Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Преображение Господне. Второе предсказание о Страстях и Воскресении





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Мф.17:1-13; Мк.9:2-13; Лк.9:28-36; Гора Фавор, 29 г.)

 

Все три синоптика связывают Преображение с исповеданием Петра и речью Господа о предстоящих Ему страданиях, несении креста и о скором открытии Царствия Божия, приходящего в силе.

По прошествии 6 дней (по ап. Луке – 8) Иисус Петра, Иакова и Иоанна, «и возвел их на гору высокую одних» (Мф 17:1; Мк 9:2; Лк 9:28). В разнице количества дней, которые предшествовали Преображению Господню, блаж. Августин не видит противоречий: Матфей и Марк говорят о чистых шести днях, а Лука включает в число восемь как день, в который Господь говорил с учениками при Кесарии, так и день в который преобразился на горе[374]. По традиции, издревле эту гору православные христиане отождествляют с Фавором[375].

Евангелист Лука делает важное дополнение, указывая на то, что целью восхождения была молитва и что Господь преобразился, «когда молился» (Лк 9:29). Так же св. Лука, в отличие от остальных, доносит до нас, что Апостолы во время молитвы отягчены были сном (9:32). Из повествования Луки, можно сделать вывод, что Преображение произошло утром[376].

Господь преобразился перед учениками, и явился в Своей небесной славе, отчего «просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2). Свет исходил из Самого Иисуса. В Лк 9:29 отмечено, что от этого света просветилась и одежда: «Одежда Его сделалась белая, блистающая». Свт. Иоанн Златоуст полагал, что образ солнца приведен только потому, что ничего ярче и светлее ученики не знали: свет на горе Преображения был не солнечный, а чрезвычайный, отчего и ученики пали ниц[377].

Проснувшись, ученики узрели славу преобразившегося Господа и явившихся во славе Моисея и Илию. Явившиеся ветхозаветные праведники беседовали с Иисусом о Его исходе, который надлежало совершить в Иерусалиме. Как поясняет свт. Иоанн Златоуст, поскольку Иисуса обвиняли в нарушении Закона (субботу не хранит, Ин.9:16; будучи человеком делает Себя Богом, Ин.10:33) Моисей явился, чтобы показать, что Иисус не был нарушителем Закона. А поскольку Иисуса почитали за Илию, за Иеремию или за кого-то из древних пророков, «то и являются главные пророки, чтобы было видно отличие рабов от Господа»[378]. Явление Илии, не видевшего смерти, а взятого на небо живым, означало владычество Господа Иисуса Христа над жизнью и смертью, над небом и землей.

Дивное, благодатное состояние, охватившее души апостолов, выразил своим восклицанием ап. Петр: «Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии,не зная, что говорил» (Лк 9:33; Мф 17:4; Мк 9:5). До конца не известно, что хотел сказать этими словами св. Петр.

Свт. Иоанн Златоуст считал, что пламенный Петр слышал под горой предсказание Христа о Своих страданиях, затем и Моисей с Илией беседовали «об исходе Его» в Иерусалиме. После первого прекословия Иисусу «будь милостив к Себе, Господи!» (Мф. 16:22) Петр получил упрек и боялся повторить такие слова. Теперь же на горе, надеясь на безопасность места, зная что Илия низводил огонь с неба, а Моисей во мраке беседовал с Богом, Петр хочет, чтобы Христос остался на горе не подвергая Себя опасности, думая так: если «станется это, то мы не пойдем в Иерусалим; а если не пойдем, то и Христос не умрет»[379]. Свт. Иоанн считал, что Петр не боялся за себя, т.к. и душу за Христа готов был положить (Мк. 14:31; Ин. 13:37) и меч извлек в Гефсимании когда все вокруг разбежались, но Петр был еще несовершенен и боялся за Спасителя. Потому и слова «сделаем три кущи» произнес не по не-знанию, а по страху и предусмотрительности[380].

Чудесное облако – это указание на особенное присутствие славы Божией. Подобное облако путеводило в пустыне после Исхода, было над скинией, появилось в Святая Святых храма Соломона после внесения Ковчега Завета (3Цар. 8:10-11). Из облака глас Божий провозгласил: «Сей есть сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Близость слов «Сей есть сын Мой (οu-to,j evstin o` ui`o,j mou)» к выражению второго псалма «Ты Сын Мой (ui`o,j mou ei= su,, hT'a; ynIB.); Я ныне родил Тебя» (Пс.2:7) устанавливают отношения Сына Человеческого к Богу - как к Отцу, более того – Сын Человеческий – «Возлюбленный».

Тайнозритель Иоанн Богослов пишет, что Бога никто не видел никогда, и только Единородный Сын – являет Его (Ин.1:18), Сын имеет славу от Отца «прежде бытия мира» (Ин.17:5). Именно в Сыне зрится Отец. Качество явления «славы Божией» в Сыне – кардинальное отличие Мессии-Христа от великого пророка Ветхого Завета – Моисея. Христос – не просто Сын Человеческий, Он – Сын Божий, являющий из СебяБожию славу. Отец удостаивает зрения славы Сына по предвечной любви к Нему (Ин.17:24), и благоволение Отца распростирается не только на Сына (Ин.1:14), но и, через Сына – Иисуса Христа, - на людей (Еф.1:5).

Апостол Павел в своих посланиях рассуждает на эту тему так. «Он, будучи образом Божиим (evn morfh/| qeou/), не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (morfh.n dou,lou labw,n), сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп.2:6-7). После Воскресения тело Его уже не душевное, а духовное (1Кор.15:44-45), как тело славы (to sw/ma th/j do,xhj, Флп.3:21). Слава человека Моисея – преходящая, завершилась, слава Господа Христа – от создания мира и поныне, и потому преимущественная (2Кор. 4гл.). До Христова Воскресения Творец просвещал людей явлением славы в облаке, после - «познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор. 4:6). Поэтому и мы «взирая на славу Господню (th.n do,xan kuri,ou), преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18).

По мысли Глубоковского Н., понятие «преобразился» (metemorfw,qh) указывает на особый момент жизни Спасителя, «когда преимущественно выступило Его Божество, а человечество как бы осталось позади»: «образ Божий» (morfh/| qeou) выступил на первый план перед «образом раба» (morfh.n dou,lou), удостоверяя нас в том, что в ипостаси Сына Человеческого две природы – истинного Бога и истинного Человека[381].

На Фаворе Божество во Христе в момент возобладало над человечеством и просветило его. Но это случилось только на мгновение, т.к. «вошел в славу Свою» Христос только после страдания и Воскресения (см.Лк.24:26). «Несомненно, - говорит блаж. Иероним, - Господь преобразился в тот славный вид, в котором впоследствии Он имеет прийти в Царствии Своем»[382]. Таким образом, «когда Христос преображается, то Он становится не тем, чем не был, но отверзая очи Своих учеников и из слепых делая их зрячими, является им тем самым, чем был» (прп. Иоанн Дамаскин)[383].

Блаженный Феофилакт Болгарский пишет о Преображении Христовом так: «Когда же слышишь о преображении, не думай, что Он отверг тогда Свое тело: тело Его оставалось в своем виде, ибо ты слышишь и о Его лице, и об одеждах. Он сделался светлее, когда Божество Его показало несколько свои лучи, и это настолько, насколько можно было видеть. Поэтому и назвал раньше преображение Царством Божиим(см. Мф. 16:28), так как оно явило неизреченность Его власти и научило, что Он есть истинный Сын Отца, и показало славу Его второго пришествия неизреченным просветлением лица Иисуса»[384].

Итак, после проповеди о Царстве Господь возвел учеников на гору, чтобы показать «каким образом придет в последний день во славе Своего Божества и в теле Своего Человечества... Возвел их на гору, чтобы показать, что Он – Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца, и напоследок дней воплотившийся от Девы… чтобы не соблазнились о Нем, видя вольное Его страдание, какое имел Он претерпеть за нас по человечеству. Ибо знали Его как человека, и не разумели, что Он – Бог. Знали Его как сына Марии, как человека жившего с ними в мире. И на горе дал им разуметь, что Он – Сын Божий и Бог» (прп. Ефрем Сирин)[385].

Господь запретил Апостолам рассказывать кому бы то ни было об увиденном, пока Он не воскреснет из мертвых. Св. Марк добавляет при этом подробность, что ученики «удержали это слово» (Мк.9:10), недоумевая, для чего Господу подобает умереть, чтобы потом воскреснуть, и что значит: «Воскреснуть из мертвых» (Мк.9:10).

Убежденные теперь, что Учитель Иисус есть действительно Мессия, они теперь спрашивают: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» (Мф 17:10; Мк 9:11). Господь подтверждает, что, действительно, «Илия должен придти прежде и устроить все» (Мф 17:11; Мк 9:12, по-гречески avpokaqista,nei - возвращать в прежнее состояние). Илия должен восстановить сердца как предсказано в Мал 4:5-6: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришел и не поразил земли проклятием». Дело Мессии не могло бы быть успешным если бы не были подготовлены сердца людей. Но Илия уже пришел в лице Иоанна Крестителя, который был обличен от Бога силой и духом Илии, но его не узнали, ввергли в темницу и умертвили. «Так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф 17:12; Мк 9:12), – заканчивает Свою мысль Иисус. Как не узнали Илию и умертвили его, так не узнают и умертвят Мессию Христа.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.