Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО



 

1. Международное морское право: понятие, принципы, институты.

2. Источники международного морского права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.: разработка, принятие, структура, значение, новые институты отрасли.

3. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, состав, правовой режим, примеры. Правовой режим портов. Законодательство РФ.

4. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим, право мирного прохода. Законодательство РФ.

5. Прилежащая зона.

6. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим, суверенные права и юрисдикция прибрежных государств. Законодательство РФ.

7. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим, суверенные права прибрежных государств. Законодательство РФ

8. Открытое море: понятие, свобода открытого моря, права и обязанности государства флага, преследование «по горячим следам».

9. Правовой режим Международного района морского дна. Порядок освоения ресурсов Района. Международный орган по морскому дну.

10. Международно-правовая борьба с пиратством.

 

Задания для подготовки к семинару:

1. Подготовьте письменный конспект по плану семинарского занятия.

2. Составьте схему расположения морских пространств в зависимости от их правового режима. Где проходит государственная граница на море?

3. Какие морские пространства входят в состав государственной территории?

4. Определите отличия правового режима внутренних морских вод и территориального моря.

5. Одним из вопросов, обсуждавшимся на Третьей конференции ООН по морскому праву (1973-1982) был вопрос о максимальной ширине территориального моря. Как известно, в принятой по результатам конференции Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. этот предел был закреплен на расстоянии не деле 12 морских миль от исходный линий. В результате какого компромисса была достигнута указанная договоренность, если учесть, что к моменту принятия конвенции многие государства «закрепили» за собой территориальные моря, значительно превышающие указанный предел? Какие появились новые институту международного морского права?

6. В чем отличия между морским пиратством и вооруженным разбоем на море?

7. Составьте схему определения границ континентального шельфа.

7. На основе ознакомления с сайтом Комиссии по границам континентального шельфа проанализируйте одну из заявок на расширенный континентальный шельф (например, Австралии, Новой Зеландии). В чем заключаются проблемы российской заявки на континентальный шельф в Северном Ледовитом океане и каковы ее перспективы?

8. По материалам сайта Международного органа по морскому дну приведите примеры контрактов на разведку и/или разработку ресурсов Района.

 

Дополнительно:

Задача 1. В октябре 2005 года рядом со Шпицбергеном за нарушение правил рыболовства норвежской береговой охраной был задержан российский траулер «Электрон». Капитан судна отказался следовать в порт Тромсе и с двумя норвежскими инспекторами на борту направился в российские территориальные воды. Погоня за траулером продолжалась пять дней и завершилась на границе территориального моря РФ, где судно было встречено российскими пограничниками. В дальнейшем «Электрон» прибыл в Мурманск, норвежцы вернулись на родину, а в отношении капитана Яранцева российской прокуратурой было возбуждено уголовное дело по обвинению в браконьерстве и незаконном лишении свободы двух человек. 26 апреля 2007 года Первомайский суд Мурманска оправдал капитана траулера «Электрон» по обвинению в незаконном лишении людей свободы. По второму обвинению - в незаконной добыче рыбы - он приговорен к штрафу в сто тысяч рублей.

Вопросы: Как с точки зрения международного права можно оценить действия норвежкой береговой охраны: по задержанию судна? по преследованию судна, в том числе за пределами юрисдикции Норвегии? Как можно оценить действия капитана судна «Электрон» с точки зрения международного права? Можно ли по российскому уголовному закону привлекать лицо к ответственности за нарушение норвежских рыболовных правил в рыболовной зоне Норвегии?

 

Задача 2. Судно «New Star» ходило под флагом Сьерра-Леоне, имело порт приписки Фритаун, принадлежало шанхайской судоходной компании и находилось в оперативном управлении гонконгской компании. Капитан – гражданин Индонезии. Сообщение МИД РФ от 21.02.2009 г.: «Поздно вечером 12 февраля сухогруз New Star, не пройдя таможенного и пограничного оформления, без получения соответствующего разрешения властей самовольно вышел от места стоянки в заливе Находка в сторону государственной границы. С 3.41 до 10.10 час. 13 февраля российские пограничные корабли подавали на судно New Star принятые в международной практике сигналы об остановке и о возможном применении против него оружия. Судно-нарушитель на предупредительную стрельбу не реагировало, продолжая следовать курсом на выход из исключительной экономической зоны Российской Федерации. В этой ситуации в 10.51 час. пограничный корабль вынужден был произвести стрельбу на поражение по носовой части сухогруза. В 16.15 пограничный корабль был вынужден снова произвести стрельбу на поражение по винторулевой группе судна-нарушителя. Даже после этого New Star продолжало попытки уйти и было остановлено только около 18.00. Осмотровую группу из-за плохих погодных условий высадить на борт сухогруза было невозможно. В 7.55 капитан New Star подал сигнал бедствия и решил эвакуировать экипаж. В 8.50 экипаж покинул судно New Star с использованием спасательных плотов. К 9.40 15 февраля пограничный корабль поднял на борт 8 человек с закрытого спасательного плота. Объективные обстоятельства указывают на то, что данный инцидент вызван действиями капитана судна New Star, который должен нести всю вину за происшедшее». В результате погибло 8 членов экипажа из 16. Капитан сухогруза был приговорен к 3 месяцам колонии-поселения по ст. 322 УК РФ (Нарушение правил пересечения государственной границы).

Вопросы: Какие положения применимых международно-правовых актов нарушил капитан сухогруза? Как с точки зрения международного права, в том числе положений, касающихся преследования по горячим следам и обязательств по спасению человеческой жизни на море, можно оценить действия российских пограничников?

 

Задача 3. 5 мая 2010 года в 350 милях от побережья Сомали пиратами был захвачен российский танкер (под либерийским флагом) «Московский университет». 6 мая 2010 года освобожден танкер был спецназом с БПК «Маршал Шапошников» в ходе освобождения судна 1 пират был убит, 10 захвачены. Захваченных пиратов посадили в их же лодку, сняв с нее средства связи и навигации, и отправили к берегу. Через 1 час «связь с пиратами была потеряна».

Вопросы: какие права предоставляет и какие обязательства налагает международное право на государство, чей военный корабль осуществил захват пиратов? Что такое принцип универсальной юрисдикции? Какие существуют сложности с его реализацией в ходе борьбы с пиратством? Какие существуют в рамках ООН предложения по созданию международных судебных органов для суда над пиратами?

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.