Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Требования к ЭОР для e-Learning





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аветисян Д.Д. К.т.н., проф. МПГУ, чл. корр. АПСН, МАН ПО и МАН ИПТ

Директор e-Издательства "Мультимедиа Технологии" javad@mmt-dl.ru.

Инфраструктура e-Learning в России сформировалась, но нет современных ЭОР

Использование инновационных образовательных технологий, включая дистанционное обучение, серьезно тормозится, главным образом, в связи с отсутствием эффективных обучающих программ или электронных образовательных ресурсов (ЭОР), соответствующих современному уровню развития и распространенности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Если нет современных ЭОР, значит, не может быть современного e-Learning!

В рамках ФЦП РО (а ранее ФЦП РЕОИС) было заложено создание всего несколько десятков ЭОР несмотря на то, что потребность в них исчисляется многими тысячами по всем дисциплинам системы среднего и высшего профессионального образования. И это в ситуации, когда инфраструктура для организации инновационного очно-дистанционного образования сформировалась - половина школьников и почти все студенты уже имеют свой компьютер, подключенный к Интернету.

Следует отметить, что большинство созданных ЭОР – это примитивные гипертексты, которые только номинально используют мультимедийные возможности (видео, звук, графику, анимацию и т.д.). Они, как правило, не соответствуют международным стандартам SCORM, не работают в системе управления учебным процессом (LMS-системы), не доступны в Интернете в он-лайне. Наряду с этим, созданные ЭОР предназначены для работы в компьютерных классах, где на двадцать обучающихся в среднем приходится один компьютер. Однако компьютер не телевизор, а средство интерактивного обучения, позволяющее каждому учащемуся выбрать индивидуальную форму и темп обучения.

Таким образом, предлагаемые на рынке ЭОР, не в состоянии дать серьезный модернизационный эффект в связи с их технологической отсталостью. Они не только изжили себя,но и дискредитировали идею повышения эффективности учебного процесса на базе ИКТ. Причем, создавая неадекватные для XXI века примитивные (гипертекстовые) ЭОР, мы опять наступаем на те же «грабли». Так, за последние десятилетия мы скатились до создания "самых больших в мире калькуляторов", самых тяжелых станков (которые японцы покупали на металлолом), фантомных "Москвичей" и т.д. Вся электроника, электротехника и пр. - импортируется. Пора серьезно задуматься!

Все говорят, что надо искать "точки роста". Вот она - "точка роста" - зарождающаяся индустрия мультимедийного образовательного контента для Интернета, объем которой исчисляется в миллиардах долларов. В отличие от многих других областей (электроника, электротехника, автопром и пр.), разработка современных ЭОР - наиболее благоприятна для России с точки зрения экспорта высокотехнологичной продукции. Для этого у нас есть квалифицированные кадры в области ИКТ, педагоги-предметники, методисты, психологи и пр. И главное - мировой рынок открыт и доступен через Интернет.

 

Триада для современных ЭОР: "Мультимедиа - Интерактив - Интернет"

Мы считаем, что необходимо четко сформулировать требования к разрабатываемым ЭОР, поставить фильтр от засоряющих рынок гипертекстовых образовательных ресурсов, а также выстроить организационную модель массового промышленного производства ЭОР, соответствующих современным мировым стандартам.

Известно что педагогическая психология определяет три основных психологических характеристик человека в познании окружающего мира. Это "визуалы" и "аудиалы" (те, кто лучше воспринимают информацию через зрение или через слух). Третья группа "дигиталы", легко ориентирующиеся в работе с текстами, формулами, схемами, таблицами, графикой и т.д. Первые джве характеристики присущи всем - это естественная, сформированная многими тысячелетиями, способность "Homo sapiens". Отсюда, учебная информация, подаваемая в мультимедийной форме, безусловно, наиболее эффективна для всех учащихся любого психотипа. Научное обоснование этого тезиса можно найти в исследованиях ведущих ученых, занимающихся новой областью знаний - "Медиаобразование" (труды Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, публикации ученых Лаборатории медиаобразования РАО и др.).

Итак, современные ЭОР должны иметь следующие основные характеристики:

- 100 % мультимедийность - озвученные видеофильмы и анимация, обеспечивающие наглядность, образность и ширину информационного потока, эффективность восприятия учебной информации;

- насыщенную интерактивность, многообразие контрольных и тестовых заданий, включая модели процессов и явлений, обеспечивающие индивидуализацию и активность усвоения учебного материала;

- интернет, обеспечивающий гибкость и доступность образовательного процесса во времени и пространстве;

- большой объем мультимедийного учебного материала, который, благодаря наглядности и образности легко усваивается, а также ссылки справочной и дополнительной информации в Сети;

- соответствие ЭОР международному стандарту SCORM-2004 и работоспособность в среде LMS;

- доступность Интернет в он-лайне в любой ОС и в любом браузере;

- возможность работы со всеми современными цифровыми устройствами: компьютеры, КПК, смартфоны, DVD- и MP3-плееры.

 

ЭОР или учебно-методический комплект нового поколения - УМК НП

Учитывая современный уровень развития ИКТ (карманные компьютеры; смартфоны; повсеместная доступность Интернета, включая мобильную Wi-Fi-связь; экономическая доступность высокоскоростного неограниченного трафика; огромные объемы памяти всех цифровых устройств и т.д.), речь идет не просто об ЭОР, а о учебно-методическом комплекте нового поколения (УМК НП).

 

Рис. 1. Учебно-методический комплект нового поколения

 

УМК НП представляет собой ЭОР в разных программных реализациях, которые используется в учебном процессе интегрировано и взаимосвязано:

· DVD-ROM-версия для самостоятельной работы в автономном режиме за компьютером;

· СЕТЕВАЯ-версия для коллективного обучения в локальной сети вуза или школы;

· SCORM-версия для организации дистанционного обучения в LMS-среде;

· OFF-LINE-версия, когда уроки скачиваются и проигрываются в of-line (для дайлап связи);

· ON-LINE-версия, когда уроки проигрываются в on-line с удаленного сервера;

· MOBIL-версия для обучения с помощью КПК или смартфонов;

· ВИДЕО-версия для DVD-проигрывателей или кабельных телевизионных сетей;

· КНИЖНАЯ-версия - «твердая копия» - конспект лекций.

Следует особо отметить, что форма изложения учебного материала в мультимедийном УМК НП значительно отличается от книжного. Учебный материал представляется в виде видеолекций с сопровождением живой речи лектора. Материал ЭОР, как правило, значительно больше по объему, чем в обычных учебниках (длительность видеолекций составляет в среднем до 30 часов). При расшифровке видеолекций в текст, такой материал занимает более 1200 страниц. Несмотря на такой объем, учебный материал, представленный в интерактивной мультимедийной форме, легко и быстро усваивается.

В случае с мультимедийными УМК НП происходит отход от традиционного педагогического процесса. Обучение происходит тотально, как в очном режиме, так и в дистанционном режиме, распределяясь во времени и в пространстве. При этом меняется роль преподавателя. Его позиция становится ближе к позиции учащегося. Он сам воспринимает и перерабатывает информацию ЭОР, вступая в сотрудничество, одновременно дополняя и расширяя содержание УМК.

 

Организация промышленного производства современных ЭОР

 

Отсутствие современных мультимедийных интерактивных ЭОР в он-лайне в Интернете связано с отсутствием системного подхода к организации их промышленного производства. Причины кроются, на наш взгляд, в следующих основных ошибках:

· Нет четкой постановки базовых требований к разрабатываемым ЭОР: мультимедийность, интерактивность, работоспособность в он-лайне в Интернете в любом браузере, соответствие стандарту SCORM, работоспособность в составе любой LMSи т.д.

· Госзаказы на разработки ЭОР распределяются между большим количеством разных разработчиков - вузов, книжных издательств, софтверных компаний и т.д., которые, зачастую, не имеют предыстории практических результатов в разработке современных ЭОР.

· Проекты по созданию ЭОР планируются на 2-3 года, что диссонирует с реальностью – фактором динамично обновляющихся программных платформ. Отсюда разработанные ЭОР ко времени их сдачи на апробацию морально устаревают.

· Для массового производства ЭОР необходимо для начала создать (иметь) инструментально-программный комплекс (ИПК) для промышленного производства ЭОР, а также владеть организационной моделью сотрудничества профессиональной команды электронного е-Издательства с носителями знаний - преподавателями вузов.

Время подтвердило бесперспективность концепции создания современных ЭОР на основе универсальных инструментальных пакетов (Authoware, Tool Book Instructor, Flat и др.). В основу такой концепции поставлена разумная, на первый взгляд, идея – иметь универсальный и доступный для владеющего компьютером преподавателя вуза программный инструмент с целью создания им самим мультимедийных учебников по собственному разумению. Практика показала, что в таких средах не было создано ни одного рыночного мультимедийного ЭОР.

В действительности создание мультимедийного контента связано с таким количеством сложных технологических проблем, что не каждый профессиональный коллектив е-Издательств в состоянии их решить. Умение организовать промышленное производство информационного продукта, в частности мультимедийных ЭОР, задача нетривиальная - ввод, хранение, сжатие, преобразование и переработка получаемых мультимедийных данных, дизайн интерфейса, непрерывное отслеживание современных достижений в области алгоритмического, программного и технического обеспечения, проблемы тестирования, проблемы соответствия стандартам качества и т.д. Таким образом получается, что обеспечить качество и технологичность мультимедийных ЭОР может только коллектив профессионалов, специализирующийся в создании подобного информационного продукта.

 

Взаимодействие е-Издательства с авторскими коллективами при создании ЭОР

При организации работ по массовому производству мультимедийных ЭОР возникают некоторые противоречия. С одной стороны - работы могут выполнять профессионалы е-Издательства, связанные с производством качественной мультимедийной продукции. С другой - содержание разрабатываемых ЭОР может быть задано только теми, кто погружен в учебный процесс, т.е. преподавателями или авторами-предметниками. Однако роль лидера и руководителя проекта должны быть у е-Издательства.

Авторы (преподаватели-предметники) должны подготовить и представить:

- исходный текстовой материал, на основе которого разрабатывается мультимедийный ЭОР;

- информационные материалы, связанные с ЭОР (плакаты, таблицы, фото и видеоматериалы, ссылки в Интернете, доступ к полигонам, где необходимо делать киносъемки и др.);

- контрольные и тестовые задания по материалам ЭОР.

Наряду с этим они должны вести авторский надзор за создаваемым мультимедийным контентом.

Е-Издательство в рамках своей деятельности должно обеспечить:

- ознакомление Авторов ЭОР с особенностями и возможностями представления знаний в мультимедийном формате;

- составление сценария будущего ЭОР на языке мультимедиа, согласованного с Авторами;

- разработку мультимедийных учебных модулей (элементы ЭОР) и выкладку их в Интернете для того, чтобы Авторы могли вести авторский надзор за созданием ЭОР;

- переозвучивание мультимедийных лекций в студийных условиях;

- сборку подготовленных данных в программные оболочки УМК и выходное тестирование разработанного продукта.

 

Практические результаты е-Издательства "ММТ" в области e-Learning

Е-Издательство "Мультимедиа технологии" ("ММТ") является одним из лидеров РФ в области разработки мультимедийных ЭОР. Годовой тираж ЭОР - около 1 млн. в год. Это стало возможным благодаря разработанному инструментальному программному комплексу TeachPro, позволяющему создавать мультимедийные интерактивные УМК НП на промышленной основе.

Сайт www.TeachPro.ru - единственный образовательный WEB-сервер в российской сети Интернет, в котором в он-лайнепредставлены более 150 наименований мультимедийных интерактивных ЭОР, соответствующих стандарту SCORM-2004. ЭОР серии TeachPro успешно используются на корпоративном рынке в составе разных LMS: eLerning3000, WebSoft, RedClass, Learn_eXact, IBM Learning_Space, Moodle, Прометей и др. Сотни ведущих вузов и тысячи школ РФ используют ЭОР серии TeachPro в образовательном процессе. Корпоративными клиентами ММТ являются: ЦБ, МЧС, ФСКН, Росстат, МИД, Госдума, Русал, Лукойл, ТНК, РБР и др.

Действующие прототипы системы ДО на основе ЭОР серии TeachPro доступны по адресам:

- в вузе "ИКТ" в LMS "eLearning-3000": http://www.dopprof.ru;

- в концерне РусАле в LMS "Прометей": http://sdo.rusal.ru/Lists/List1/Allitemsg.aspx;

- в IntWay Co. в LMS "Moodle": http://www.intwayacademy.com/school/school.php?school=111.

Важно отметить, что ЭОР серии TeachPro одинаково работоспособны как в операционной среде (ОС) Windows, так и в свободно распространяемой ОС - Linux. Это позволит относительно безболезненно осуществить намеченный переход на свободно распространяемое ПО.

При соответствующем инвестиционном финансировании, "ММТ" в состоянии организовать массовое производство современных ЭОР для школ и вузов - несколько сотен в год. В том числе на иностранных языках с целью экспорта дистанционных образовательных услуг через Интернет на ближнее и дальнее зарубежье, разумеется, в сотрудничестве с вузами-партнерами.

Предлагаемые мероприятия по массовому производству ЭОР предполагают вовлечение в это производство десятков тысяч квалифицированных специалистов: авторов-предметников, техников и операторов мультимедийного ПО, дизайнеров, звуко- и кинооператоров, дикторов и т.д. Причем, все производство должно быть организовано в Интернет-среде в режиме аутсорсинга. Это фактически альтернатива стратегии преодоления последствий мирового кризиса через обеспечение занятости квалифицированных кадров, но в информационной эпохе, в отличие от строительства дорог во время мирового кризиса индустриальной эпохи. Эффект будет не только социальный - обеспечение занятости квалифицированных кадров, но и экономический. Затраты будут окупаться, причем, в довольно коротком цикле - за год-два эффективной работы.

 

Литература

1. Аветисян Д.Д., Тихомиров В.П., Хорошилов А.В. Дистанционное обучение русскому языку // Дистанционное образование, 1998. №2. С. 11-13.

2. Аветисян Д.Д. Система дистанционного обучения в России пока отсутствует // Высшее образование в России, 2008. № 7. С. 15-19.

3. Аветисян Д.Д. Образовательный контент для дистанционного обучения // Преподаватель XXI век, 2009. № 1. С. 51-59.

4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд. МПСУ, 2002. 352 с.

5. Драйдент Г. Революция в обучении: Пер. с анг. М.: ПАРВИНЭ, 2003.- 672 с.

6. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Издательский сервис, 2004. 320 с.

7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (под ред. Полат Е.С.). М.: Изд.: Academia, 2004.- 421 с.

8. Хортон К., Хортон У. Электронное обучение: инструменты и технологии: Пер. с анг. М.: Кудиц-образ, 2005.- 640 с.

9. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем.- М.: Изд. Филин.- 2003.- 616.

10. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия).- М.: Изд. МПСУ, 2002.- 352 с.

11. Драйдент Г. Революция в обучении: Пер. с анг.- М.: ПАРВИНЭ, 2003.- 672 с.

12. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации.- М.: "Издательский сервис", 2004.- 320 с.

13. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн.- М.: Изд. ВЛАДОС, 2001.- 576 и 450 с.

14. Тихомиров В.П. Пленарный доклад на Международной конференции по e-Learning / Международная Ассоциация Открытого Образования. Москва. 2009 г.

15. Интернет-порталы: содержание и технологии // Сб. науч. ст. под ред. А.Н.Тихонова. ФГУ ГНИИ "Информика". М.: Просвещение, 2007. 606 с.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.