Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Типология





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Типология усматривает соответствие между людьми и событиями про­шлого и будущего (или настоящего). Соответствие при этом находят не в писаном тексте, а в самом историческом событии.

Типологию следует отличать как от прямого пророчества, в котором текст игра­ет роль только предсказания будущего, и от аллегории, где соответст­вие таится в сокровенном смысле текста, а не в самой рассказанной исто­рии. Типология же не игнорирует исторический смысл текста, но исполь­зует его в качестве отправной точки. Таким образом, типологический экзегезис основан на убеждении, что определенные события в истории Из­раиля, как они описаны в древних писаниях, образно, типологически от­крывают Божии пути и намерения Господа относительно людей в последующей истории. В частно­сти, определенные высокие моменты откровения в истории спасения, осо­бенно начальные события мира (сотворение и рай) или Израиля (исход, пустыня), а также события времен расцвета национальной жизни Израиля (царство Давида) - предвосхищают будущее, грядущую эру, когда намерения Божии откроют­ся во всей полноте.

Моисей представлялся образом эсха­тологического пророка (на основании Втор 18:15), а в апокалиптических писани­ях Межзаветного периода (Vв. до Р.Х. – I в. по Р.Х.) рай соперничал с Иерусалимом в качестве образа замысла Божия, который осуществится в грядущую эпоху скоро.

Типологическийметод признает историческую реальность происходивших в Ветхом Завете событий и описанных лиц, однако рассматривает ветхозаветные лица и события как прообразсобытий мессианского времени, когда явленное частично в истории прошлого - исполняется в полноте в истории будущего. Прообразуемое в прошлом указывает на образ (τύπος) – в будущем.

 

Основные принципы прообразовательного толкования:

1. Сходство в определенных чертахмежду прообразом и самим событием. «Образ (типос) не должен быть совершенно отличен от истины — иначе он не был бы образом», — указывает свт. Иоанн Златоуст.

2. Различие (а иногда усмотрение противоположности)некоторых черт.

3. Превосходствопрообразуемого над прообразом.

4. Взаимное отношение во времени: образ (типос) ограничен во времени и предшествует конечному событию.

5. Историческая реальность обоих: и типоса и прообразуемого им события или лица. По мысли блаж. Иеронима, ап. Павел в Гал. 4:24 дал правило: типологически изъяснять Ветхозаветные Писания нужно так, чтобы оставалась «неприкосновенной истина истории».

 

Типология широко представлена в самой Библии, особенно в том, как Новый Завет прочитывает Ветхий Завет. Медный змей Моисея (Числ 21:8) служит прообразом креста (Ин 3:14); три дня, проведенных Ионой во чреве рыбы (Ион 2:1) — прообразом трехдневного пребывания Христа в гробнице (Лк 11:29-30) и т.д.

Например, Адам как прообраз Христа: грехопадение произошло через одного, и спасение тоже через одного (Рим. 5:15); смерть через грех от одногоАдама перешла во всех людей, но также и от одного Иисуса Христа оправдание простирается на всех (Рим. 5:12, 18). Но, по замечанию свт. Иоанна Златоуста, там — грех, здесь — благодать, там — преслушание, здесь — послушание, там — осуждение, здесь — оправдание, там — смерть, здесь — вечная жизнь. В этом примере - прообразность Адама Христу по противопоставлению(что и находим у бл. Иеронима в Толкование на Рим. 4:14 и у Кирилла Александрийского в Комментарии на книгу Бытие). По образному выражению свт. Василия Великого, различий столько же, «сколько между сновидением и действительностью, между тенью и тем, что действительно существует».

 

Классическим примером новозаветного типологического толкования Ветхого Завета является начало 10 главы из 1 послания к Коринфянам св. ап. Павла (10:1–11): «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, — пишет он, — что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков».

Ап. Павел говорит, что события, последовавшие за исходом из Египта, - образы (τύποι) для нас. Он указывает, что прохождение через Чермное море и следование за облаком, посредством которого Сам Господь присутствовал с народом Израилевым было всего лишь прообразом крещения — поскольку через первое Израиль был избавлен от физического ига фараона, а через второе новый Израиль — верующие — избавляются от духовного рабства мысленному фараону — диаволу. Вождем ветхих израильтян был Моисей, а вождь и освободитель Церкви — уже Мессия Христос. Но не всем израильтянам удалось избегнуть опасности, даже имея такого мудрого руководителя, как Моисей, поскольку они проявили злое своенравие — также и верующие во Христа подвергнуты подобной опасности в случае, если уклонятся от своего Пастыря. Отношение Бога с коленами Израилевыми в пустыне «образны» (типичны) (ст. 11): избавле­ние (от Египта) и чудесное пропитание в пустыне не сохранили их от суда Божия за последующие идолослужение и грех, подобно этому и крещение во Христа и причастие Ему не избавит от суда коринфских верующих.

Итак, по апостолу Павлу, события из жизни древних израильтян по-своему, на новом уровне повторяются в жизни первых христиан, поэтому они могут взять истории ВЗ за некоторый образец, ясно показывающий, чему нужно следовать и чего избегать.

 

Еще один яркий пример полноправного, осознанного и полностью адекватного ветхозаветному тексту по смыслу, можно найти в послании к Евреям при рассмотрении образа Мелхиседека[669].

Св. ап. Павел в послании к Евреям (5:6), приведя свидетельство Псалма 109:4 о Мессии: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека», толкует ветхозаветную личность Иерусалимского царя и первосвященника как прообраз личности Иисуса Христа, а превосходство Мелхиседека как священника над Авраамом — как превосходство Христа как Первосвященника над ветхозаветным священством Аароновым:

«Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7:1–3).

Здесь св. апостол уже приводит основные черты своего толкования, которые можно обозначить следующим образом.

1. Мысль о безначальности Мелхиседека — условной, конечно, а не реальной (проистекающей из полного отсутствия в Писании указания родословной Салимского царя, что не может быть простой случайностью).

2. Указание на проистекающую из этого вечность(вновь условную в историческом контексте) его служения Богу.

3. Упоминание о том, что он есть царь правды и царь мира.

4. Указание на превосходство его над Авраамом — в благословении им последнего и в принятии от последнего десятины.

Такие авторитетные христианские толкователи, как блаж. Феодорит Киррский, свт. Иоанн Златоуст и свт. Филарет (Дроздов) указывают на поразительное сходство перечисленных выше черт Мелхиседека с мессианским служением Иисуса Христа.

1. Условная безначальность Мелхиседека указывает на безначальность и несотворенность Сына Божия: «Божественное Писание, — говорит блаж. Феодорит, — изложило родословие Авраама и многих других, живших и прежде, и после него, — его отца, и деда, и прадеда, и предков, и даже добавило, сколько будучи лет, он родил, и сколько потом прожив скончался. В рассуждении же Мелхиседека Божественное Писание не дает знать ни отца его, ни матери, ни рода, ни того, сколько времени жил, когда принял конец жизни. Итак, поэтому он — «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни», ибо ни о чем этом нам не дает знать Божественное Писание». Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает, что отсутствие указаний на родство и период жизни как раз и составляет особенность типоса(образа) Мелхиседека в Ветхом Завете: «но как, скажешь, возможно человеку быть без отца, без матери, и не иметь ни начала дней, ни конца жизни? — Ты слышал, что он был образом (τύπος) и поэтому не изумляйся, и не ищи в образе всего: он не был бы и образом, если б имел все, что свойственно только самой истине». Блаж. Феодорит объясняет, что именно «Владыка Христос по естеству, в действительности имеет каждое из этих свойств. Он без матери, как Бог, потому что рожден от единого Отца; а без отца, как человек, потому что родился от одной Матери — то есть, Девы. Он без родословия, как Бог, ибо не имеет нужды в родословии, потому что рожден от нерожденного Отца. Он не имеет начала дней, потому что рождение Его вечно; не имеет конца жизни, потому что Его естество бессмертно. Поэтому не Владыку-Христа уподобил апостол Мелхиседеку, а Мелхиседека — Христу, потому что Мелхиседек — образ Христа, а Христос — истина образа».

2. Условное вечное священство характерно тем, по мысли блаж. Феодорита, что он не передал священство детям, в отличие от Аарона, Елеазара и других. Но и Христос, поскольку пребывает вечно, никому не передает своего священства.

3. Имя Мелхиседек (евр. qd,c,-yKil.m, у LXX и ап. Павла — Μελχισεδέκ), «царь правды»также соответствует образу Мессии, который еще пророками был предуказан как «Правда», «Солнце правды» и «Царь праведный» (Иер. 33:16, 23:5; Мал. 4:2; Зах. 9:9). Это полностью соответствовало чертам Иисуса Христа, зафиксированным в новозаветных писаниях (1 Петр. 2:22, Рим. 1:17 и др.). Имя города царствования Мелхиседека — Салим (~lev' — древнее название Иерусалима) его еще как царя мира— но и Христос, по верному замечанию ап. Павла, есть «мир наш» (Еф. 2:14).

4. Авраам был прообразом новозаветного истинного верующего, поэтому свт. Филарет говорит: «Мелхиседек благословляетАвраама, отца верующих, как высший низшего — и во Христе Сам Бог благословляет нас всяким благословением духовным на небесах»[670]. Соотношением указанных типологических образов Мелхиседека и Авраама объясняется и принятие первым десятины. Это — важная деталь, потому что необрезанный принимает у обрезанного: точно также Христос будет священником тех, которые не суть обрезанные, но при этом Он примет и благословит приходящих к Нему обрезанных[671].

 

В Послании к Евреям наставление, преподанное Моисею в Исх 25:40: «Смотри, сде­лай все по образцу (κατά τον τύπον), какой показан тебе на горе» — позво­ляет автору увязать еврейскую эсхатологию двух веков (настоящего века и грядущего, или старого века и нового) с космологией двух миров (небесного мира реальности и земного мира отражения). Скиния в пустыне и сопутствующее ей богослужение были только "тенью" (Евр.10:1) или "подобием" (αντίτυπος) (Евр.9:24) небесного святилища. Но ныне Христос вошел в само святилище и открыл его для верующих. Иначе говоря, как прежний век был веком теней и подобий (прообразов), так новый век - реальностей, "самого образа вещей". Христос раз и навсегда рассеял тени и сделал небесные реальности доступными земному опыту. В Послании к Евреям ветхозаветное священство, жертвоприношение, святилище и союз (завет) являются всего лишь образами служения Христа, и сама небесная реальность, которую весьма несовершенно отражали эти образы, становится реально­стью опыта только после восхождения Христа в небесное святилище. Поэтому то, что теперь испытывают верующие, — это уже не образ, а реальность: реальное очищение, реальная доступность присутствия Божия.

 

Β более поздние времена типологические толкования были исключительно широко распространены. Например, неопалимая купина (горящий, но не сгорающий куст, в котором Бог явился Моисею, Исх 3:2) понимается как прообраз Марии, носящей в чреве Иисуса Христа.

«Ближний» и «дальний» смысл библейских пророчеств (тот, который сбывается немедленно, с тем, которому предстоит сбыться в далеком будущем) таким образом связываются с помощью типологии: разные события мировой истории объединяются по принципу общего смысла, единой духовной направленности этих событий.

Церковные толкователи достаточно широко прибегали κ типологии особенно при анализе эсхатологических отрывков говорящих ο конце света (например, при толквоании книги Откровения Иоанна Богослова).

Эсхатологические толкования – это такие толкования, при которых детали библейского текста — прежде всего пророческого или апокалиптического характера, говорящие ο последних временах, — понимаются как указание на текущие события сбывающиеся при авторе толкований. Это было характерно и для кумранских толкований и для некоторых апостолов. Например, в Деян 2:16-21 апостол Петр цитирует Иоил 2:28-32. Однако, при таком подходе туманные образы Библии можно слишком натянуть на события окружающей действительности. Например, аварию на Чернобыльской АЭС некоторые отождествляли со «звездой по имени полынь» (Откр 8:10-11), поскольку само название города совпадает с одним из наименований полыни: «чернобыл».

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.