Оборудование и изделия должны сохранять свои параметры в заданных пределах и сроках в условиях определенного климатического района и способа их размещения. Исполнение изделия должно соответствовать определенному макроклиматическому району. Климатические районы делятся в зависимости от средних ежегодных абсолютных температурных max и min воздуха, относительной влажности и от места расположения района.
Исполнение изделия обусловлено следующими основными климатическими районами:
1) С умеренным климатом “+”400С ¸ “-”450С. Обозначение в шифре “У”.
2) С холодным климатом “-”450С. Обозначение в шифре “ХЛ”.
3) С влажным тропическим t ³200С, относительная влажность 80%. Обозначение в шифре “ТВ”.
4) С сухим тропическим климатом – “ТС”.
5) С тропическим – “Т”.
6) Для всех указанных выше тропических районов на суше. Обозначение “О”.
7) С умеренным морским холодным климатом –“М”.
8) Изделия для работы в тропическом морском климате - “ТМ”.
9) Изделия для работы во всех климатических зонах на суше и на море - “В”.
10) Изделия для работы на судах с неограниченным районом плавания – “ОМ”.
В зависимости от места размещения оборудования при эксплуатации, его изготавливают по следующим категориям:
1) Для работы на открытом воздухе – 1.
2) Для работы в помещениях при отсутствии прямой солнечной радиации осадков – 2.
3) Для работы в закрытых помещениях с естественной вентиляцией – 3.
4) При условиях с искусственно регулируемыми климатическими условиями – 4.
5) Для работы в помещениях с повышенной влажностью, шахтах, сквозняках – 5.
При разработке оборудования для определения исходных параметров необходимы сбор статистических данных по эксплуатации аналогов и обследование условий, в которых предлагается использование нового изделия.
Эксплуатация машин в условиях Крайнего Севера ставит их в положение активного и весьма неблагоприятного воздействия климатических факторов, к главнейшим из которых относятся низкие температуры, суточные и годовые перепады этих температур, скорость ветра, влажность и другие. Вследствие неприспособленности стандартной техники к условиям работы при низких температурах, затраты на их эксплуатацию в районах Крайнего Севера в 2-6 раз больше, чем в средней полосе. Климат на территории СНГ от субтропического до арктического. Площадь территории СНГ, где преимущественно температура зимой ниже “-” 200С с учетом скорости ветра составляет 60%.
Как показывает практика частота отказов машин зависит от амплитуды колебания воздуха. Чем больше амплитуда, тем чаще отказы. Повышенная влажность в сочетании с отрицательными температурами неблагоприятно влияет на надежность работы механизмов. Отказы машин и оборудования, в основе проявления которых лежит воздействие низких температур на материалы деталей машин, называют низкотемпературными отказами. Низкие температуры оказывают значительное влияние на все элементы надежности машин: безотказность, работоспособность, долговечность, ремонтопригодность.
Низкие температуры:
1) Снижают ударную вязкость металла.
2) Способствуют отвердению и охрупчиванию полимерных материалов.
3) Снижают смазочные свойства масел и консистентных смазок.
4) Способствуют замерзанию конденсата.
5) Способствуют застыванию дизельного топлива.
6) Затрудняют пуск ДВС.
7) Способствуют попаданию снега в механизмы и обледенению.
Определение основных причин, вызывающих снижение работоспособности машин при низких температурах, позволяет наметить эффективные методы повышения хладостойкости. К ним относятся:
1) Конструктивно-расчетные.
2) Технологические.
3) Эксплуатационные.
Под эксплуатационными понимаются такие методы, которые не требуют каких либо изменений в конструкции и осуществляются при эксплуатации машины. К ним относятся:
1) Применение легковоспламеняющихся пусковых жидкостей, северных сортов бензина и дизельного топлива.
2) Применение маловязких низкотемпературных сортов масел и технических жидкостей.
3) Применение низкотемпературных охлаждающих жидкостей.