Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Нервная система





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методическая разработка

лабораторного занятия №16 для студентов

Тема занятия: «Филогенез систем интеграции нервной и эндокринной».

 

 

Сургут, 2011 г.

Цель занятия:Изучить особенности строения и эволюционные преоб­разования нервной и эндокринной систем у беспозвоночных и хордовых. Научиться обосновывать возможности формирования у человека врожденных филогенетически обусловленных пороков разви­тия указанных систем.

 

 

Вопросы для самоподготовки студентов:

1. Какова роль нервной системы в жизнедеятельности орга­низма?

2. Каковы особенности функций нервной системы человека?

3. Каковы основные направления эволюции нервной системы беспозвоночных?

4. Назовите черты ароморфозов и идиоадаптаций в строении нервной системы беспозвоночных.

5. Каковы особенности строения нервной системы у различ­ных позвоночных?

6. Чем характеризуется каждый тип строения головного мозга.

7. Назовите основные врожденные филогенетически обуслов­ленные пороки развития головного и спинного мозга у че­ловека.

8. Чем объяснить формирование врожденных пороков голов­ного и спинного мозга у человека?

9. Какова функция эндокринной системы?

10. В чем механизм действия гормонов?

11. Почему произошло развитие некоторых желез на базе нерв­ной системы?

12. Каким типам животного мира присуща только нейросекреция?

13. Что такое нейрогемальные органы?

14. У каких типов животного мира имеются железы внутренней секреции?

15. Каким структурам высших позвоночных присуща гормо­нальная функция?

16. Какой отдел ЦНС человека обладает нейросекреторной функцией?

17. Какая эндокринная железа человека является нейрогемальным образованием?

18. Каково происхождение различных эндокринных желез че­ловека?

19. Каковы пути эволюции эндокринной системы человека?

20. Как объяснить возникновение пороков развития желез внутренней секреции человека?

 

Наряду с усложнением, дифференцировкой, специализаци­ей отдельных частей в многоклеточных организмах сформиро­вались интегрирующие системы, координирующие и регули­рующие функции различных органов. К ним относятся нервная и эндокринная системы.

 

Нервная система

Возникла у многоклеточных организмов в связи с необходимо­стью быстро реагировать на изменения внешней среды. Перво­начально сигналы внешней среды воспринимались любыми покровными (эктодермальными) клетками. Постепенно из них выделились специальные клетки с особой чувствительностью к восприятию сигналов - «чувствующие клетки». Они погрузи­лись под покровы и с помощью длинных отростков установили связь между собой и с другими клетками, сформировав нерв­ную систему, состоящую из нейронов и совокупности их отро­стков - нервов. Такая нервная система получила название раз­литой, или диффузной. Нервная система стала воспринимать сигналы не только внешней, но и внутренней среды, превра­тившись в главную интегрирующую систему.

У организмов с двусторонней симметрией тела в связи с дифференцировкой переднего отдела, формированием на нем органов чувств и ротового отверстия произошла концентрация нервных клеток с образованием нервных центров в виде нерв­ных узлов (ганглиев) и нервных стволов.

Дальнейшее прогрессивное развитие нервной системы у беспозвоночных выразилось в цефализации, в образовании крупных нервных масс: головного мозга, брюшного ганглия у членистоногих и головного, мозга у головоногих моллюсков. Это связано с совершенствованием органов чувств, ротового аппарата, конечностей и сложным поведением. Отдельные нейроны приобрели способность к секреции нейрогормонов, выполняющих вначале местную, а позже дистантную регуляторную функцию.

Совершенно другой тип нервной системы свойствен хордо­вым, центральная нервная система которых является производ­ным нервной трубки.

У предков хордовых на спинной стороне тела располагалась полоска чувствительного эпителия, воспринимающая свето­вые, химические и механические сигналы. Она погрузилась в тело в виде желоба, а затем образовала замкнутую трубку (у ланцетника внутри нервной трубки сохранились светочувстви­тельные клетки в виде глазков Гессе). Передний отдел нервной рубки у позвоночных характеризуется прогрессивным разви­тием, увеличением в размерах, дифференцировкой на отделы, преобразованием в головной мозг, включающий центры: регуляции функции органов, высшей нервной деятельности, орга­нов чувств и т.д. Как и у беспозвоночных, отдельные нейроны обнаруживают способность к нейросекреции, к синтезу нейрогормонов. Такие нейроны обнаруживаются в гипоталамусе. С их помощью гипоталамус устанавливает связь со второй ин­тегрирующей системой - эндокринной.

Остальная часть нервной трубки преобразовалась в спинной мозг, сохранивший сегментарное строение. У наземных позво­ночных его длина уменьшилась в связи с редукцией хвоста, а участки, связанные с движением парных конечностей, получи­ли дополнительное развитие (шейное и поясничное утолще­ние).

 

Задание для студентов

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.