интересов индивидов;− осуществление социального контроля.Деятельность любого социального института определяется набором правовых и социальных норм. Биб-ка располагает всеми атрибутами социального института. Специфика биб-ки по сравнению с другими институтами культуры заключается в том, что приобщение к культуре происходит через документы, в которых отражены, закреплены элементы культурной реальности. Биб-ая модель культуры – док-ая модель. Логично выделить следующие четыре сущностных функции библиотеки как социального института: 1. кумуляция – собирание и хранение док-ов и информации о них; 2. классификация – «складывание» док-ов в фонд, выступающий в качестве модели культуры; 3. трансляция – предоставление абонентам классифицированных (то есть выступающих в качестве определенных частей модели культуры) документов и информации о документах; 4. ценностная ориентация – иерархизация элементов модели, выделение ценностей и рекомендация их абонентамТаким образом, именно потребность в информации для осуществления разных видов деятельности послужила первопричиной создания биб-ки как социального института, а удовлетворение постоянно растущих и меняющихся информационных потребностей стало главной целью ее функционирования.

Современная концепция развития библиотеки сводится к выполнению следующих функций: информационная - это совокупность видов её деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства. Реализация функции выражается через удовлетворение информационных потребностей читателей зачет массива информации накопленного в ней. Вне исторические производные функции библиотеки включают в себя мемориальную, кумулятивную, утилитарную, коммуникативную. Кумулятивная функция проявляется в том, что с момента возникновения библиотеки собирают документальные источники информации, в каждой биб-ке осуществляется работа по кумулированию, т.е. сбору информации. Мемориальная проявляется в том, что библиотеки хранят память человечества.

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.