Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Крещение Господне и новое свидетельство Иоанна Предтечи





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Мф.3:13-17; Мк.1:9-11; Лк.3:21-22; Ин.1:29-34; Иудейская пустыня, 27 г.)

 

Евангелист Матфей более подробно, чем Марк и Лука говорит о крещении Иисуса Христа. Сообщение ап. Иоанна стоит несколько в стороне. По еп. Кассиану (Безобразову) в Крещении Господнем значение имел не тот факт, кому открылось присутствие Духа в телесном виде голубя, а Богоявление, как таковое. «Богоявлением в Крещении отмечается начало общественного служения Христова. Служение Христово есть Богоявление. Этим определяется место Крещения Господня и Иоанна как Крестителя в евангельской истории»[180].

Характерные детали рассказа св. Матфея: Иоанн сначала удерживает Иисуса от крещения, т.к. считает себя недостойным совершать крещение над Безгрешным и желает сам креститься от Него (Мф.3:14-15). Ап. Лука детализирует, что 1) выходя из воды Иисус молился[181], и 2) Дух Святой сошел на Него как голубь - в телесном виде (swmatikw/| ei;dei, Лк.3:22).

Евангелия ничего не сообщают о том, были ли ранее встречи Крестителя со Христом. Бог Сам послал Предтечу на служение, и дал ему обетование, что Тот, на Котором увидит «Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин.1:33). Если из повествования Синоптиков можно сделать вывод, что откровение Духа Святого в виде голубя было лично Иисусу («отверзлись Ему небеса» (Мф.3:16), Он видел Духа Святого сходящего на Него (Лк.3:21-22), Ему был глас с небес «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1:11)), то апостол Иоанн специально подчеркивает, что Иоанн Предтеча был также свидетелем этих событий (Ин.1:31). Именно это откровение свыше, снисхождение Св. Духа с небес[182] в виде голубя на Иисуса, убедило Крестителя, что Тот – Сын Божий, Мессия (Ин.1:34).

Рассматривая Крещение Господне, Августин указывает на разность слов голоса с неба у разных евангелистов: «в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16-17), «в Тебе благоволение» (Мк. 1:10-11), «в Тебе Мое благоволение» (Лк. 3:22). По Августину евангелисты в данном случае свободно изменяют слова Отца «для разного разъяснения той же самой мысли». Это нужно было для того, чтобы фраза, выраженная однообразно не была в последующем по-разному истолкована[183].

[184][185][Alexey4] [Alexey5] Предтеча дает такие наименования Христу[Alexey6] :

•Агнец Божий (Ин.1:29)

• Крестящий Духом Святым (Мф.3:11; Лк.3:16)

• Сын Божий (Ин.1:34)

Мессианский образ страдающего «Агнца Божия» содержится в Ис. 53:4-12. В Евангелии слово Агнец употреблено с определённым артиклем (o` avmno.j tou/ qeou/, Ин.1:29,36), который указывает на конкретного Агнца, единственного в Своём роде. Притяжательное прилагательное Божий может указывать на принадлежность Агнца Богу, Сам Бог предназначил Его на заклание (1Пет.1:19-20; Откр. 5:6; 13:8). Агнец Божий берет на Себя «грех мира» (th.n a`marti,an tou/ ko,smou, Ин.1:29; ср.1Ин.2:2; 3:5), очищая Своей жертвенной смертью весь мир от греха.

«Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Мф 3:16), потому что Ему, Безгрешному, не было надобности исповедоваться, как делали это все остальные крещающиеся, оставаясь при этом в воде.

Зачем же Безгрешному креститься?

По мысли свт. Иоанна Златоуста погружением в воды Иордана Христос отменяет иудейское крещение, «а наше получает начало»[186]. Блаж. Иероним: «Троякая причина была для того, чтобы Спасителю принять крещение от Иоанна. Во-первых, чтобы, так как Он родился человеком, исполнить всякую правду и смирение перед законом. Во-вторых, чтобы Своим крещением утвердить значение крещения Иоаннова. В-третьих, чтобы, освящая воды Иордана, показать через нисхождение голубя пришествие Святого Духа во время крещения верующих»[187]. Боголепов Д.: «на основании раскрытия ап. Павлом значения крещения погружения в воде, как образа смерти и погребения (Рим. 6:3-4), некоторые толкователи думают, что Христос погружаясь в воде от Иоанна, этим самым выразил внутреннее добровольное решение воли Своей продолжить путь уничижения, на который Он с самого начала явления Своего в мир вступил - до предания Себя на смерть за грехи людей»[188].

N.B. Д.Боголепов поставляет «новое свидетельство Иоанна Предтечи» (Ин.1:19-34) после 40-дневного искушения в пустыне[189]. Такой перестановкой предполагается следующая последовательность событий: 1) Креститель не знал Мессию, но для того и пришел, чтобы познать и явить Его Израилю (Ин.1:31)

2) После Крещения Господня Предтеча увидел сошедшего на Иисуса Духа Божия (Ин.1:32), что было для него знамением Мессианства Иисуса. Господь удалился в пустыню, а Креститель продолжал свою подводящую ко Христу проповедь.

3) Это привлекло внимание Синедриона, который через 40 дней направил к Предтече официальную делегацию. Это, как полагает Боголепов, видно из того, что посланные были священники и левиты из Иерусалима (Ин.1:19), тон допроса был официальный, суть вопросов: не он ли Христос?

4) «На другой день» (Ин.1:35) после допроса посланных из Синедриона, возвращается из пустыни Иисус и на Него указывает Иоанн уже не толпе, а двум своим ученикам: «вот Агнец Божий» (Ин.1:36). Ученики сразу пошли вслед за Спасителем (Ин.1:37).

Ключевой фактор в постановке Боголеповым фрагмента Ин.1:19-34 после «искушения Господа в пустыне» - это буквальное прочтение указателя ап. Иоанна «на другой день» (Ин.1:35) [190]. 22. Искушение Господа в пустыне

(Мф.4:1-11; Мк.1:12-13; Лк.4:1-13; Иудейская пустыня, 27 г.)

 

По крещении «Иисус возведен был Духом в пустыню» (Мф 4:1)[191], находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем. Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной, по сорокадневному посту на ней Господа. Там Он постился 40 дней и ночей, то есть, как по всему видно, все это время совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф 4:2, Лк 4:2). «И приступил к Нему искуситель» (Мф 4:3). Это была последняя попытка искусителя, так как, по Луке, дьявол не переставал искушать Господа в течении всех сорока дней (Лк 4:2). Возможно, через 40 дней различных подспудных козней дьявол наконец явился видимым образом.Cвт. Иоанн Златоуст считал, что:«Иисус, как говорит евангелист, возведен был в пустыню Духом Святым. Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом для того, чтобы никто из крестившихся, если бы ему случилось после крещения претерпевать еще большие прежних искушения, не смущался ими, как чем-то неожиданным, но мужественно переносил бы всякое искушение, как дело обыкновенное»[192].Блаж. Феофилакт: «А в гору уходит для того, чтобы по причине пустынности места диавол возымел дерзость и мог приступить к Нему; ибо он обыкновенно нападает тогда, когда видит, что мы одни»[193]. В другом месте блаж. Феофилакт замечает:Христос «столько времени постится, сколько Моисей(на СинаеИсх.24:18), и Илия(возле горы Хорив – 3Цар.19). Аесли бы больше, то воплощение Его показалось бы призрачным»[194].

«Если Ты Сын Божий…» - эти слова подобны тем, что позволили себе израильтяне в Рефидиме, ропща на недостаток воды: «Есть ли Господь среди нас или нет?» (Исх. 17:7). Так и дьявол начинает свое искушение словами: «Если Ты Сын Божий...» (Мф 4:3, Лк 4:3). И как о сынах Израиля Псалмопевец говорит, что они искушали Господа в пустыне (Пс 77:40-41), так и дьявол искушал Сына Божия в пустыне.

 

Между описанием последних искушений в повествовании Матфея и Луки есть различия:

У Матфея после предложения сатаны «скажи, чтобы камни сии сделались хлебами», сначала упоминается искушение на крыле храма и только потом искушение на горе (откуда видны «все царства мира»). У Матфея Господь как бы возводится все выше, «на высокую гору», как будто дьявол хочет скинуть Его вниз с большой высоты. От испытания чудом по насыщению плоти (сделать камни[195] хлебом) дьявол переходит к славе перед соотечественниками (жители Иерусалима, якобы, должны были увидеть Иисуса летящего на крыльях ангелов), до – власти над всем миром (в т.ч. и над языческими царствами). В этой последовательности можно заметить три главные страсти («похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», 1Ин.2:16), которые привели Еву к падению в саду Эдемском: «увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт.3:6). После того, как Христос отказался поклониться, дьявол отошел. Лука в своём повествовании восходит от грубых искушений к более тонким[196]. Последовательность изложения ап. Матфея выглядит более историчной, т.к. маловероятно чтобы после властного повеления «отойди от Меня, сатана» (Мф.4:10) дьявол осмелился бы продолжать нападения на Христа.

О первом искушении «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» свт. Иоанн Златоуст пишет следующее: «Не сказал: если алчешь; но: если Ты Сын Божий, думая обольстить Его похвалами. Об алкании он умалчивает, чтобы не показалось, что он выставляет это Ему на вид и хочет уничижить Его»[197]. Блаж. Иероним: ««Если Ты Сын Божий» - во всех искушениях дьявол начинает так, чтобы узнать: Божий ли Он Сын; но Господь так скромно отвечает ему, что он остается в неведении»[198].Потерпев поражение с первым искушением, дьявол приступил ко второму: повел Господа в Иерусалим и, поставив Его на крыло храма, предложил: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф 4:6; Лк 4:9-10). В Евангельском тексте дается прямая цитата из 90 псалма (Пс.90:11-12). На этот счет блаж. Иероним говорит: «Там содержится пророчество не о Христе, а вообще о святом муже. Итак, дьявол неправильно изъясняет Священное Писание. Несомненно, если бы он подлинно знал, что это написано о Спасителе, то должен был бы присоединить и то, что далее говорится в том же псалме и против него: На аспида [небольшая ядовитая змея] и василиска [змея большая] будешь наступать [без вреда]; попирать будешь льва и дракона [большой змей][199]: О помощи ангелов дьявол говорит Ему как бы немощному, а о своем уничижении как хитрец он умалчивает»[200]. Приступая к третьему искушению, дьявол показал Иисусу с высокой горы «все царства мира и славу их, и говорит Ему: Всё это дам Тебе, если падши поклонишься мне» (Мф 4:8-9; Лк 4:6-7). Блаж. Феофилакт полагает, что сатанапоказал царства мира в некоем образе, а не реально:«чувственно показал Ему на горе все царства, представляя их Ему пред глазами в призраке»[201]. Конечно, в этих словах дьявол обещал Иисусу чисто внешнюю власть над людьми, сохраняя за собой господство внутреннее, духовное. Разъясняя слова об изгнании «князя мира сего» (Ин 12:31), блаж. Августин говорит, что дьявол ни в коем случае не владеет этим миром, но манипулирует теми, кто «любит временные блага»[202]. Господь, напротив, не хотел властвовать манипулируя людьми, Он пришел не для того, чтобы Ему служили как земным владыкам (Мф 20:28), Царство Его не от мира сего (Ин 18:36). Поэтому Он словами Второзакония (6:13) отгоняет дьявола: «Отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф 4:10)[203]. Св. Иоанн Златоуст: «Как же Лука говорит, что дьявол окончил все искушение (Лк 4, 13)? Мне кажется, что он, упомянув о главных искушениях, сказал: все, потому что в этих искушениях заключаются и все другие. В самом деле, источниками всех бесчисленных зол являются следующие три порока: служение чреву, тщеславие, чрезмерное пристрастие к богатству»[204]. Еп. Кассиан (Безобразов):«В трех пустынных искушениях Господь отверг служение материальным ценностям – искушение хлебом, искание мирского могущества, – искушение властью, и торжество мессианской идеи на путях не любви, а духовного насилия – искушение чудом. Эти три возможности вновь и вновь вставали перед Господом в дни Его земного служения. Их отвержение в искушении и было, для Евангелистов, как бы осмыслением всего Его служения, – осмыслением в аспекте отрицательном: чем не было и не могло быть служение Христово».

Согласно Евангелисту Луке, дьявол оставляет Иисуса Христа «до времени» (Лк 4:13), потому что вскоре он опять начинает искушать Господа через людей, строя всевозможные козни.

По мысли блаж. Феофилактаслова «отошел от Него до времени» имеют такой смысл: «диавол нападает на Господа двумя чувствованиями – удовольствием и скорбью; удовольствием он напал на Господа, например, на горе; а отступил от Него до времени, то есть до времени креста, ибо тогда намеревался напасть на Него скорбью»[205].

Важно указание Евангелиста Марка на то, что в пустыне Иисус «был со зверями» (Мк 1:13). Есть мнения, что 1) указание на зверей говорит о присутствии бесов, которые также искушали в пустыне, но убежали видя посрамленным своего начальника-дьявола, 2) добавка «со зверями» много значила для римских христиан, которые рисковали оказаться на арене цирка брошенными на растерзание диким зверям.

По отшествии сатаны «Ангелы приступили и служили Ему» (Мф.4:11).

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.