Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Школы исламского права



Ханафитская школа исламского права сложилась в Ираке в 8 веке. Основоположником ее считается Абу Ханифа, однако для ее обоснования гораздо больше, чем сам основоположник, сделали его ученики Лбу Юсуф Якуб (умер в 795 г.) и Мухаммад Аш-Шайбани (умер в 805 г.). Свой расцвет ханафитский Ислам переживает в 9-10 веках, когда его опорными пунктами становятся среднеазиатские государства Хорасан и Мавераннахр. Вся тщательно разработанная система водопользования в Хорасане была основана на ханафитском праве. В раннем средневековье ханафитская школа получает широкое распространение и в Северной Африке, и во всем средиземноморском регионе. В Османской империи ханафитский мазхаб был провозглашен государственным. Ханафитский толк отличается относительной терпимостью к инакомыслию и широким использованием местного обычного права, сложившегося у разных народов в доисламский период (адат). Этим объясняется то, что ханафитский Ислам охотно принимали кавказские горцы, тюркские кочевники и другие народы Евразии, дорожившие своими патриархальными традициями. Ханафитский толк обнаруживает гораздо большую, чем другие мазхабы, толерантность по отношению к христианам, иудеям, поощряет в судебной практике "кияс" (суждение по аналогии) и "рай" (свободное индивидуальное суждение"). В настоящее время ханафиты (ханифиты) преобладают среди тюркоязычных мусульман (в Центральной Азии, в Поволжье, Турции), а также встречаются в Афганистане, Пакистане, Индонезии; в арабском мире их сравнительно мало (незначительная группа в Сирии).

Ханбалитская правовая школа получила свое название по имени имама Ахмада Ибн Ханбаля и сложилась в 9 веке, в основном, как противовес догматической теологической системе мутазилитов рационалистического характера. Правовая система ханбалитов отличается крайней педантичностью, враждебностью к любым новациям, фанатической строгостью требований к соблюдению обрядовой и формальной сторон судопроизводства. Ханбалиты категорически отвергают любые попытки свободного истолкования Корана и хадисов и лишь в крайне ограниченной мере, в исключительных случаях допускают "кияс" и "иджм" (суждение на основе согласного мнения). Ханбалиты, которые до сих пор преобладают в Саудовской Аравии, считаются самыми ярыми фанатиками среди мусульман. Именно на основе ханбалитского толка в 18 веке сложилась секта (движение) вахаббитов, создавших свое теократическое государство - эмират Неджд, которое стало ядром государственного объединения Саудовской Аравии.

Маликитский мазхаб, который ведет свое начало от раннесредневековой школы имама Малика Ибн Анаса, по своей нетерпимости и педантичности может соперничать с ханбалитским толком. Он также нетерпим к попыткам отвлеченного, умозрительного толкования Корана, требователен к соблюдению формальностей, ориентирован на древние тексты и в крайне ограниченной мере допускает "кияс" и метод логического заключения. Основное различие между ханбалитским и маликитским толками не столько в сути, сколько в географической зоне распространения, сложившейся под влиянием исторических обстоятельств. Опорными пунктами маликитского Ислама являются Тунис, Алжир, Марокко, побережье Западной Африки. Последователи маликитского толка встречаются также в Египте и Судане. Шафиитский мазхаб, сложившийся на базе религиозно-правовой школы Абу Абдаллаха Аш-Шафии, первоначально укоренился в Багдаде и Каире, потом распространился в Мекке, Медине (в 9-10 вв.) и затем постепенно вовлек в свою орбиту довольно широкое пространство от Бухары и значительной части Хорасана в Центральной Азии до Сирии и Египта, где он долго сохранял господствующее положение. По своим позициям шафиитский толк занимает промежуточное место между ханафитским, с одной стороны, и ханбалитским и маликитским, с другой стороны, мазхабами. К последним он ближе (и "кияс", и "рай" здесь весьма ограничены), что не исключало эпизодов и длительных периодов ожесточенной борьбы между шафиитами и ханбалитами, к примеру, в средневековом Багдаде. В наше время шафиитский мазхаб распространен в Египте, Бахрейне, в Восточной Африке, а также в Индонезии на островах Суматра и Ява. Немало шафиитов среди курдов, в Сирии, в Южной Аравии.

Вывод:

Ислам един, но, как и все другие мировые религии, он тоже в историческом периоде подвергается различным интерпретациям, политическим влияниям, религиозному синкретизму и другим негативным воздействиям, вследствие чего подразделяется на различные направления. Особенно сегодня, в эпоху глобализации из-за активных действий колониальных сил, ислам стал более радикальным, являясь эксплуатационным инструментом террористических групп. После такого краткого определения хочу сказать: нашему казахскому обществу религия такого деструктивного направления не нужна. Нам нужен цивилизованный, светский ислам! Нам нужен ислам, пропагандирующий универсальные права человечества, образование и искусство, использующий принципы демократии и меритоктартии, призывающий к труду и полезным делам, почитающий рациональное мышление, проповедующий мир и культуру одобрения.

В стране существуют две структуры, призванные регулировать эти течения — Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) и Агентство по делам религии. Государство может урегулировать эти проблемы светским путем. Наша страна — светское государство, то есть государство и религия — два разных института. Эти два института должны взаимно, признавая место и роль друг друга в обществе, руководствоваться демократическими принципами. В светском государстве существуют термины и словосочетания, касающиеся понятий религии и политики. Это — религиозная политика и политическая религия. Религиозную политику проводит Духовное управление мусульман Казахстана, государство в это не вмешивается. К ведению религиозной политики относятся все мероприятия, проводимые муфтиатом. Строительство мечетей, медресе, религиозное образование и его организация, межмазхабные соглашения, возрождение религиозной практики, повышение религиозного познания, пропаганда возрождения религиозной практики, религиозного сознания, разъяснение религиозной веры. Но все эти мероприятия нужно проводить совместно с народной властью и в рамках правового поля.

А что касается словосочетания политическая религии, государство осуществляет ее в рамках конституционно-правовых устоев и законодательных норм. Так, религиозная ситуация в стране находится под защитой закона «О свободе совести и вероисповедания». Это самая главная функция светской позиции. Государство, учитывая общественное требование, приняло в законе статью «О ханафи мазхабе и православии» об их истории, культуре, духовном опыте.

Кроме того, сюда относятся религиозное образование, регистрация религиозных объединений, регулирование, контроль и надзор над религиозными отношениями.

Все мероприятия, касающиеся словосочетания «политическая религия» входят в компетенцию государства. Здесь мы имеем в виду группировки идеологического толка, которые используют такие явления, как фундаментализм, экстремизм, терроризм, входящие в определение «политический ислам» не для сохранения единства страны, а ведут к раздору, дестабилизации, терроризму и религиозному фанатизму. Государство, придерживаясь мудрой политики, законодательно запретило деятельность таких группировок. Цивилизованность регулирует не только отношения государства и религии, она еще осуществляет надзор за внутрирелигиозными отношениями. Цивилизованность – позиция, которая не позволит какой-то общине монополизировать религию. Она сумеет вырвать молодежь из лап любой религиозной группировки, под влияние которой она попала. Именно цивилизованность регулирует свободный выбор религии молодежью. Только мудрое отношение может противостоять религиозным группировкам в борьбе за молодежь.

Литература:

· Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с.

· Васильев А. М. История Саудовской Аравии: 1745 г. — конец ХХ в.. — М.: Наука, 2001.

· Волков, Владимир Основные направления и течения в Исламе // Отечественные записки. — 2003. — № 5 (14).

· Токарев С. А. Религия в истории народов мира. — М.: Политиздат, 1986. — 576 с.