Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема: “Происхождение течений ислама”.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СРС

 

Выполнила: Шамсудинова Р.В.

Проверил: Бейсенов Б.К.

Введение:

Ислам - самая молодая мировая религия. По данным всемирной исламской лиги, на начало XXI в. в разных странах насчитывалось более 900 млн. последователей ислама. Мусульмане живут в более 120 странах мира. В 35 странах мусульмане составляют 95 - 99% населения, в 13 государствах - влиятельное меньшинство, в 28 странах ислам является государственной религией (Иран, Пакистан, Мавритания и др.).

Ислам возник в начале VII в. в юго-западной части Аравийского полуострова в период распада родоплеменного строя и формирования там центральной государства. Одним из основателей религии является Мухаммед (570 - 632 года), 610 года объявил себя посланником единого Бога.

Срок ислам в переводе с арабского означает покорность, а того, кто принял эту религию, называют преданным (с араб.: Мусульманин). Отсюда - второе название религии: мусульманство. В Европе ее называют еще магометанство (от измененного имени Мухаммед - Магомет).

Из Аравии ислам распространился на соседние страны Среднего Востока, Египет, Северную Африку, Индию, Индонезию, Среднюю и Малую Азию, Закавказье, Европу. Сейчас ислам является самой распространенной после христианства религией в мире. Как и все религии, ислам имеет несколько течений, наиболее распространенными из которых являются суннитские и шиитские, отличающихся друг от друга некоторыми догматами и обрядами. Основные определения ислама изложены в святой книге мусульман - Коране (в переводе с араб, означает чтение). Написан Коран в VII в., Но в течение длительного периода в него вносились дополнения и изменения. Вторым после Корана источником веры мусульман-суннитов является Сунна (араб.: поведение, пример). В Коране и Сунне наряду с религиозными догматами и преданиями о всесилии Аллаха есть разные нравственные поучения, изложены принципы взаимоотношений с другими народами, отношение к женщине, к собственности и т.п.. Положения Корана и Сунны положено в основу феодального мусульманского права - шариата, в котором четко выявлено суть ислама.

Особенности данной религии:

 

Ислам как вероучение имеет особенности:

- Вера в одного бога Аллаха и посланников- Мухаммеда и Али. Аллах - один, неотделимый и единственный. Дополняют Аллаха пророки, ангелы, демоны, которые также почитаются как боги;

- Почитание священного писания (Корана), в котором рассказывается о сотворении мира, страшный суд, сказания о пророках, указания, регулирующие общественные и семейные отношения. Коран создавался почти 100 лет, завершено в VIII в.;

- Почитание священного писания (Сунны) - свод рассказов о деяниях, поступки Мухаммеда, высказывания по разным поводам, автобиография. Сунна является основой фикха - мусульманского правоведения - и шариата - свода мусульман;

- Ежедневная пятикратная молитва (намаз): на рассвете, в обед, в три часа дня, на закате и перед наступлением ночи. В современном исламе есть двух-и одноразовая молитвы - намазы. Перед намазом - ритуальное омовение (водой или песком);

- Уплата налога (закят) в древнем исламе - в пользу бедных (чем ислам завоевал симпатии угнетенных), а ныне - в пользу мусульманского духовенства. Закят дополняется садака - добровольные пожертвования;

- Соблюдение поста (уразу). Течение девятого месяца (рамазан) по лунному календарю (год месячный короче солнечного на 11 дней) мусульманин от рассвета и до наступления темноты не ест и не пьет, а с наступлением ночи и до рассвета может есть и пить. Сейчас это требование упрощенно. Духовенство не требует строгого соблюдения поста от людей, которые работают на производстве, в сельскохозяйственных местностях, от беременных женщин и некоторых других категорий верующих;

- Хождение на молитвы в Мекку (хадж) - покаяние в грехах и приобщение к святым;

- Священная война с неверными (джихад, или газават). С давних времен этот элемент исламского символа веры насаждал ненависть и вражду среди верующих разных религий. Сейчас этот догмат не выдвигается, умалчивается, но духовенство обращается к нему в зависимости от политической ситуации.

В исламе большую роль играет сложная религиозная обрядность. Мусульманин должен пять раз в день осуществить молитву, соблюдать религиозных праздников, постов, обрядов и обычаев, совершать паломничество. Тридцатидневный пост месяца рамазана относится к обрядовых обычаев, которые существовали в древней Аравии до ислама. Вероятно, в древности пестилися в жаркий летний месяц. Отсюда, наверное, и название месяца «рамазан» (по араб. - Рамадан), который происходит от арабских слов рамадхар, что означает жара, изнурительный время. Лето в Аравии, особенно конец, самый тяжелый период года в хозяйстве, когда запасы продуктов заканчивались, а беспощадно палящее солнце выжигало подножный корм для скота. Это заставляло древних арабов ограничивать себя в еде и переносить значительную часть хозяйственных дел на прохладную часть суток - вечер и ночь. Тогда же древние арабы, которые верили в добрых и злых духов и богов, устраивали молитвы о ниспослании дождя, чтобы задобрить их. Бодрствуя первую часть ночи, молились своим богам и духам и, ожидая дождя, объявляли запрет на принятие пищи и питья в течение дня. Следовательно, требования мусульманского поста месяца рамазана - ничего не есть и не пить с раннего утра до наступления темноты, не вдыхать никаких запахов, не купаться и т.д. - в основном повторяют доисламские обычаи, которые определяли прежде всего особенности хозяйственной жизни древних арабов.

Ураза праздник розговин, окончания поста, взимаемой в первый день следующего за Рамазаном месяца - шавалля. Праздник (длится три дня) верующий имеет, согласно правилам ислама, отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание в случае нарушения и заплатить так называемый «очищения праздника перерыва» - фитр-садака.

Праздник жертвоприношения (курбан-байрам) отмечается через 70 дней после окончания язвы. Центральной ритуальной действием курбан-байрама является принесение кровавой жертвы (преимущественно барана или верблюда). Тогда же совершаются паломничества (хадж) в Мекку (Аравия). В дни курбан-байрама для жертвоприношений забивали лучший скот. В этот праздник, по шариату, овца и коза могут быть заколоты за «грехи» одного человека, корова и бык - за семь, а верблюд - за десятерых. По исламу, жертвоприношения необходимо для того, чтобы попасть в рай. Попасть в рай можно только минуя Сират-мост, перекинутый над адом. Мост тоньше женскую волос, острее лезвия, саблю и горячее огня. При входе на Сират-мост стоят верблюды, коровы, бараны, мятеже верующими на курбан-байрам. На них верующие и переедут через Сират-мост. Тот, кто не приносил жертвы, самостоятельно не сможет удержаться на мосту и упадет в ад.

Мирадж (праздник вознесения или «путешествие пророка на небо») отмечается по лунному календарю в месяц реджеб. Мирадж (реджеб-байрам) установлено в раннем средневековье, когда после закрепления власти халифов в Палестине в исламе был привит культ Иерусалима (Аль-Кудс) и его «святых» мест. Для этого использованы легенду, по которой в 27-м ночь месяца реджебу пророк Мухаммед, поднятый с постели ангелом Джебраилом, совершил на белой фантастической существу - Бураци (от араб, «блестящий», молния) прогулку в Иерусалим и оттуда на семь небес, в престолу Аллаха. Здесь он якобы говорил с Аллахом, сказав при этом 99000 слов. Однако все это произошло так быстро, что, вернувшись, Мухаммед убедился в том, что кровать его было еще теплое, а из опрокинутого им ковша не успела вытечь вода! Для «обобщения» этой чудесной легенды мусульманское богословие произвольно толковало один из стихов Корана, где говорится о поездки к удаленной мечети, которая находилась в Иерусалиме. Позже в стене одного из храмов Иерусалима было «разыскано» кольцо, к которому якобы Мухаммед привязывал Бурака во время своего ночного путешествия. В легендах о Мирадж немало общего с преданиями других религий о необычных «путешествия» или вознесения богов и святых, а также о чудесной «совещание» Бога со своими посланцами - пророками (похожие иудейские мифы о совещании Бога с Моисеем на горе Синай, разговора с божеством Ильи - пророка, который поднялся на гору, христианские предания о вознесении Иисуса Христа и т.п.).

Маулюд («день рождения пророка») отмечается мусульманами по лунному календарю в месяц раби-аль-авваль. Как и Мирадж, маулюд установлено произвольно, гораздо позже «событий», положенных в его основу. Известно, что мусульманские легенды о Мухаммеде многое повторяют с переводов других религий. Интересно, что ранние мусульманские богословы подробно рассказывают о понедельник, когда родился Мухаммед, и чудеса, связанные с таким событием, но умалчивают или спорят друг с другом о, когда конкретно был тот понедельник. Впоследствии понедельник отнесено до 12 числа месяца раби-аль-авваль (раби).

Ритуальное обрезание (суннет) в исламе относится к установлений, заимствованных из культов древней Аравии. Возник этот обряд в первобытном обществе как один из праздничных обрядов, которым ознаменовался переход юноши к старшей возрастной группе рода. Подобные мученические обряды (не только обрезание, но и выбивания зубов и другие телесные повреждения), связанные с испытанием мужества юношей, существовали у древних арабов, африканцев, австралийцев и других народов в эпоху первобытнообщинного развития. В исламе, как и в иудаизме, обряд обрезания получил новое объяснение. Обрезание является внутренним признаку религиозной принадлежности и самим этим служит обособлению мусульман от людей других верований, внушает верующим фанатичную идею мусульманской исключительности.

Шахсей-вахсей (ашура) - траурные религиозные церемонии у мусульман - шиитов, осуществляемые на десятый день месяца мухарраму. Согласно мусульманским преданиям, праздник установлен в честь мученической конца внука пророка Мухаммеда - шиитского имама Хусейна (VII в.). Исторические факты свидетельствуют, что смерть Хусейна не была мученической и «не выкупила человеческую свободу и право», как учат мусульманские проповедники. Хусейн умер в политической борьбе за власть. «Свобода и право» от этого не победили. Наоборот, сразу за смертью Хусейна люди, спровоцированные на восстание сторонниками, были подвергнуты жестоким преследованиям. Однако властям не удалось уничтожить последователей Хусейна - шиитов. Действуя скрытно, они продолжали добиваться политической власти. С этой целью шииты начали распространять переводы святость Хусейна, а в годовщину убийства устраивали траурные церемонии. Был выдвинут лозунг: «Месть за Хусейна». Возглас, который сопровождает рассказ о гибели Хусейна - «Шах Хусейн, вах Хусейн» («Царь Хусейн, ах Хусейн!"), - Постепенно вошел в обрядовой траурной традиции и позже у европейцев стал синонимом названия Ашуры, праздники шахсей-вахсей. VIII в. значительная часть сторонников Хусейна переселилась в Кум и начала распространять свое учение в Иране. До XVI в., Когда шиизм в Иране стал государственной религией, окончательно сложился культ Хусейна. День его смерти объявлен траурным, его празднования сопровождались религиозными обрядами.

Сейчас праздник шахсей-вахсей у шиитов осуществляется как собрание верующих в мечетях.

Первый раскол в религии:

Первоначально ислам представлял собой единое и цельное учение, не знавшее фракций и сект. Первый раскол в исламе произошел в конце правления халифа Османа, когда группа сторонников Али — шиитов стала настаивать на исключительном праве потомков пророка — алидов (т.е. наследников Али и Фатимы) на высшую духовную и светскую власть. С этого времени ислам разделился на ортодоксальный - сунниты и оппозиционный - шииты.

Уже в VII в. шииты разделились на два направления — умеренные и радикальные. После трагической гибели Али, который пал под ударом кинжала бывшего своего сторонника, хариджита, в 661 г. сторонники движения выступили за сохранение за его потомками исключительных прав на верховенство в исламской общине-государстве. Особенности религиозного учения шиитов оформились к середине VIII в. Оно основывалось прежде всего на священной книге всех мусульман — Коране, на который опирались идейные источники шиитов: сборник изречений халифа Али «Путь красноречия» и труды создателей шиитской догматики. Как и все мусульмане, шииты признают в качестве второго источника вероучения Сунну, но отвергают те предания Сунны, которые составлены противниками Али. Шииты считают, что во время фиксации Корана было изъято несколько аятов из ряда глав и целая глава «Два светила», в которых обосновывались особые права Али на халифат. Они составили свои воспоминания о пророке Мухаммеде и Али и назвали их Ахбарами. Шииты считают, что в телах 12 имамов (руководителей общины) по имени Али обитала душа пророка Мухаммеда. После смерти 11-го имама Хасана аль-Аскари в 873 г. новым имамом стал его малолетний сын Мухаммед, ставший 12-м имамом. Мухаммед исчез в пещере недалеко от города Самарра в Ираке, по он все-таки присутствует невидимо для всех на земле и вернется к людям в образе мессии — Махди, который установит царство справедливости на земле, откроет истинный смысл Корана и единобожия и низвергнет узурпаторов.

В шиизме широкое распространение получил культ мученичества, связанный с трагической судьбой ряда шиитских имамов, начиная с Али и его сыновей — Хасана и Хусейна, которые были убиты сторонниками правящей партии. В практике шиизма нашел широкое применение принцип такия (осмотрительность, благоразумие) — благоразумное скрывание своей веры, т.е. право говорить и совершать то, что противоречит вере, из соображений личной безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь при этом в душе преданным своей религии. Этот принцип был обусловлен тем, что на протяжении своей истории шииты часто оставались в меньшинстве и служили объектом преследований.

В XVI в. шиизм был провозглашен государственной религией Ирана, в качестве которой существует и до настоящего времени. Шииты составляют почти половину населения Ирака, их общины проживают в Ливане, Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане и других странах распространения ислама.

Три основных направления в исламе:

Шиитские течения. Согласно одной из широко распространенных исламских классификаций, шиизм подразделяется на пять крупных течений, которые со временем дробились на более мелкие образования, Это кайсаниты, зайдиты, имамиты, «крайние» шииты и исмаилиты.

Кайсаниты. Первыми в шиизме после смерти сыновей Али—Хасана и Хусайна — обособились кайсаниты, которые провозгласили има­мом Мухаммада ибн аль-Ханафийю (ум. в Медине в 700 г.), сына Али от рабыни из племени бану ханифа. Большая часть шиитов этот выбор отвергла на том основании, что Мухаммад ибн аль-Ханафийя не был сыном дочери Пророка. Кайсаниты относятся к «крайним» шиитам, взявшим на себя функцию отмщения за «невинноубиенного» Хусайна, Кайсаниты объявили Мухаммада ибн аль-Ханафийю воспреемником огня пророчества от Мухаммада через Али и обладателем сокровенного знания.

Самым ранним движением, проходившим под лозунгом отмщения за кровь Хусайна и в защиту прав Мухаммада ибн аль-Ханафийи на верховную власть, было восстание в Куфе под предводительством аль-Мухтара ибн Аби Убайда ас-Сакафи по прозвищу Кайсан (именно ему, по одной из версий, кайсаниты обязаны своим названием). Восстание аль-Мухтара было подавлено, и сам он пал в сражении при Мазаре (в Куфе) в 686г. По другой версии, название «кайсаниты» восходит к имени начальника гвардии аль-Мухтара Абу Амра Кайсана.

Доктрины кайсанитов оказали сильное влияние на догматику шиитского ислама. В их среде разрабатывалось, в частности, учение об изме­нении божественного мнения или решения, вызванным появлением но­вых обстоятельств (аль-бада, араб. появление, возникновение). Эта доктринальная разработка позволяла шиитским имамам, претендовавшим на знание грядущих событий, отказаться от своих предсказаний, если они не сбывались, ссылаясь на изменение божественного мнения. Общины кайсанитов просуществовали вплоть до середины IX столетия.

Имамиты. Наиболее многочисленное и умеренное крыло шиизма представлено имамитами, признающими 12 имамов из рода Али. По определению прославленного исламского теолога и правоведа XI в. аш-Шахрастани, «имамиты — это те, кто признает имамат Али как яс­ное указание, как достоверное назначение не путем намека на определенное качество, а путем указания на него лично», т. е. имамат передается устами Пророка или предшествующего имама. После смерти одиннадцатого шиитского имама Хасана аль-Аскари (873—74 г.) новым има­мом стал его малолетний сын Мухаммад, который вскоре «исчез», «скрылся». Возможно, он стал жертвой интриг халифа Мутамида (пра­вил с 870 по 892 г.), устранившего его как претендента на власть. К концу IX в. шииты умеренного направления организационно сгруппировались вокруг учения о 12 имамах. Отсюда происходит другое название имамитов — иснаашариты («двунадесятники», «дюжинники»), т. е. последователи 12 имамов.

Вера в «скрытого» имама стала одной из главных догматических установок шиизма имамитского толка. Она тесно сопрягалась с верой в его непременное возвращение в качестве ожидаемого мессии (махди), который установит царство справедливости на земле, откроет истинный смысл Корана и единобожия, ниспровергнет узурпаторов и восстановит попранные права потомков Пророка, вернув власть ее законным обладателям — Алидам. Таким образом, идея «скрытого» имама стала для шиитов-имамитов связующим звеном между их представлениями о сакральном характере власти, о непрекращающемся божественном руководстве и их повседневной практикой.

«Крайние» шииты. Крайнее течения в шиитском исламе представляли многочисленные секты и ответвления, получившие наименование гулат («придерживающиеся неумеренных взглядов»). Их «неумеренность» прежде всего выражалась в обожествлении Али и его потомков. В исламской «ересиографической» литературе о них писали: «(Они) проявляли чрезмерность в отношении своих имамов настолько, что вы­водили их за пределы естественности и судили о них понятиями божественности. То они сравнивали кого-нибудь из имамов с Богом, то сравнивали Бога с людьми, впадая в две крайности — преувеличение (чело­века) и умаление (Бога)». В среде крайних шиитов появились идеи о присущих имамам сверхъестественных свойствах, о «скрытом» состоя­нии имамов и их возвращении к верующим с миссией спасения, о «про­роческих» знаниях имамов, о переселении душ (араб. танасух) и др.

Взлет активности крайних шиитов пришелся на VIII в., время не­стабильности и династических кризисов в халифате. По преимуществу они действовали на территории Ирака — колыбели древнейших цивилизаций, где укоренились синкретические верования. Это обусловило в определенной степени пестроту и эклектичность религиозно-политиче­ских представлений «крайних» шиитов. Сунниты относились к «крайним» шиитам с открытой неприязнью и отвращением, подвергали ожесточенной критике и инкриминировали им всевозможные грехи, в том числе приверженность идее антропоморфизма.

Исмаилиты.

Помимо Ирана история исмаилитов-низаритов тесно связана с Сирией. С начала 12 в. сторонники учения Хасана ибн Саббаха – сирийские исмаилиты — активно включились в политическую борьбу, главными участниками которой были сельджукские эмиры и крестоносцы. Сирийские исмаилиты, поставив под свой контроль северо-запад Сирии, создали некоторое подобие государственной организации. В то же время ввиду территориальной удаленности исмаилитское движение Сирии постепенно обособлялось от иранского центра исмаилизма. В 1169г. верховным даи—главой исмаилитов Сирии—стал Рашид ад-Дин Синан, известный по европейским источникам как «горный старец». Он проявил себя способным администратором и политиком, вел успешную борьбу с различными местными правителями, как мусульманами, так и христианами-крестоносцами. В своем стремлении поддерживать политическую раздробленность Сирии исмаилиты оказались в стане противников могущественного правителя Египта Салах ад-Дина (1169—1193), стремившегося объединить под своей властью владения сирийских эмиров, чтобы единым фронтом выступить против крестоносцев. По приказу Рашид ад-Дина Синана исмаилитские фидаи предпринимали неоднократные покушения на жизнь Салах ад-Дина. В конечном итоге между ним и Синаном было заключено тайное соглашение о перемирии, гарантировавшее прекращение военных действий против исмаилитских замков и крепостей. Монгольское нашествие, под напором которого пало исмаилитское государство в Иране, нанесло в 1260г. тяжелый урон исмаилитам Сирии.

 

В течение последующих шести столетий, вплоть до середины XIX в., исмаилизм не играл существенной политической роли, однако разрозненные общины исмаилитов-низаритов во главе со своими шейхами продолжали существовать в Иране, Сирии, Индии, Афганистане и на Памире, а общины исмаилитов-мусталитов — в Йемене и Индии.

Уцелевшие потомки последнего владыки Аламута Хуршаха на протяжении нескольких веков жили в Иране, тщательно скрывая свой ис­тинный статус. Утверждение у власти шиитской династии Сефевидов в начале XVI в. позволило им открыто принять бразды руководства общиной, представители которой к тому времени были рассеяны не только по территории Ирана, но также и Бадахшане, Индии, Сирии и ряде других стран Ближнего и Среднего Востока. Однако к середине XIX в. исмаилитам пришлось расстаться с мечтой о создании собственного государства в восточных областях Ирана.

Друзы.

Разногласия и соперничество среди фатимидских исмаилитов привели к выделению общины хакимитов, или друзов.

Секта Д. возникла в нач. 11 в. Д. верят в единого бога, много­кратно являвшегося в чсловеч. образе. Последним воплощением бо жества Д. признают фатимидского халифа Хакима (правил в 996-1021) и ожидают его второго при­шествия, разделяют учение о пере­селении душ своих единоверцев. Д. делятся на посвященных — уккаль (умные, знающие) и непосвя­щенных, осн. массу верующих, -джуххаль (невежественные). Д. живут гл. обр. в Ливане и Сирии.

Важное место в друзском учении занимает космогония, в центре которой находятся хорошо известные в среде «крайних» шиитов пять «высших космических принципов», или эманации, участвующих в создании материального мира. Первопричиной мироздания является Бог («Единый»), который находится вне всяких определений и качеств и воплощен в аль-Хакиме. Согласно друзскому учению, человек возник от искры вечной воли, следовательно, вечна и его реальность — душа. Души умерших друзов переселяются в тела рождающихся, а так как количество душ постоянно, то прием новых членов в общину не представляется возможным.

Друзы не принимают традиционную исламскую трактовку воздаяния вечным блаженством или муками — рай и ад. Молитва понимается ими как соединение с Богом посредством воплощения пяти «космических принципов». Милостыня реализуется как добровольная взаимопомощь членов общины. Пост воспринимается как воздержание от раскрытия истины неподготовленным; паломничество — как стремление познать единство Бога; верность имаму — как подчинение «космическим принципам».

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.