Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Притча о неверном управителе





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Лк.16:1-13; Заиорданье, 30 г.)

 

Эта притча вызывает споры, поскольку не вполне ясно, 1) подразумевало ли сокращение долгов уменьшение комиссионных, причитавшихся самому управителю, 2) или сокращение долгов было уменьшением противозаконных ростовщических процентов, предназначавшихся хозяину, 3) или же вообще это был поспешный и необдуманный поступок с целью разжалобить хозяина. Итог притчи: «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде... приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (16:8-9).

Нередко различные толкователи проводят следующие параллели: простой народ израильский («сыны века сего»), может быстрее догадаться тратить деньги (богатство «неправды») на приобретение друзей «в вечных обителях» нежели книжники и фарисеи («сыны света», как они себя называли), которые на это не догадливы поскольку закостенели в сребролюбии (Лк.16:14).

Святитель Феофан отвергает аллегорический подход в толковании данного отрывка и предлагаем принять во внимание исторический контекст данной истории[417]. По свт. Феофану адресатом были приходившие послушать Господа мытари (см.Лк.15:1), которых Спаситель учит душеспасительному употреблению богатства. Главное лицо притчи – не хозяин имения, а приставник, который вероятно был не из рабов, а из свободных граждан. Из притчи не видно, злоупотреблял ли приставник имением до доноса на него («оклеветания»). По всей видимости, он или вовсе не воровал ранее, или все нажитое проматывал. После обвинения он осознал свою вину и не возражал на предъявленное обвинение. Видимо преступление было очевидным, раз господин имения не устраивает расследования а сразу верит донесению на «приставника»: вместо пояснения совершившегося требуется сразу дать отчет в управлении и идти восвояси. Мысли приставника: «просить стыжуся» - говорит о том, что он был известен в округе. Придумав как избежать нищеты, приставник сразу берется за дело: призывает должников хозяина и предлагает заменить закладные расписки. Вопрос: «сколько ты должен господину моему?» (Лк.16:5) – риторический. И должник и приставник знают сколько написано в расписке. Главная цель вопроса, по притче, – подчеркнуть суть «неправедности» управителя. Заменяя закладные записки приставник предполагает, что таким поступком он может заслужить возможность быть принятым на работу в дома должников (Лк.16:4). Он не говорит много, дело совершается молча: все всё понимают без лишних слов. Видимо, приставник полностью рассчитался с хозяином и уже был принят в «дома должников» раз господин имения хвалит его за сообразительность (Лк.16:8). Притча завершается загадочной фразой: «Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк.16:8), а после присоединяется толкование Спасителя: «и Я говорю вам…», Лк.16:9.

Почему сыны века сего догадливее? свт. Феофана на этот счет есть такие мысли:

· Сыны века сего – люди прилепленные к земле, которые в первую очередь заботятся о земельных наделах, волах, женитьбе (Лк.14:18); Царствия Божия и правды его они не ищут (Мф.6:33); «забота века сего и обольщение богатства» заглушают высшие их потребности (Мф.13:22); их ум сообразовался с веком сим (Рим.12:2); живут они как безбожники в мире (Еф.2:12).

Сыны света - это те, которые «веруют в свет» (Ин.12:35-36). Ибо кто верует в Господа тот переходит из тьмы века сего в свет (Еф.5:8; Деян.26:18), после перемены они становятся и сами «свет в Господе» (Еф.5:8), они уже «сыны света и сыны дня» (1Фес.5:5). «Сподобившиеся достигнуть того… ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк.20:35), т.к. ревнуют они постоянно только о Царствии Божием и правде его (Мф.6:33).

Сыны века сего всегда будут догадливее и проворнее в мирских делах, т.к. сыны света заботясь о простоте сердца и отрываясь от земных попечений теряют земную проворность и находчивость. Однако,в отношении высокого призвания cыны света всегда мудрее. Когда же они предаются беспечности и нерадению, тогда являются неразумнее миролюбцев заботящихся о богатстве тленном. За свою беспечность желающие стать причастниками мессианских обетований (сыновья Царства) могут быть изгнаны вон (Мф. 8:12). Поскольку фарисеи применяли термин «сыновья света» к себе - они и возроптали (Лк.16:14). Этим сребролюбцам, как и Иуде, как и мытарям, Господь давал наставление: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк.16:9).

Под «богатством неправденым» можно понимать как «неправедность» в приобретении имущества, так и само по себе «богатство». Богатство неправедное (o` a;dikoj mamwna/j) – не обязательно нажитое нечестно, это достаток больше необходимого, избыточная зажиточность. Богатство потому неправедно, поскольку в нем нет истины, оно запутывает в неправду всех полагающихся на него. С крупным богатством всегда сопряжена неправда: роскошь, излишек удовольствий, скупость в делах милосердия.

По друзьями, которые примут «в вечные обители» когда обнищаете (Лк.16:9), можно понимать как нищих на которых может быть растрачено имущество, так и слуг Божиих: ангелов и святых (см. притчу о богаче и Лазаре). Свт. Амвросий в толковании этого места замечает: «словами приобретайте себе друзей богатством (маммоною) неправедным Господь заповедует, чтобы мы щедродательностью к бедным стяжали себе содружество ангелов и других святых»[418]. Бедные – не цель, но - посредники в приобретении ангелов-друзей на небе. В притче «благотворящий бедному дает взаймы Господу» (Прит.19:17) Сам Бог становится должником благотворителю. За этот заем Бог воздаст, когда будет решаться вечная участь людей. Ангелы же принимают благотворительных людей как друзей, поскольку благотворители за ангелов отдали Богу долг творения добрых дел[419].

Поэтому, если богатство уже нажито, и сделано это неправедно, а теперь его невозможно отдать, то это можно сделать через благотворение бедным, а Бог все уравняет. При этом вверенным нам достоянием могут быть не только деньги, но и знания, искусства, положение на службе, связи и все вообще дары жизни, от Бога полученные (эти мысли сродни толкованию блаж. Феофилакта). Поэтому, пользуясь имением от Бога, мы как неправедный домоправитель, призваны истощать все силы души на других «должников», чтобы «когда оскудеем» (истощатся наши силы и жизнь), быть принятыми в вечные кровы обителей Отца небесного (Ин.14:2).

В выражении «если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк.16:10-12) свт. Феофан (Говоров) под «неправедным богатством» и «чужим» понимает всякое благо вверяемое от Бога на время. Оно не истинно, потому что не принадлежит нам ибо «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1Тим..6:7); а под «истинным» и «нашим» святитель понимает – предопределенное нам вечное блаженство в Богообщении, как созданным по образу Божию.

Блаженный Феофилакт:

«Всякая притча прикровенно и образно объясняет сущность какого-нибудь предмета, но не она во всем подобна тому предмету, для объяснения которого берется. Поэтому не должно все части притчи изъяснять до тонкости, но, воспользовавшись предметом, насколько прилично, прочие части нужно опускать без внимания, как прибавленные для целости притчи, а с предметом не имеющие никакого соответствия. Так нужно поступить и с предложенной притчей. Ибо если мы возьмемся до тонкой подробности объяснять все, кто домоправитель, кто приставил его к управлению, кто донес на него, кто должники, почему один должен маслом, а другой - пшеницей, почему говорится, что они должны были по сто, и если все прочее вообще будем исследовать с излишним любопытством, то мы сделаем речь темной, причем, вынужденные затруднениями, может быть, дойдем и до смешных объяснений. Поэтому настоящей притчей должно воспользоваться столько, сколько можно».

 

Господь желает здесь научить нас хорошо распоряжаться вверенным нам богатством. И, во-первых, мы научаемся тому, что мы не господа имения, ибо ничего собственного не имеем, но что мы управители чужого, вверенного нам Владыкой с тем, чтобы мы располагали имением хорошо и так, как Он повелевает. Потом научаемся тому, что если мы поступаем в управлении богатством не по мысли Владыки, но вверенное нам расточаем на свои прихоти, то мы такие управители, на которых сделан донос. Ибо воля Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды сослужителей, а не на собственные удовольствия. Когда же на нас доносят и мы имеем быть отставленными от управления имением, то есть исторгнутыми из здешней жизни, когда именно мы будем давать отчет в управлении после преставления отселе, тогда мы поздно примечаем, что нужно делать, и приобретаем себе друзей богатством неправедным. "Неправедным" называется то "богатство", которое Господь вручил нам для употребления на нужды братьев и сослужителей, а мы удерживаем оное для самих себя. Но поздно мы ощутим, куда нам обратиться, и что в этот день мы не можем ни трудиться, ибо тогда не время делать, ни милостыни просить, ибо неблагоприлично, так как девы просившие (милостыни) названы глупыми (Мф. 25, 8). Что же остается делать? Разделить с братьями это имение, чтобы, когда перейдем отселе, то есть переселимся из здешней жизни, бедные приняли нас в вечные обители..

 

отец Андрей Кураев:

У каждого есть не нами созданное богатство, которое дано нам в распоряжение. Это время моей жизни. В принципе, все, что мне дано Богом, я должен был бы Ему же и вернуть. Но Господь понимает, что этого не будет. И поэтому просит у меня отдать хотя бы десятину, хотя бы эти полдня в воскресенье. И вот я должен бы быть в воскресенье в храме. А я вместо того, чтобы в этот день пойти в церковь, посвятить его Богу, пойду навещу больного друга. В известном смысле, я украл это время у Бога. Но если на Страшном Суде возникнет вопрос, как я потратил этот талант, то я отвечу: "Я взял этот талант у Тебя, Господи, но я отдал его своим друзьям. Я не утаил его при себе. Да, я не был в то воскресенье в храме. Но я провел время не перед телевизором. Я был в больнице". Как ни странно, это будет оправданием.

еще толкования: http://www.bogoslov.ru/text/2783808.html

 

Обличение сребролюбивых фарисеев; притча о богаче и Лазаре

(Лк.16:14-31; Заиорданье, 30 г.)

До Иоанна Предтечи земные блага были знаком благоволения Божия. Закон обещал благословения в богатстве (Лев. 26:3-9), пророки обещали блага земные в качестве награды (Ис. 19). Но с того времени, как явился Иоанн, почти бесплотный по нестяжательности и нестяжательный почти до бесплотности, блага земные уже не имеют ценности, не являются знаком, что Бог человека возвысил. Теперь возвышение должно искаться не на земле, но пред Богом, - в Царстве Небесном: со времени Иоанна «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк.16:16).

Фарисеи, имея материальный достаток и считая себя праведниками, не только себя сами возвышали, но и страдали пороком сребролюбия (Лк.16:14). Им Господь предложил притчу о богаче и Лазаре. Некий богатый человек одевался в порфиру и виссон[420]. Богач пиршествовал каждый день. У ворот его дома лежал нищий Лазарь[421]. Псы причиняли ему еще больше страданий, приходя и облизывая струпья его, а он, видимо, не имел силы отогнать их. После смерти ангелы отнесли душу Лазаря на лоно Авраамово. Не сказано «в рай» потому что рай был открыт только страданиями и воскресением Господа Иисуса Христа. Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, получив состояние полное утешения, ожидающее всех праведников. «Умер и богач и похоронили его». И вот видит он вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Как прежде Лазарь желал насытиться только крошками, так теперь обнищавший богач просит только о нескольких каплях воды, чтобы остудить воспаленный язык. Авраам приводит основание своему отказу: неизменяемость приговора Божия, вследствие которого между местом блаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимая пропасть. Авраам также отказывает богачу в просьбе послать Лазаря в дом отца, чтобы предупредить его братьев, дабы они не следовали примеру жизни богача: «у них есть Моисей и пророки». Богач признается, что братья глухи к Закону Божию, и что только необыкновенное явление умершего могло бы образумить их[422]. На это Авраам возразил: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:31).

Еп. Кассиан (Безобразов) приводит на этот фрагмент такое толкование: «Бедному Лазарю, лежащему в струпьях у ворот богача, сострадание оказывают только псы (Лк. 16:21). О религии Лазаря не сказано ничего. Но мы помним, тоже в синоптическом предании, образ псов, которые питаются крошками, падающими со стола господ (Мф. 15:26-27, ср. Мк. 7:27-28). Псы — это язычники. Лазарь — с псами. И если по смерти мы видим его на лоне Авраамове (ст. 22), то мы вспоминаем людей с Востока и Запада и Севера и Юга за трапезою Царства. Ясно одно: образ богача есть образ правоверного иудея. Как и его братья (стт. 29-31), он имеет Моисея и пророков. И богач попадает в ад (стт.23 и слл.), и адские муки грозят его братьям. Но осуждение Израиля — не бесповоротное. Оно тяготеет над современниками Христовыми»[423].

После воскрешения Лазаря, несмотря на видимое чудо, иудеи все равно не приняли Христа, но замыслили убить и Лазаря (Ин. 12:10). «Равным образом и после того, как при распятии Господа воскресли многие усопшие (Мф. 27:52), иудеи дышали на апостолов еще большей злобою» (блаж. Феофилакт)[424].

Блаж. Феофилакт: «если бы это воскрешение мертвых было полезно для нашей веры, Господь творил бы оное часто. Но ничто так не полезно, как тщательное исследование Писаний (Ин. 5:38). Воскрешать мертвых, хотя и призрачно, умудрился бы и диавол, и посему ввел бы неразумных в заблуждение, всеяв между ними учение об аде, достойное своей злобы. А при здравом нашем исследовании Писаний, диавол не может ничего такого выдумать. Ибо Писания суть светильник и свет (2 Пет. 1:19), при сиянии которого обманщик и вор обнаруживается и открывается. Итак, нужно Писаниям веровать, а не требовать воскрешения мертвых» [425].

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.