Слои можно уподобить прозрачным калькам, из которых может состоять чертеж. На разных слоях удобно располагать объекты, объединенные по какому-то признаку. Например, на одном слое – осевые линии, на другом – вспомогательные построения, на третьем – обводка.
Каждый примитив принадлежит к какому-либо слою. По мере создания чертежа можно вводить неограниченное число новых слоев, удалять, менять имя и другие свойства существующих. Новые объекты создаются на одном слое, который называется текущим.
Управляя видимостью слоев, можно формировать на экране дисплея и на бумажном носителе всю группу графических документов, начиная с проектной документации (например, чертеж общего вида) и кончая комплектом рабочей конструкторской документации (например, чертежи деталей) или документации технологической подготовки производства.
§ Основной командой работы со слоями является команда Layer. Команда вызывается из меню Format или кнопкой Layers панели ObjectProperties. Загружается диалоговое окно LayerPropertiesManager, поля и кнопки которого имеют следующий смысл:
· On/OffforDisplay – Каждый слой может быть включен или отключен. Объекты, находящиеся на включенном слое, видимы; отключение слоя делает невидимыми все находящиеся на нем объекты.
Включение и отключение слоев – удобное средство создания и редактирования чертежа. Если, например, в ходе создания чертежа требуется проводить сложные геометрические построения для одной из деталей, то можно создать временный слой, на котором будут располагаться все вспомогательные линии (модульная сетка, трафареты, шаблоны и т. п.), и отключить слои, содержащие другие детали. По окончании работы временный слой можно отключить.
· Freeze – Слой также может быть замороженным. Объекты, находящиеся на замороженном слое, также невидимы. Разница состоит в том, что объекты, находящиеся на отключенном слое, регенерируются и работа с изображением из-за этого замедляется. Замораживание слоя накладывает запрет на регенерацию объектов, находящихся на этом слое, в результате чего Автокад работает быстрее. Замораживание слоя требуется только при работе с очень сложными чертежами. В большинстве случаев достаточно просто отключать слой.
· Lockforediting – Слой может быть заблокирован, редактирование объектов заблокированного слоя невозможно.
Диалоговое окно позволяет просматривать список определенных в рисунке слоев и их свойства, создавать новые слои, изменять имена и свойства существующих слоев. При помощи кнопки Current (Текущий) диалогового окна можно назначить слой текущим.
Работа с уже имеющимися слоями легко осуществляется и из соседнего с кнопкой Layers окна с раскрывающемся списком слоев и их текущих свойств. Любое свойство слоя заменяется на противоположное щелчком мыши на соответствующей картинке слева от имени слоя.
§ Принадлежность объекта слою может быть изменена командой Change опцией Layer (Измени ñ Слой).
§ Удалить слой можно только в том случае, если на слое нет ни одного объекта, и только в самом начале сеанса редактирования. Для удаления слоя следует пользоваться командой Purge(из ЭМ FILE): ñ Layer.
В любом чертеже Автокада всегда существует, по крайней мере, один слой – с именем "0". Этот слой имеет специальные свойства. Он автоматически формируется при создании рисунка, и ему всегда присваивается 7-й (белый/ черный) цвет и Continuous (непрерывный) тип линии. Он не может быть удален или переименован и предназначен для работы с блоками.
Если входящий в блок примитив был создан на слое "0", то при вставке блока он помещается на текущий слой.
Если входящий в блок примитив был создан на слое "0" и имел цвет и/или тип линии bylayer (по слою), то при вставке блока он будет нарисован цветом и типом линии текущего слоя.
Во всех других случаях при вставке блока цвет и тип линии входящих в блок примитивов не будет зависеть от свойств текущего слоя.