Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Методы обучения





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вучебной работе по лыжному спорту и лыжной подготовке в школе для решения задач обучения используется целый ряд мето­дов и методических приемов, которые объединены в три большие группы: словесные методы, методы наглядного воздействия, прак­тические методы.

В понятие «метод» входит ряд методических приемов. Мето­дический прием - это часть целостного метода, применяемого в каких-либо конкретных условиях обучения передвижению на лы­жах (передвижение под уклон при изучении скользящего шага) или для решения каких-то конкретных задач. Например, показ


 




поворота в движении из упора - метод. Но замедленный показ только части поворота (подготовительных движений и входа в по­ворот) - методический прием. Количество методических прие­мов, применяемых при обучении способам передвижения на лы­жах, очень велико.

С совершенствованием техники и методики обучения методи­ческие приемы улучшаются, видоизменяются или исключаются из практики работы, вместе с тем возникают и новые. Каждый учитель должен постоянно совершенствовать методику обучения, применяя новые методические приемы, вводя новые упражнения. Все это но­вое должно служить одной цели - улучшать эффективность обуче­ния в лыжном спорте. Порой различия в уровне качества обучения определяются разным объемом методических приемов, которым оперируют школьные учителя и тренеры по лыжному спорту.

Словесные методы. При сообщении теоретических знаний и в обучении способам передвижения на лыжах широко используются различные методы слова: рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, задание, указание, подсчет и команда. Все эти методы при­меняются с целью создания у школьников ясного представления о форме движений, для раскрытия их характера (содержания) при показе упражнений и помощи ученику в исправлении ошибок.во время непосредственного выполнения какого-либо хода в целом или в его отдельных деталях. Кроме этого, учитель в конце занятий проводит разбор техники, подводит итоги, дает оценку действий и поведения учеников, обсуждает ход обучения и решения задач. Важную роль в понимании техники ходов и ее освоении играют указание, команда или подсчет именно в момент приложения уси­лий при отталкивании или начале этих движений и т.п. Например, при изучении согласованности движений в попеременном четы-рехшажном ходе движения руками могут быть выполнены под команды «Вынос-вынос!», «Толчок-толчок!»

Учитывая специфические условия, в которых происходит обу­чение в лыжном спорте (ветер, низкие температуры, мокрый снег и др.), учитель должен до минимума сократить время объяснения (как, впрочем, и показа) упражнения или хода в целом. Затем он максимально кратко объясняет ход и приступает к его практиче­скому освоению. Возможно, что если показ и рассказ не обеспечили полного и правильного понимания движения, то объяснение дета­лей техники продолжается в процессе движения на лыжне. В этом случае объяснение может быть направлено только на часть учени­ков, не освоивших данный элемент хода. При использовании сло­весных методов обучения учитель должен всегда пользоваться еди­ной и общепринятой в лыжном спорте терминологией. Все приме­няемые термины должны отражать основу данного элемента хода,


быть краткими, точными и понятными ученикам. Речь учителя всегда должна быть литературно правильной и достаточно гром­кой с учетом специфики лыжного спорта.

Все словесные методы кажутся довольно близкими, но каждый имеет свое содержание и специфику использования. Так, описание создает у юных лыжников чаще всего представление о форме хода в целом, а объяснение является важным приемом для уточнения деталей хода, взаимодействия сил. Ученики в этом случае всегда должны получить ответ на вопрос: «Почему этот элемент хода выполняется именно так?» Подобные различия имеются и между командой и указанием и т.д. Задание как метод обучения тоже имеет свою специфику. Учитель может дать индивидуальное за­дание одному или группе учеников по повторению и совершенст­вованию какого-либо хода на уроке. В то же время может быть дано домашнее задание как всему классу, так и индивидуально отдельным учащимся.

Методы наглядного воздействия. На уроках лыжной подготов­ки в школе из этой группы в основном используется метод показа всего способа передвижения в целом или отдельных его деталей. Показ всегда должен быть образцовым по форме и характеру движений, с необходимой скоростью, силой, амплитудой и рас­слабленностью движений.

Ни в коем случае недопустим неточный, небрежный показ, так как ученики могут принять его за образец. Из практики ра­боты по лыжному спорту известно, что ученики порой точно копируют учителя или тренера, его манеру выполнения хода в целом или отдельных деталей, в том числе индивидуальные осо­бенности и даже возможные ошибки. Все это требует от учителя постоянной работы по совершенствованию своей техники пере­движения на лыжах.

Учитель в отдельных случаях может поручить показ техники хо­да на уроке ученику, занимающемуся уже не первый год в группе ДЮСШ по лыжному спорту. Это допустимо в таких случаях: учитель не может по состоянию здоровья (легкая травма) пока­зать ход или поворот в движении и др.; если он должен объяс­нять детали хода, а при показе удаляется от группы учеников и его пояснения не расслышат; когда у учеников возникло сомне­ние в возможности выполнения какого-нибудь спуска или пово­рота, показ сложного поворота хорошо подготовленным учени­ком снимет это предубеждение; в случае необходимости более наглядно показать индивидуализацию техники или форму ее ис­полнения именно школьником.

Расположение класса, группы к плоскости показа имеет боль­шое значение для восприятия деталей хода. Обычно ход показы-


 




вают в профиль, значительно реже спереди (когда, например, не­обходимо показать перенос массы с лыжи на лыжу). При показе поворота, если позволяет профиль склона, можно разместить группу не только сбоку спуска, но и внутри дуги поворота. Показ ошибок и «как не следует делать» допустим в том случае, если ученики в состоянии анализировать детали хода, спокойно, кри­тически и заинтересованно относятся к изучению хода, спуска или поворота. Совершенно недопустимы копирование ошибок учени­ков и передразнивание манеры исполнения.

При показе обычно демонстрируют весь способ передвижения в целом, затем, если это позволяет техника, - по частям, а потом -вновь в целом. Выполнение поворота или хода на высокой скоро­сти порой затрудняет восприятие школьниками отдельных его деталей. Учитель, если это возможно, должен показать способ пе­редвижения в замедленном темпе. Такой замедленный показ до­пускается только как временный методический прием для созда­ния у школьников более быстрого и лучшего представления о ха­рактере движений.

Перед уроком или на вводных уроках по лыжной подготовке возможно применение и других методов наглядного воздействия -демонстрации рисунков (отдельных поз и положений в цикле хода), кинограмм движения в целом, фрагментов кинофильмов по тех­нике лыжных ходов. Хороший эффект дают рисунки мелом на доске в сопровождении объяснения отдельных движений в цикле хода. Главное при этом - точность рисунка и краткость, ясность даваемых пояснений.

Вполне естественно, что учитель не всегда сможет изобразить всю фигуру лыжника, но в этом нет необходимости. Важно не за­громождать рисунок деталями, а выполнять его отдельными штрихами. Последовательность в выполнении рисунков создает у учеников запоминающееся представление об очередности отдель­ных фаз движений.

При показе движений на лыжне или при демонстрации кино­грамм очень важно приучить школьников активно воспринимать показ, как бы мысленно воспроизводить все движения в цикле хода вслед за учителем. Но в этом случае движения должны вос­приниматься и мысленно повторяться в целом, не задерживая внимание на деталях.

Позднее, когда ученики освоят на практике ход в целом, следует обратить внимание и на отдельные детали техники способа пере­движения. При показе и демонстрации необходимо соблюдать правила: не перегружать урок излишним показом и наглядными пособиями, а поэтому показывать только то, что имеет самое не­посредственное отношение к материалу урока; всегда в показе


выделять главные детали, обращая на них внимание учеников; обеспечивать высокое качество показа, методически грамотно организовывать показ - правильно выбирать место группы и направление движения при показе в зависимости от освещенности (солнце не должно мешать ученикам), рельефа лыжни, закрыто­сти от ветра, а также время показа в ходе урока - перед началом обучения, своевременно по ходу урока, при появлении типичных ошибок и др.

При занятиях лыжным спортом в школьной секции помимо показа более широко применяются различные методы демонстра­ции. Это отличает методику обучения на учебно-тренировочных занятиях от школьного урока.

В ДЮСШ более широкое применение находят технические средства обучения, которые обеспечивают самое разнообразное применение методов наглядного воздействия. На школьном уроке по лыжной подготовке широкое применение технических средств обучения несколько затруднено в связи с большой на­полняемостью класса и ограниченным временем урока, но во внеклассной (секционной) работе и тем более на учебно-тренировочных занятиях в ДЮСШ они должны постоянно при­меняться в полном объеме.

Помимо этого, в лыжном спорте возможно применение техни­ческих средств обучения с использованием звуковой и световой сиг­нализации и строчной зрительной информации о начале или оконча­нии движения, цикла хода, устройства, задающего темп движений. Такие приборы разработаны и могут применяться при обучении юных лыжников в ДЮСШ. Нет необходимости в большом коли­честве таких устройств, их можно поочередно использовать при работе с юными лыжниками, допускающими ошибки или недо­статочно быстро осваивающими какие-либо детали хода.

Практические методы. Словесные и наглядные методы дают учащимся только представление об изучаемом способе передви­жения на лыжах, практические методы позволяют полученные представления перенести на непосредственное практическое ос­воение движений. Основная цель этих методов - воспитать и за­крепить у школьников умения и навыки, необходимые для пере­движения на лыжах в разнообразных условиях. При обучении в лыжном спорте применяются две основные разновидности прак­тического метода: целостного разучивания упражнения и расчле­ненного (по частям) разучивания. Эти методы тесно связаны меж­ду собой и взаимодополняют друг друга. В процессе совершенст­вования техники способов передвижения на лыжах (один из этапов обучения) применяются игровые и соревновательные методы вы­полнения упражнений.


 




Метод целостного разучивания упражнений наиболее распро­странен в лыжном спорте. Этот метод с большим успехом исполь­зуется для изучения любых способов передвижения на лыжах (от простых до самых сложных) - ходов, спусков, поворотов в движе­нии и др.

При использовании этого метода порой целесообразно прово­дить обучение в облегченных условиях: при отличном скольжении, под уклон и т.д. (например, при освоении одновременных ходов). В таких условиях внимание учеников легко сосредоточить на точ­ности движений, а не на силе отталкивания, что порой влияет на качество освоения элементов хода. В освоении поворотов тоже очень важно правильно подобрать рельеф склона. Например, пер­воначальное изучение поворота на параллельных лыжах на спаде или бугре облегчает вход в поворот и др. Вполне естественно, что в дальнейшем внешние условия усложняются, способствуя совер­шенствованию техники.

При начальном обучении, и то не всегда, целесообразно выпол­нять движения в замедленном темпе с последующим постепенным ускорением движений. Все эти методические приемы имеют вре­менный характер и чаще всего применяются при первоначальном разучивании. Как только управление движением перейдет в стадию умения, целесообразно начать совершенствование способа движе­ний на обычной скорости; в противном случае может произойти закрепление нерационального темпа и ритма движений. Все ис­правления ошибок при выполнении ходов, поворотов и других элементов происходят непосредственно во время движения.

Большое значение при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах имеет выполнение движений под команду учителя. Он может передвигаться по параллельной лыжне и подавать команды в момент начала какой-либо фазы или элемен­та движения. Например, можно фиксировать внимание школьни­ков на деталях техники хода («Вынос!», «Толчок!», «Подсед!»), поворота («Бросок!» - туловища, «Перенос!» - массы тела) или на характере усилий («Быстро!», «Рывок!», «Легко!», «Сильнее!») Очень важно выполнение хода без излишнего напряжения - этого тоже можно добиться, своевременно подавая команды или указа­ния, обращая внимание на сильные и слабые элементы движения, подчеркивая моменты расслабления. Как методический прием можно использовать и выполнение движений под личные коман­ды или подсчет самим занимающимся.

Вместе с тем школьник, «подсказывающий» себе моменты, фа­зы и прочее, должен предварительно хорошо изучить теорию данного хода. Можно практиковать передвижение по лыжне за учеником, хорошо владеющим техникой хода, копируя его, тем


самым сопоставляя свои и его движения, добиваясь совершенство­вания техники. Для овладения расслаблением помимо обычного изучения техники целесообразно применять передвижение с частой сменой темпа, чередуя участки с максимальной и умеренной ин­тенсивностью. С этой же целью используют и передвижение в за­трудненных условиях (по глубокому снегу без лыжни или по очень мягкой ненакатанной лыжне) с последующим выходом на хорошо подготовленный участок. В этом случае выход на твердую лыжню позволит переключиться на выполнение движений с большей лег­костью, без излишнего напряжения.

Метод расчленения цикла следует применять при изучении бо­лее сложных по координации способов передвижения на лыжах, если структура хода или поворота позволяет это сделать (например, попеременный четырехшажный ход). Возможно применение этого метода и с учениками, которые по какой-либо причине не в состоя­нии были сразу освоить ход целостным методом.

При этом целесообразно обратить внимание на изучение, со­вершенствование и закрепление отдельных главных частей и наи­более сложных элементов всего хода. Если в выполнении хода поя­вились ошибки, необходимо перейти от целостного метода к рас­члененному и изучить отдельно нужный элемент движения. Так, при появившихся ошибках в работе ног в попеременном двухшаж-ном ходе следует вернуться к совершенствованию скользящего шага и его элементов (подседания, свободного скольжения и др.) с применением подводящих упражнений и в различных вариантах.

Изучив детали техники, необходимо вернуться к целостному методу и совершенствовать весь ход. Однако следует помнить, что длительное расчленение основных способов передвижения на лыжах нецелесообразно и даже опасно, так как может про­изойти закрепление этих расчлененных действий. Затем трудно будет «собрать» их в единое целое. Большое значение для изуче­ния техники передвижения на лыжах имеют подводящие и ими­тационные упражнения.

Подводящие упражнения больше всего применяются при на­чальном обучении, а имитационные - как в начале, так и при со­вершенствовании техники. Необходимо использовать такие под­водящие упражнения, которые сходны по структуре и характеру нервно-мышечных напряжений с элементами хода или поворота. К каждому способу передвижения на лыжах может быть создана система подводящих упражнений, которая базируется на таком явлении, как положительный перенос навыков. Подбор упражне­ний, характер расчленения должны определяться учителем и тре­нером в зависимости от индивидуальных условий и особенностей каждого ученика (группы). Длительность применения зависит от


сложности и значения элемента хода, а также от уровня подготов­ленности юных лыжников. Длительное и безграмотное применение подводящих упражнений, их неверный подбор (отрицательный перенос навыка) могут принести больше вреда, чем пользы, и на­долго затянуть процесс обучения.

В процессе обучения и совершенствования техники способов передвижения у школьников, особенно в младшем возрасте, целе­сообразно шире использовать игровой и соревновательный мето­ды в виде игр и игровых заданий.

При изучении техники передвижения на лыжах все перечис­ленные методы и множество методических приемов имеют боль­шое значение в построении процесса обучения. Ни один из мето­дов не является универсальным, и их сочетание во многом влияет на качество учебного процесса по лыжной подготовке и лыжному спорту. Словесные методы и методы наглядного воздействия вза­имно дополняют и уточняют друг друга. Они могут сочетаться в уроке в различных вариантах. Их соотношение во многом опре­деляется возрастом и подготовленностью учеников. В младших классах метод показа применяется более широко, а объяснение только дополняет его. Объяснение в этом возрасте не должно но­сить углубленного характера, а быть достаточно образным, про­стым и доходчивым.

В старших классах помимо показа способа в целом необходимо более подробно рассказать о деталях, а не ограничиваться только описанием формы движений. При совершенствовании хода или движений, которые ученики уже выполняют автоматически, неце­лесообразно подробно разбирать их детали, так как во время вы­полнения хода ученики переключают свое внимание на детали (например, в скользящем шаге на подседание) и в итоге может на­ступить деавтоматизация движений. Это имеет смысл в том случае, если необходимо исправить какую-либо деталь в цикле хода. Все это связано с возрастными особенностями восприятия у школь­ников.

При обучении возможны следующие варианты сочетания сло­весных методов с наглядными: при изучении нового способа пе­редвижения на лыжах учитель вначале называет его, объясняет, а затем показывает в целом (такое сочетание обычно применяется при более сложных ходах); при изучении простого способа доста­точно вначале показать, а затем кратко объяснить движения; при изучении наиболее сложных способов передвижения на лыжах (например, поворота на параллельных лыжах, попеременного че-тырехшажного хода) обычно вначале следует объяснение, затем показ в обычном и замедленном темпе и уже потом - разъяснение деталей движений.


Во всех случаях за показом и объяснением в любых их сочета­ниях следует практическое выполнение хода по первому пред­ставлению. Учитель наблюдает за учащимися и по ходу передви­жения по учебному кругу делает замечания, разъяснения и ис­правления. В том случае, если у нескольких школьников имеются типичные ошибки, целесообразно остановить всю группу и ука­зать на них, объяснить причину появления и обратить внимание на пути их устранения. После этого ученики продолжают движе­ние по учебному кругу и исправляют указанные ошибки.

Применение всех методов и приемов обучения с учетом воз­растных, половых и индивидуальных особенностей обеспечивает прочное освоение техники лыжного спорта.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.