Следующая задача обширная: надо разобрать весь материал темы подробно во всех сложностях и связях - и с пройденным прежде по этому предмету, и с тем, что проходится по другим предметам, но с этим связано. Нельзя на математике забывать грамматику, на литературе - историю. Новое должно содержательно обогатить старое. Надо постараться довести навыки до автоматизма, а знания - до умения творчески их применять.
В выборе акцентов в работе опираемся на учет ошибок при квазиконтроле. Усложняем задания. Если на "базовом минимуме" важнейшая цель учителя - обеспечить максимальный психологический комфорт, то теперь можно планомерно вводить элементы дискомфорта, дразнящей проблемности.
В целом этот этап работы можно обозначить как тренировку способностей учащихся на материале новой темы. Уроки-тренировки могут проходить разным образом. Наиболее характерный тип такого урока связан с разделением класса на несколько групп, действующих в разном режиме.
Квазиконтроль учителю показывает, с кем он имеет дело, как выглядит состав данного класса с точки зрения работы с новой темой. В "параллельном" всё может быть иначе. Теперь он может разбить класс хотя бы на три части.
Самых сильных отсадить в сторонку, дать им "талмуд" с заданиями - и сиди весь урок, сражайся с ним. Сильные сами выбирают себе задания, сами ставят себе баллы. Шаталов, кстати, рекомендует заводить таблицу "кто сколько задач решал" - замечательно, заводи себе такую таблицу.
Но при этом к группе сильных ребят остальные могут обращаться с вопросами, а те будут консультировать. Еще Коменский рекомендовал сильных учащихся использовать как помощников учителя. Да и лучшие ученики, пока будут помогать другим, лишний раз задумаются над чем-то неочевидным для них.
Средний состав, кто с творческими заданиями на квазиконтроле не справился и не очень уверенно разбирался с заданиями на связи - им нужно снова выдать задания и того, и другого типа. И предложить обращаться за помощью к более сильным ребятам. Эти две группы работают, практически не требуя внимания учителя.
А учитель берет себе самых слабеньких, кому трудно дается базовый минимум. Он может с ними за партой сидеть, около доски собираться, может практически индивидуально с ними работать. Попробовав такую организацию работы, учителя зачастую восклицают: "Слушайте, я смог, наконец, заняться делом. Сосредоточиться в нужный момент на тех, кому действительно трудно!"
Очень важно и то, что классификация на три группы объективно дается квазиконтролем, никто не лепит тебе ярлык неспособного, никто тебя не унижает. По результатам квазиконтроля на каждой теме ребята могут успешно переходить из группы в группу.
На этом уровне особенно эффективна работа в парах сменного состава и другие групповые формы обучения.
Как распределяется по пяти уровням время, отведенное на изучение темы? C дилетантской информацией надо уложиться процентов за 10 времени. Процентов 30-40 потратить на освоение минимума. И 5-10 - на самоконтроль. А оставшуюся половину времени в основном потратить на тренировку (немного оставив на завершающий контроль).
Этой половины времени на уроки-тренировки практически всегда хватает на то, чтобы не осталось не освоивших базового минимума ребят. Им в этом легко помочь - когда понятно, чего именно они не знают. И если не всех, то почти всех учеников можно успеть вытащить на твердую четверку. Ведь что такое по смыслу четверка, "хорошо"? Это умение устанавливать связи между базовыми знаниями.