Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Женщина, взятая в прелюбодеянии





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Ин.8:1-11; Иерусалим, октябрь 29 г.)

 

На следующее утро Господь опять пришел в храм учить. Книжники и фарисеи, желая найти повод «к обвинению Его» привели к Нему женщину, застигнутую в прелюбодеянии: «Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?». Если бы Господь сказал: «побейте ее», то они обвинили бы Его перед римскими властями, т.к. от Синедриона отнято было право произносить смертные приговоры, а тем более – приводить их в исполнение[399]. Если бы Господь сказал «отпустите ее», то они обвинили бы Его перед народом, как нарушителя закона Моисеева (Лев.20:10; Втор.22:23-24).

Наклонившись низко, Господь писал перстом на земле, «не обращая на них внимания». Что он писал, евангелист Иоанн не говорит и напрасны всякие догадки об этом. Самая распространенная из таких догадок та, что Господь писал ответ, данный спрашивавшим, и названия грехов, в которых они сами повинны.

Так как пришедшие настойчиво добивались ответа, Господь, подняв голову, сказал им: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Его слова произвели потрясающее действие на не совсем уснувшую совесть фарисеев. Вспомнив каждый свои собственные грехи, они стали уходить один за другим («начиная от старших до последних»), пока Иисус не остался наедине с женщиной.

Характерно, что женщина не ушла, воспользовавшись благоприятной возможностью поскорее скрыться. Очевидно, и в ней заговорила совесть и покаянные чувства. Этим можно объяснить то, что сказал ей Господь «и Я не осуждаю тебя: иди и впредь не греши».

В библейской критике эта перикопа считается неподлинной. См. лекции еп. Кассиана по евангелию от Иоанна с. 149-153.

93. Беседа Господа на следующий день после праздника кущей. «Я свет миру». Обличение Иудеев при сокровищнице храма

(Ин.8:12-59; Иерусалим, октябрь 29 г.)

 

Хотя Он перед глазами и ушами членов Синедриона засвидетельствовал Свое мессианское достоинство, «никто не взял Его», ибо не наступил еще час Его.

Слова «Куда Я иду, туда вы не можете придти» (Ин.8:21) ранее понимались иудеями как попытка Иисуса «идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов» (Ин.7:35). Теперь же Его понимают правильно: речь идет о загробной участи. Но иудеи не хотят признать, что Иисус может попасть на лоно Авраамово, поэтому с сарказмом предпосылают ему участь с самоубийцами: «неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете придти"?» (Ин.8:22). На это Господь спокойно возражает, что Он – «от вышних», а они – «от нижних».

В этой беседе Господь ни разу не назвал Себя Мессией, но Он так прозрачно, высказывал это другими словами, что фарисеи, конечно, должны были понять это. Они, однако, притворились непонимающими и потому выведывали от Него личное признание: «кто же Ты?». На этот вопрос Господь не дал ожидаемого прямого ответа. Главный предмет споров разгорается вокруг отцовства.\

Ответ: «от начала сущий, как и говорю вам» - неточность синодального перевода, который здесь следует славянскому «начаток, якоже и глаголю вам». На самом деле th.n avrch.n o[ ti kai. lalw/ u`mi/nÈ переводится как отказ от ответа, как вопрос “Неужели Мне говорить вам всё с самого начала?”. Или, как в переводе епископа Кассиана: “О чем Мне еще говорить с вами?” слово начало стоит в винительном падеже, а глагол “лало” - это больше “беседовать, вести речь”, нежели “говорить” (“лего”)См. лекции епископа Кассиана по евангелию от Иоанна.

Среди слушателей заговорила национальная гордость: «мы семя Авраамово». Потомству Авраама обещано было Богом господство над миром и благословение через него мира (Быт 12:7; 22:17), «и не были рабами никому никогда». При этом крике обостренного национального самолюбия, говорящие как бы забыли о своем Египетском рабстве, о Вавилонском и настоящем Римском. Господь отвечает на это, что Он говорит о другом виде рабства – о рабстве духовном, в котором находится каждый, кто творит грех: «всякий, делающий грех, есть раб греха». А «раб не пребывает в доме вечно» - ибо господин, недовольный им, может отослать от себя (Мф.8:12). Положение раба противоположно положению сына, который, как наследник всего дома отца (Быт.21:10; Гал.4:30), не может быть продан или изгнан, а остается сыном навсегда. Господь не отрицает их происхождения от Авраама, но не признает их истинными чадами Авраама по духу, ибо они ищут убить Его только потому, что «слово Его не вмещается в них», не нашло в их сердцах благоприятной для возрастания почвы. Поскольку они хотят убить Его, они – дети дьявола, исполнители воли человекоубийцы и отца лжи. В дьяволе нет истины, он в ней не стоит, истина – во Христе. Кто соблюдет слово Христово, то не увидит смерти вовек.

Еще один укор Господу: «Тебе нет еще пятидесяти лет[400] – и Ты видел Авраама?» (Ин.8:57). На этот укор Господь дает решительный ответ, смысл которого не мог уже быть непонятным даже и слепым в своей злобе фарисеям: «истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есть» (Ин.8:57-58). В выражении «Я есть» (evgw. eivmi,) глагол eivmi,выражает некую статичность: бытие вообще, вечное существование. В противоположность Господу - Авраам «был» (gene,sqai): однажды появился в определенный момент времени.

Так ясно учит здесь Господь о Своем Божестве! Это правильно поняли фарисеи, но вместо того, чтобы уверовать в Него, озлобились, увидев в Его словах лишь богохульство (ср.Ин.10:33), и взяли камни, чтобы побить Его. Но Иисус, торжественно закончив Своё свидетельство о Себе, окруженный Своими учениками и народом, скрылся от них в массе народа, наполнявшей двор храма, и «прошед посреди них, пошел далее».

94. Возвращение Семидесяти и беседа с ними Господа. "Все предано Мне Отцем Моим"

(Мф.11:25-29; Лк.10:17-24; Иудея, 29 г.)

 

Евангелист Лука говорит о возвращении 70-ти учеников непосредственно после их послания, но, несомненно, между посланием и возвращением был более или менее значительный промежуток времени.

Увидев Господа, они прежде всего высказали Ему свою радость по поводу того, что бесы повинуются им «о имени Твоем». В последних словах выразилось их смирение. Господь ответил: «видел сатану, спадшего с неба, как молнию». Сияние молнии здесь представляется образом внезапности и быстроты. Если князь бесовский побежден, то, значит, и полчище побеждено. Господь, как победитель вражьей силы (предвосхищая будущую победу над сатаной), дает возможность победы над духами Своим ученикам, называя злых духов «змеями» и «скорпионами». Но главное не власть над духами, а – быть записанными на небесах. В Св. Писании Бог иногда образно представляется с книгой, в которую записываются имена и дела Его верных рабов. Быть написанными на небесах значит быть гражданами Небесного Царства. Это должно радовать более, чем всякое земное деяние, хотя бы даже необыкновенное, как изгнание злых духов.

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф.11:25). Мудрыми обозначены здесь фарисеи, но не по истиной мудрости, а потому что сами себя так называли. Эту мнимую мудрость Господь посрамляет поставляя выше младенческую простоту. «Не говорит: открыл безумным, но: младенцам, т.е. непритворным, простым… этим научает Он нас убегать гордости и ревновать о простоте» (свт. Иоанн Златоуст)[401]. Блаж. Феофилакт: «Бог скрыл великие тайны от признающих себя умными не потому, как бы Он не хотел даровать им их, и был причиною их невежества, но потому, что они сделались недостойными, потому что почитали себя умными»[402].

Природа Божества недоступна для постижения никому из смертных, но Бог открывается человеку в Сыне (Ин. 14:8-9) и через Сына (Евр. 1:1), насколько человек оказывается сам способен принять такое откровение. Далее Господь ублажает Апостолов за то, что они сподобились видеть Его, воплощенного Сына Божия, чего не удостоились жившие прежде пророки и праведники, созерцавшие Его только верою, но не телесными очами, как Апостолы.

Вопрос законника о жизни вечной; притча о милосердном Самарянине

(Лк.10:25-37; Иудея, 29 г.)

Вопрос законника: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Господь побуждает книжника самому дать ответ. Законник ответил, но, видимо, или сам не исполнял сказанное о любви к Богу и ближним (Втор 6:5; Лев 19:18), или показывая свою мнимую ученость («желая оправдать себя») хотел заострить вопрос: «А кто мой ближний?».

В ответ Господь рассказал притчу о человеке, попавшемуся разбойникам по дороге из Иерусалима в Иерихон.

По притче для находящегося в беде человека ближним оказывается всякий «оказавший милость» (без различия в национальности или социальном статусе). Эта притча также говорит о том, как самому сделаться ближним для человека нуждающегося в милосердии.

Аллегорическое толкование притчи в изложении свт. Николая Сербского: «Кто сей человек, шедший из Иерусалима в Иерихон? Это Адам и весь род человеческий, произошедший от Адама. Иерусалим означает небесное обиталище первого человека в райском могуществе и красоте, рядом с Богом и святыми ангелами Божиими. Иерихон - земную юдоль плача и смерти. Разбойники суть злые духи, бесчисленные слуги сатаны, который и навел Адама на грех непослушания Богу. Как величайшие враги рода человеческого, злые духи нападают на людей, снимают с их души Божественную одежду страха, веры и благочестия; ранят душу грехами и пороками и затем временно удаляются, в то время как душа лежит в отчаянии у дороги жизни, не в силах двинуться ни вперед, ни назад. Священник и левит обозначают Ветхий Завет, а именно: священник - закон Моисея, а левит - пророков. К избитому и израненному человечеству Бог послал двух врачей с определенными лекарствами: один из них - закон, другой - пророки. Но ни один из этих врачей не осмелился лечить главные и глубочайшие раны больного, нанесенные ему самими бесами. Они останавливались лишь при виде меньших мук, причиненных человеку другим человеком. Потому и сказано, что и первый, и второй врач, увидев тяжело израненного, прошли мимо. Закон Моисея лишь увидел человечество как тяжко больного, но увидев его, прошел мимо. Пророки не только увидели больного, но и подошли к нему, и лишь тогда прошли мимо. Пятикнижие Моисея описало болезнь человечества и провозгласило, что истинное лекарство от нее находится не на земле, но у Бога на небесах. Пророки ближе подошли к полуживой, издыхающей душе человечества, также подтвердили еще более усилившуюся болезнь и утешили больного, сказав ему: у нас нет лекарства, но вот, за нами идет Мессия, Небесный Врач. И они прошли мимо. Тогда и явился истинный Врач.

…Кто есть сей Самарянин? Сам Господь наш Иисус Христос. Почему Господь называет Себя Самарянином? Потому что иерусалимские иудеи презирали самарян как нечистых идолопоклонников. Они не смешивались и не сообщались друг с другом. Потому и сказала жена самарянка Господу у колодезя Иаковлева: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки (Ин.4:9)? Таким образом, самаряне считали Христа иудеем, в то время как иудеи называли Его самарянином: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе (Ин.8:48)? Рассказывая эту притчу иудейскому законнику, Господь Сам Себя изображает под видом Самарянина, по бесконечному смирению…

И, таким образом, если священник остановился на том, что только взглянул на раненого; если левит, взглянув, подошел и прошел мимо; то Мессия, Небесный Врач, сотворил для него десять дел - десять (число, означающее полноту чисел), чтобы этим показать полноту любви Господа и Спаса нашего, Его попечения и заботы о нашем спасении. Он не просто перевязал раненого и оставил его у дороги, ибо это была бы не полная помощь. Он не просто привез его в гостиницу и уехал, ибо тогда содержатель гостиницы сказал бы, что у него нет средств, чтобы ухаживать за больным, и выкинул бы его на улицу. Поэтому Он заранее оплачивает содержателю его труды и расходы. На этом бы остановился и самый милосердный человек. Но Господь идет еще дальше. Он обещает и в дальнейшем заботиться о больном и вернуться, чтобы его навестить, и отдать содержателю деньги, если тот издержит более. Вот полнота милосердия!»[403]

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.