1. Почему концепция самоорганизации превратилась сегодня в парадигму исследования обширного класса сложноорганизованных систем?
2. Какие исследования называют междисциплинарными? Приведите примеры.
3. Кем и в какой науке впервые была высказана идея самоорганизации?
4. В чем состояло противоречие между эволюционной теорией Дарвина и классической термодинамикой?
5. Объясните, как происходит самоорганизация в лазерах, которые изучал Г. Хакен?
6. В чем состоят особенности самоорганизации в химических реакциях?
7. Какие структуры называют диссипативными и почему?
8. В чем заключается сущность редукционизма?
9. Чем отличаются подходы к самоорганизации в кибернетике и синергетике?
10. Почему самоорганизация выступает основой и источником эволюции?
11. Какие системы называются автопоэтическими и какую роль они сыграли в эволюции?
12. Какие методы и средства передачи накопленного! опыта существуют у общества? Какую роль они играют в социальной и культурной эволюции?
Глава 14. Концепция системного метода
В самом общем и широком смысле слова под системным исследованием предметов и явлений окружающего нас мира понимают такой метод, при котором они рассматриваются как части или элементы определенного целостного образования. Эти части или элементы, взаимодействуя друг с другом, определяют новые, целостные свойства системы, которые отсутствуют у отдельных ее элементов. С таким пониманием системы мы постоянно встречались в ходе изложения всего предыдущего материала. Однако оно применимо лишь для характеристики систем, состоящих из однородных частей и имеющих вполне определенную структуру. Тем не менее, на практике нередко к системам относят совокупности разнородных объектов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели.
Главное, что определяет систему, - это взаимосвязь и взаимодействие частей в рамках целого. Если такое взаимодействие существует, то допустимо говорить о системе, хотя степень взаимодействия ее частей может быть различной. Следует также обратить внимание на то, что каждый отдельный объект, предмет или явление можно рассматривать как определенную целостность, состоящую из частей, и исследовать как систему.
Понятие системы, как и системный метод, в цепом, формировалось постепенно, по мере того как наука и практика овладевали разными типами, видами и формами целостных объединений предметов и явлений. Теперь нам предстоит подробнее ознакомиться с различными попытками уточнения, как самого понятия системы, так и становления системного метода.