Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Общие требования, предъявляемые к курсовым работам.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические рекомендации

по выполнению и рецензированию курсовых работ по курсу «Международное частное право»

 

 


Курсовые работы – важные средства привлечения студентов к работе над изучением курса в межсессионный период. Они способствуют формированию у студента навыков самостоятельного научного творчества, повышению его теоретической и профессиональной подготовки.

Курсовая работа базируется на изучении норм международных договоров, кодифицированных актов, законов, нормативных и методических материалов, литературных источников, научно–исследовательской работы студентов. На качество курсовой работы существенное влияние оказывает также умелое использование практического материала. Подбор материалов судебной практики, их критическое осмысление и обработка составляют важнейший этап в подготовке и написании курсовой работы.

Выполнение курсовой работы требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умения проводить исследования, увязывать вопросы теории с практикой хозяйствования, делать обобщения, выводы и предложения по совершенствованию законодательства.

Написание курсовой работы осуществляется под научным руководством преподавателя от кафедры, который выдает задание. Выданное студенту задание содержит указание лишь на некоторые наиболее важные нормативные и литературные источники, которые необходимо использовать в ходе написания курсовой работы.

Студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования, структуру работы, сроки ее выполнения, определяет необходимую литературу и другие материалы.

Следует помнить, что попытка выполнить письменную работу переписывая куски текста из 2–3 учебников, расцениваться преподавателем–рецензентом как курсовая работа не будет. Такой подход может быть оправдан при написании реферата, доклада или выступления на семинаре. Но курсовая работа, выполненная путем компиляции, не может быть высоко оценена.

Студенты должны самостоятельно выполнять курсовую работу, что обеспечивает, как правило, усвоение изучаемого учебного курса, а также достижение целей ее написания.

Цель курсовой работы.

Курсовая работа является одной из важнейших форм учебного процесса и выполняется студентом в соответствии с учебным планом.

Курсовая работа – самостоятельное и творческое научное сочинение, дающее представление о конкретной юридической проблеме и свидетельствующее о знаниях студента в определенной области. При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с литературой, анализировать правовые источники, делать обоснованные выводы. Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков в области решения практических задач и анализа правовых ситуаций.

Курсовая работа имеет своей целью:

1. систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний;

2. развитие навыков ведения самостоятельной работы;

3. овладение современными методами исследований при решении вопросов и проблем, разрабатываемых в курсовой работе.

 

Общие требования, предъявляемые к курсовым работам.

Требования, предъявляемые к курсовым работам, можно объединить в три группы:

1) требования к оформлению;

2) требования к структуре;

3) требования к содержанию.

Курсовые работы должны оформляться в соответствии с установленными стандартами.

Каждый студент может работать над темой своей курсовой работы в той последовательности, которая представляется ему наиболее рациональной. Вместе с тем существует определенная логическая схема этой работы, вытекающая из самой сути учебно-исследовательского задания. Основными этапами выполнения письменной работы являются:

1. Выбор темы.

2. Подбор литературы.

3. Составление плана.

4. Написание текста.

5. Обработка рукописи.

Курсовая работа должна иметь следующую структуру:

1) план работы;

2) введение;

3) основной текст (как правило состоящий из глав, поделенных на параграфы);

4) список использованных нормативных актов;

5) список использованной литературы.

План курсовой работы. Работу над письменным заданием рекомендуется начинать с составления подробного плана. Однако сразу составить подробный план будущей курсовой работы не всегда представляется возможным. В ходе подготовки собранных материалов могут появиться новые соображения, потребность в рассмотрении каких–либо вопросов более подробно, вывод о необходимости избрания иного порядка изложения и т.д. В таком случае план будущей курсовой работы станет более отчетливым. Иногда полезно составить не один, а несколько вариантов плана.

Важно помнить, что план работы –– это сжатое, концентрированное выражение содержания всей письменной работы, «скелет произведения». Примером плана к книге является обычное оглавление. Проглядывая его, не читая самой книги, можно получить представление об ее содержании и схеме построения. Хорошо составленный план раскрывает и само содержание работы.

План может быть простым и сложным. Сложный план в отличие от простого имеет к части или ко всем основным пунктам еще и подпункты, которые детализируют или разъясняют содержание основных. Удачно составленный план курсовой работы говорит в конечном итоге об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.

При составлении плана курсовой работы не следует стараться рассмотреть все вопросы темы, так как это приводит к их поверхностному изложению, без анализа законодательства и литературных источников. Лучше ограничить круг рассматриваемых вопросов, но зато раскрыть их глубже. В ходе выполнения курсовой работы следует отдать предпочтение не количеству изложенных вопросов, а качеству их рассмотрения. При этом нужно стремиться, чтобы заголовки — пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора.

Введение. Во введении обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается научная теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и дается краткий обзор литературы, имеющейся по данной теме.

Таким образом, введение — очень ответственная часть научной работы, поскольку оно содержит все необходимые квалификационные характеристики работы. Кроме того, как показывает опыт, именно написание этой части работы представляет для студентов наибольшие сложности.

Рассмотрим основные части введения к научной работе.

Актуальность — обязательное требование к любой научной работе. Поэтому вполне понятно, что ее введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным.

Во введении необходимо сообщить о состоянии разработки выбранной темы. Для этого составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Поскольку научная работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления. Такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

Далее логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить... и т.п.).

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет — это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание студента, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Еще одним важным и обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели, а также указываются методологические основы проведенного исследования.

Во введении проводится характеристика основных источников получения информации (нормативные правовые акты, специальная литература, материалы судебной и правоприменительной практики).

Основной текст.Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

Самое серьезное внимание в работе должно уделяться языку и стилю курсовой работы, поскольку именно языково-стилистическая культура, прежде всего, позволяет судить об общей культуре ее автора. Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале; прежде всего; затем; во-первых; во-вторых; значит; итак и др.):

В курсовой работе должна использоваться только специальная терминология. Эмоциональные языковые элементы в научных работах недопустимы.

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению; по сведениям; по мнению; по данным; по нашему мнению и др.). При первоначальном применении нормативного акта следует давать его полное наименование, указание кем и когда принят.

Часто в курсовых работах ссылки даются на законодательство Российской Федерации, что является свидетельством того, что студент не изучал законодательство Республики Беларусь, а пользовался только учебником, либо материалами Интернета. Такие ссылки возможны только при проведении сравнительного анализа норм гражданского законодательства Республики Беларусь с законодательством других стран.

Стиль письменной научной речи — это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Авторское «я» как бы отступает на второй план. Сейчас стало неписаным правилом, когда автор работы выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению.

Действительно, выражение авторства через «мы» позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. И это вполне объяснимо, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективность творчества, комплексный подход к решению проблем. Местоимение «мы» и его производные как нельзя лучше передают и оттеняют эти тенденции. Став фактом научной речи, местоимение «мы» обусловило целый ряд новых значений и производных от них оборотов, в частности, с притяжательным местоимением типа «по нашему мнению».

Научная работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется «Заключение». Как и всякое заключение, эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез — последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает наличие логичных, аргументированных, обоснованных и грамотных выводов. Эти выводы должны быть сделаны на основе анализа действующего законодательства и литературных источников и должны являться свидетельством умения студента сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Содержание работы можно иллюстрировать схемами, таблицами и т.д.

После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в рукописи исследования. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, которые фактически не были использованы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов (судебных решений, договоров, протоколов), выдержки нормативных правовых актов и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы и пр.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.