Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Отличия Евангелия от Иоанна от Синоптиков





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С Евангелиями от Матфея и от Марка Евангелие от Иоанна объединяют рассказы о хож­дении Иисуса по водам, об обличении пре­дателя на Тайной Вечери, о поругании Христа и др. Больше всего параллелей в Еванге­лии от Иоанна с Евангелием от Луки (вопрос Иоанна Предтечи «не он ли Христос», упоминание того как ап. Петр отсек правое ухо рабу в Гефсимансом саду, упоми­нание первосвященника Анны, сло­ва Пилата о невиновности Христа, пелены во гробе; при явлении после воскресения Христос показывает ученикам руки и ноги, явления про­исходят в Иерусалиме, а не в Гали­лее и проч.).

Общий для всех 4-х евангелистов материал сосредоточен в повест­вовании о Страстях. Наиболее показательны: пророчество о трое­кратном отречении ап. Петра, пение петуха при его исполнении, ответ Христа на вопрос Пилата, надпись на Кресте, обнаружение пустой гробницы и проч.

Евангелист Иоанн дополняет синоптиков повествованием о браке в Кане Галилейской, беседами с Никодимом и самарянкой, рассказом о воскрешении Лазаря и др. При этом у Иоанна (кроме Ин. 1:14) не гово­рится о Рождестве Спасителя, об ис­кушении в пустыне, о списке имен 12 апостолов (только малые списки учеников, Ин. 1:35-51; 21:2), отсутствуют изгнания нечистых духов, рассказы о Преображении, об установлении Евхаристии и др. Видимо это было связано с тем, что ап. Иоанн знал о существовании других Евангелий и писал только о том, что на его взгляд было упущено синоптиками.

Основные отличия повествования Иоанна от других апостолов – в акценте на служении Иисуса в Иудее, а акценте на противостоянии иудейской верхушки (по 4-му Евангелию они называются просто «Иудеи») с простым народом, готовым уверовать в Иисуса как Мессию.

У Иоанна огромное внимание уделяется связи Иисуса Христа с Иерусалимом, как с Богом избранным городом. Большая часть бесед Господа произносится во время праздников в Иерусалиме: в храме (главы 2, 5, 7-10) или в городе (главы 3, 12-17). Остальные события косвенно привязываются к Иерусалиму (Ин. 1:19; 4:20; 11:18), происходят накануне или после праздников (2:13; 4:45; 6:4; 7:2; 11:55). В Иерусалим отовсюду стекаются паломники: в него устремляются жители Ефраима (11:54-56); Галилеи (4:45; 6:3; 7:2-10); эллины с многочисленными паломниками (12:20-23). Множество людей, «пришедших на праздник», выходят из Иерусалима, чтобы торжественно встретить приближающегося Иисуса (12:12-19).

Три посещения Иерусалима на Пасху (2:13; 6:4; 11:55) и несколько других посеще­ний города (2:13; 5:1; 7:10), по Иоанну, устанавливает период общественного служения Господа до 3,5 лет. В то время как по синоптикам, Господь, как кажется, проповедовал всего 1 год. Но несмотря на видимое стремление к точности в описании времени и места совершения событий, у Иоанна есть перестановки в хронологии по отношению к синоптикам: очищение храма происходит в начале служения (Ин. 2:13 слл.), а не при выходе на Страсти; служение начинается не после ареста Предте­чи, а раньше (Ин. 3:22-24). Свидетель­ства синоптиков и Иоанна о времени крест­ной смерти Спасителя (3й, 6й, 9й час в день Великой Пятницы) выглядят даже несколько противоречиво.

В Евангелии от Иоанна по именам упоминаются некоторые лица, не названные по именам у синоптиков. Например, имена апос­толов Филиппа и Андрея в повест­вовании о насыщении множества народа пятью хлебами (Ин. 6:7-8); Марии, сестры Лазаря, помазавшей миром ноги Спасителя (Ин. 12:3); раба Малха, которому Петр отсек ухо (Ин. 18:10), и др. Также упоминается ряд богословски немотивированных деталей, о которых мог знать только очевидец: 6 каменных «водоносов» в Кане Галилейской (Ин. 2:6); рас­стояние, которое проплыли ученики по морю – ок. 25-30 стадий (Ин. 6:19); количество пой­манной рыбы – 153 (Ин 21:11); знак, который подал ап. Петр на Тайной Вечери (Ин. 13:24); количество смирны и алоэ, которые принес Никодим – ок. 100 литров (Ин. 19:39)[111]. Все это говорит о том, что Евангелие писал очевидец.

Апостол Иоанн опускает многочисленные притчи и не раскрывает суть учения о Царстве Божием. В Евангелии от Иоанна меньше рассказов о чудесах, больше пространных бесед, акцент делается на проповеди не Царства, а - вечной жиз­ни.

В четвертом Евангелии описано всего восемь чудес: претворение воды в вино в Кане; исцеление сына капернаумского царедворца; исцеление расслабленного, 38 лет лежавшего у купальни Вифезда; насыщение 5000 чел.; хождение по водам; исцеление слепорожденного; воскрешение Лазаря; чудесный улов рыбы на озере Тивериадском. Эти чудеса словно делают невозможное возможным: когда все человеческие усилия уже безнадежны, по слову Иисуса преодолеваются законы природы. Эти чудеса являются знамением силы Иисуса, служат неким введением к беседе о Его Личности.

Четвертый евангелист более других сосредоточил внимание на божественности Иисуса Христа. По мнению блаж. Августина, Иоанн «устремился гораздо выше первых трех, так что когда видишь тех вращающимися как бы на земле с Христом как человеком, этот, превзойдя пределы туманов, плотно облегающих землю, вознесся к чистому небу, откуда с проницательной и крепкой остротой ума созерцал в начале Слово, Бога у Бога, Которым создано было все, и возвестил, что Оно стало плотью, чтобы обитать среди нас (Ин. 1.13,14); что Оно приняло плоть, но не изменилось во плоти. Если бы восприятие плоти совершилось без сохранения неизменности божественной природы, то не было бы сказано: «Я и Отец — одно» (Ин. 10.30), ибо Отец и плоть не суть одно. И это свидетельство Господа о Себе приводит один только Иоанн, равно как и следующие: «Видевший Меня видел Отца; Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14.9,10); «Да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17.22); «Что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5. 19). И если мы знаем еще что-либо подобное, столь достоверно указывающее нам на божество Христа, по которому Он равен Отцу, то и это сообщил в своем Евангелии Иоанн»[112].

Евангелие разворачивается как чере­да отдельных сцен и речей, каждая из которых передана довольно подроб­но, тогда как логические переходы между ними могут отсутствовать.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.