§ В Автокаде имеются достаточно удобные средства управления изображением, выводимым на экран. Часть из них реализована в ПМ в виде опций команды Zoom (Покажи):
· In – увеличивает изображение в два раза от центра;
· Out – уменьшает изображение в два раза к центру;
· Window (Рамка) – задает будущий вид путем определения прямоугольной зоны, позволяя увеличить фрагмент чертежа.
· Previous (Предыдущий) – восстанавливает предыдущий вид, а при последовательным применением этой команды – все предыдущие виды.
· All (Все) – если чертеж входит в установленные пределы, показывает пределы; в противном случае будут показаны все нарисованные объекты.
· Dynamic (Динамика) – динамический выбор вида.
В динамическом режиме в центре экрана появляется исходный чертеж в уменьшенном виде с граничной рамкой, а также динамическая рамка с косым крестом в центре. При перемещении мыши эта рамка, обозначающая бегущий вид, передвигается по полю без изменения размеров. Левый край рамки будущего изображения фиксируется левой клавишей мыши. При этом у правого края динамического окна появится стрелка. Движение мыши вызывает теперь изменение размера рамки и влияет на ее вертикальное перемещение. Размер окна можно зафиксировать левой клавишей мыши (рамка снова получает свободу передвижения). Правой клавишей мыши выбранный вид фиксируется и выводится на дисплей.
Команда Zoom во всех вариантах представлена кнопками на стандартной панели инструментов (кнопки с пиктограммами лупы и свиток команды).
§ Выбор точки зрения в 3М пространстве, по которой строится параллельная проекция, осуществляется командой Vpoint:
Command: vpoint Specify a view point or [Rotate]: r
Команда: Тзрения Укажите точку зрения [Поверни]: П
Enter angle in XY plane from X axis <270>:
Введите угол в плоскости X-Y относительно оси X <270>:
Enter angle from XY plane <90>:
Введите угол с плоскостью X-Y <90>:
Точка может быть выбрана явным заданием координат – по умолчанию предлагается вид сверху. Опция Rotate (Поверни) позволяет сделать выбор указанием двух углов.
Если на первый запрос команды нажать Enter, на экран выводится пиктограмма глобуса и тройка осей координат. Глобус представляет собой две концентрические окружности, перекрещенные через центр осями. Середина креста соответствует северному полюсу, внутренний круг – экватору, а внешний – южному полюсу. Вид сверху получается, если курсор расположен на перекрестье осей, вид снизу, если на внешнем круге, оси определяют четыре прямых направления зрения: спереди, справа, сзади и слева. Положение курсора во внутреннем круге определяет вид сверху под углом, во внешнем -– снизу под углом.
В ПМ View ñ3DViews представлены аналоги команды: пункт ViewpointPresets… вызывает одноименное диалоговое окно, позволяющее задать вид в пространстве двумя углами, пункт Tripod выводит на экран глобус.
Кроме того, кнопкой со свитком из стандартной панели инструментов может быть вызван на экран один из следующих видов: Top (сверху), Bottom (снизу), Left (слева), Right (справа), Front (спереди), Back (сзади) и четыре изометрических вида. Аналогичные виды обеспечиваются пунктом 3DViewpoint Presets из ПМ View.
Вернуться к виду в плоскости xy мировой системы координат можно при использовании кнопки NamedViews ñTop.
§ Для перемещения чертежа в режиме реального времени в ПМ имеется кнопка PanRealtime.