Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Двигательные навыки и их характерные черты





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В процессе обучения на уроках у учащихся формируются навыки в технике способов передвижения на лыжах. Основой формирова­ния двигательных навыков являются возникновение и закрепление целой системы сложных условных рефлексов. Хотя дети и в до­школьном возрасте катаются на лыжах, обучение технике передви­жения на лыжах начинается на уроках в школе. Учащиеся на пер­вом уроке не могут правильно выполнить необходимые действия, обеспечивающие отталкивание и скольжение, но опираясь на имею­щийся двигательный опыт (например, навыки обычной ходьбы), знания, полученные из объяснений учителя, и показ способа пере­движения, они могут начать передвигаться по лыжне.

Уже с первых шагов возникают сложные системы взаимосвя­занных нервных процессов, которые на основе механизма запо­минания запечатлеваются в нервных клетках больших полуша­рий. Вначале движения у школьников неуверенные, велико общее напряжение, кроме того, выполняется много лишних, совер­шенно ненужных движений. С каждым повторением благодаря двигательной памяти и приобретенному опыту школьники вы­полняют движения все лучше, точнее, экономичнее. Затем на ос­нове многократных повторений возникают прочные связи между отдельными нервными процессами, в результате чего постепенно создается сложная уравновешенная система и образуется двига­тельный стереотип.

Обучение любому способу передвижения на лыжах осуществля­ется по следующей схеме. Вначале необходимо создать у школь­ника двигательное представление об изучаемом способе передви­жения, что достигается путем показа, рассказа и объяснения. Затем ученики на этой основе пытаются его выполнить. Путем много­кратных повторений приобретается умение (неавтоматизирован­ный способ управления движением), которое впоследствии пере­ходит в двигательный навык. Этот процесс обучения довольно длительный; он зависит от сложности изучаемого способа, двига­тельной одаренности учеников, имеющегося опыта и, естественно, от применяемой методики обучения и педагогического мастерства учителя. Обучение способам передвижения на лыжах предполагает участие сознания, активной умственной деятельности учащихся. Характерные черты двигательного навыка - осознанность, проч­ность, автоматизм и в то же время подвижность.


 


3 И. М. Бутин



Автоматизм движений - это главная характерная черта двига­тельного навыка. Автоматизация происходит по следующей схеме. Вначале после многократных повторений того или иного способа передвижения на лыжах движения постепенно становятся привыч­ными для школьников. При передвижении по лыжне учащиеся все меньше и меньше думают над тем, как выполнить отдельные дви­жения в цикле хода. Так постепенно умения заменяются навыком, автоматизируются отдельные элементы хода. В итоге автоматизи­руется и управление всем движением (ходом в целом).

У квалифицированных лыжников, хорошо владеющих техни­кой способа передвижения (на стадии сформированного навыка), отвлечение внимания не нарушает ее. На стадии умения (когда навык еще не сформирован) школьники основное внимание об­ращают на то, как правильно выполнить элементы хода. В этом случае трудно рассчитывать на высокую скорость передвижения на лыжах, так как внимание учащихся раздваивается. В процессе обучения сознание направлено на контроль за выполняемым элементом или ходом в целом, на оценку выполнения движений. Для облегчения процесса обучения вначале необходимо тщатель­но готовить лыжню и по возможности сохранять одинаковые ус­ловия скольжения. Следует обратить внимание и на подготовку инвентаря, правильный подбор мази и смазку лыж.

С образованием двигательного навыка сознание освобождает­ся от контроля за каждым отдельным элементом хода, происходит автоматизация управления движением. Сознание на этом этапе обучения меняет свою функцию, начинает играть пусковую или тормозную роль или способствует переключению с одного спосо­ба передвижения на другой. В этом случае школьники основное внимание концентрируют на конечном результате хода (скорость передвижения), условиях (скольжение, рельеф лыжни) или на не­ожиданно возникших ситуациях (появление препятствий на спус­ке, тактическая борьба с противником и т.д.). На финише, когда необходимо максимально увеличить скорость, порой приходится сосредоточить внимание и на отдельных движениях, хотя они хо­рошо изучены и закреплены. Например, финишируя одновремен­ными ходами (а, как известно, они дают максимальную скорость при хороших условиях скольжения), школьники обращают глав­ное внимание на усиление одновременного толчка палками за счет активного сгибания туловища («навал» туловища на палки). Частично изменить ритм хода, длину и частоту шагов лыжнику приходится при передвижении попеременным двухшажным хо­дом, если этого требуют внешние условия, например при преодо­лении участка лыжни с буграми и впадинами. При длительном передвижении на лыжах в связи с нарастающим утомлением


лыжник сосредоточивает волевые усилия на поддержании скоро­сти при правильном и экономичном выполнении техники ходов. В зависимости от меняющейся ситуации лыжник сознательно контролирует такие элементы хода, как силу и скорость отталки­ваний, ускорение или замедление маховых движений и т.д.

Прочность двигательного навыка является важной чертой, ха­рактеризующей спортивное мастерство лыжника. Спортсмен мо­жет многократно и точно выполнять движения лыжного хода, не­смотря на различные внешние воздействия. При передвижении по лыжне на спортсмена постоянно действует множество сбивающих факторов (широкая, узкая или извилистая лыжня, жесткий и мяг­кий снег), и на стадии прочного навыка лыжник автоматически противодействует их влиянию.

Прочные навыки в технике ходов позволяют спортсмену де­монстрировать стабильную технику - на тренировке или соревно­ваниях, в спокойных условиях и при сильном возбуждении от не­обычных условий и обстановки, на фоне восстановления или при нарастающем утомлении, на небольшой и максимальной скоро­сти и даже после относительно длительных перерывов в трени­ровке. Но если у лыжника умения еще не превратились в навык, то даже кратковременный перерыв в занятиях приводит к замет­ному ухудшению техники и появлению ошибок.

Устойчивость двигательных навыков в технике передвижения на лыжах очень важна, и, в свою очередь, это предъявляет высокие тре­бования к процессу обучения детей, подростков и юношей способам передвижения на лыжах. Необходимо с первых шагов изучать ра­циональную технику передвижения на лыжах с учетом возрастных особенностей школьников, так как при многократных повторениях возникает серьезная опасность превращения в навыки неточностей и ошибок в технике ходов. Впоследствии, при переучивании или ис­правлении ошибок, придется столкнуться с серьезными трудностями, так как прежде, чем изучить новые, точные, наиболее целесообраз­ные движения, следует разрушить старые навыки, которые при мно­гократных повторениях стали очень прочными.

Вариативность (подвижность) навыка тесно связана с его проч­ностью. Совершенный навык при передвижении на лыжах дает озможность приспосабливать технику к меняющимся условиям ыжных гонок. У высококвалифицированных лыжников диапазон ариативности навыка необычайно широк. Волевым усилием ыжник может заметно изменить характер привычного стабиль-ого движения, сократить или увеличить длину шага, замедлить ли ускорить маховые движения, вынос палок (в зависимости от еняющихся в широких пределах условий скольжения, рельефа естности и состояния лыжни, утомления и т.п.).


 




Все эти изменения происходят в допустимых пределах с сохра­нением основной системы движений хода, при этом не меняются и ее индивидуальные особенности. Вариативность достигается при совершенствовании техники в различных условиях, что позволяет выработать новые динамичные стереотипы на эти внешние воз­действия. Новые навыки базируются на основном варианте тех­ники: чем больше вариативность, тем выше эффективность дейст­вий лыжника при передвижении в оттепель, по глубокой и мягкой лыжне, по леденистой и неровной лыжне и т.д.

В целом вариативность техники следует понимать как необхо­димое приспособление данного способа передвижения к конкрет­ным внешним условиям, индивидуальное приспособление каждого способа передвижения к изменяющимся внешним условиям, свое­временную смену способа передвижения в соответствии с рельефом лыжни, скольжением и сцеплением лыж со снегом. Все это и опре­деляет высокое техническое мастерство лыжника.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.