Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Объем дисциплины и виды учебной работы



Общая трудоёмкость дисциплины составляет 0,5 зачётные единицы

(18 часов).

Вид промежуточной аттестации - зачет.

Вид учебной работы Часы
Всего Семестр 1 Семестр 2
Общая трудоёмкость дисциплины  
Аудиторные занятия  
Лекции (Л)  
Семинары (С) - -  
Самостоятельная работа  
В семестре  

Содержание дисциплины

Часть 1 – Содержание разделов дисциплины

 

Тема 1. Первые финансовые вузы Москвы (1919 – 1946 гг.)

Экономический подъем в России в начале ХХ в. и высшее финансово-экономическое образование. Рост потребностей в специалистах по финансам для государственных финансовых органов, частном предпринимательстве, городском и земском самоуправлении.

Приход к власти большевиков и начало советизации системы образования. Характерные особенности финансово-экономической политики большевиков в начале 1920-х гг. Трудности овладения финансовыми операциями. Финансово-экономические институты в условиях безденежного хозяйства. Совместные усилия Наркоматов финансов, торговли и промышленности и просвещения по созданию первых в истории России финансово-экономических вузов. Реорганизация в 1918 г. Александровского коммерческого училища в Московский промышленно-экономический институт. Создание в 1919 г. Московского финансово-экономического института НКФ РСФСР. Первый ректор МФЭИ – Д.П.Боголепов. Выполнение главной задачи МФЭИ – создание кадров советских финансовых работников для НКФ. Начало идеологизации финансово-экономического образования. Социально-экономический кризис 1920 – 1921 гг. и ухудшение материального обеспечения МПЭИ и МФЭИ.

Новая экономическая политика. Проблемы стабилизации денежного обращения, восстановления и развития народного хозяйства. Перестройка преподавания финансово-экономических дисциплин в 1920-е гг. в условиях сочетания командных методов управления экономикой и рыночных механизмов. Подъем деятельности МПЭИ в период нэпа. Ректоры 1920-х гг. – П.И.Шелков, В.И.Вегер.

Реорганизация МФЭИ и создание на его основе финансового факультета МПЭИ. Организационные и финансовые ресурсы НКФ – в помощь финансовому факультету МПЭИ. Ведущие руководители Накомфина – преподаватели финансового факультета. Декан факультета – Л.Н.Юровский, один из организаторов денежной реформы периода НЭПа. Сотрудничество с финансовым факультетом МПЭИ Н.Д.Кондратьева. «Орабочение» студенческой среды. Создание рабфака.

Социалистическая индустриализация. Новые задачи финансово-экономического образования. Реформа высшего образования 1928 – 1929 гг. Переподчинение финансовых вузов от Наркомата просвещения Наркомфину и разукрупнение их. «Чистки» и репрессии 1930-х гг. Финансовый факультет МПЭИ воссоздан в 1930 г. в виде Московского финансово-экономического института. Первый директор МФЭИ – Д.А.Бутков, начальник планово-экономического отдела НКФ. Сотрудники НКФ – преподаватели вуза. Разработка учебных программ и планов, введение практики. Создание специальных кафедр. Развитие рабфака. Создание аспирантуры. Главная задача вуза – подготовка массовых кадров для Наркомфина и его финансовых отделов на местах, Госбанка и его филиалов на территории всего Советского Союза. Студенты МФЭИ. А.Г.Зверев, выдающийся министр финансов СССР. Репрессии против МФЭИ в 1934 г., перевод вуза в Ленинград. Вхождение в состав Ленинградского финансово-экономического института в качестве финансового факультета.

Учреждение в 1931 г. Московского учетно-экономического института Госбанка СССР. От ведомственного узкоспециализированного вуза к профильный финансовый институт. Реорганизация МУЭИ в 1934 г. в Московский кредитно-экономический институт. МКЭИ – преемник МФЭИ и МУЭИ. Первый директор МКЭИ – М.И.Шеронов. Обновление учебных программ и планов в соответствии с задачами индустриализации. Создание кафедр. Ученые, внесшие вклад в развитие финансово-экономических научных дисциплин – З.В.Атлас, В.В.Иконников, Н.А.Кипарисов, А.М.Галаган, Н.Н.Любимов, Я.Е.Винер, В.К.Яцунский – преподаватели МКЭИ. Выпуск первых учебников. Создание аспирантуры. Первые аспиранты – М.С.Атлас, С.Б. Барнгольц. Научные дискуссии, как предлог для новых репрессий. 1940 г. переезд МКЭИ в новое здание на Ярославском шоссе.

Великая Отечественная война. Перестройка учебной, научной и общественной работы финансово-экономических вузов в соответствии с потребностями фронта. Закрытие ряда вузов, сокращение финансирования, приостановка занятий. Эвакуация ЛФЭИ на Северный Кавказ, а затем в Ташкент. Прекращение деятельности ЛФЭИ на время войны. Новый директор МКЭИ – Д.А.Бутков. Эвакуация в 1941 г. МКЭИ в Саратов. Возобновление учебного процесса в Саратове в начале 1942 г. Организационные и материальные трудности работы МКЭИ в Саратове. Реэвакуация МКЭИ в Москву в 1943 г. Восстановление приема новых студентов в 1943/1944 г. Воссоздание МФЭИ в 1943 г. Воссоздание ЛФЭИ в 1944 г.

Тема 2. Создание МФИ и его развитие в 1946 – 1964 гг.

 

Советский Союз после Великой Отечественной войны. Восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Необходимость расширения кадров для экономики и финансовой системы СССР.

Решение Совета Министров СССР и Приказ Министерства высшего образования СССР об объединении МФЭИ и МКЭИ в Московский финансовый институт в 1946 г. Трудности реорганизации МФИ. Роль Д.А.Буткова в организации учебного процесса в МФИ.

Первый директор МФИ Н.Н.Ровинский и его вклад в становление вуза. Устав МФИ 1947 г. Структура вуза. Цели и задачи факультетов: Финансово-экономического (ФЭФ), Кредитно-экономического (КЭФ), Учетно-экономического (УЭФ), Международных финансовых отношений (МФО). Вдущие преподаватели МФИ Д.А.Аллахвердян, З.В.Атлас, Г.И.Болдырев, Г.А.Козлов, Н.Н.Любимов, П.П.Маслов, К.Н.Плотников, А.В.Черных и др. Основные направления научных исследований преподавателей МФИ. Работы по написанию учебных пособий и учебников. Обогащение опыта подготовки преподавательских кадров. Начало преподавательской деятельности выпускников аспирантуры Ф.П.Васина, Л.Н.Красавиной, И.В.Левчука П.С.Никольского, Г.И.Раздорского, и др.

Организация учебно-методической работы. Контроль над качеством проводимых занятий. Создание научного студенческого общества (НСО), организация кружковой работы на кафедрах. Производственная практика студентов. Шефская помощь кафедр МФИ промышленным предприятиям, финансовым и банковским учреждениям Москвы.

Социально-экономические реформы середины 1950-х – 1960-х гг. Обновление работы МФИ. Новый директор В.В.Щербаков. Новые факультеты и кафедры. Переход на новую систему обучения – организация очного, вечернего, заочного отделений. Совершенствование учебно-методической работы. Введение защиты дипломных работ в 1955 г. Успехи и проблемы в организации научной работы: совместные разработки преподавателей МФИ с банками и финансовыми организациями Москвы. Начало работы над комплексными темами. Формы НИРС: НСО, научные кружки, производственная практика, дипломные работы и т. д.

Совершенствование материально-технической базы МФИ. Студенческая жизнь, создание Студсовета общежития, избрание студкомов в учебных корпусах, старост в комнатах. Постановка культурно-массовой и спортивной работы.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.