Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Из истории зарубежной журналистики



А тем временем бурно развивалась и зарубежная журналистика. По­кажем это на примере периодической печати отдельных стран.

Соединенные штаты Америки. Первые газеты в истории Северной Америки возникли в Бостоне еще в колониальную эпоху: «Паблик окка-рансиз» («Общественные события»), 1690 и «Бостон ньюслеттер» («Бостон­ский вестник»), 1704. В том же городе в 1748—1750 гг выходила газета «Индепендент Адвертайзер» («Независимая газета с объявлениями»), осно­ватель которой Сэмюэл Адаме вошел в историю как «агитатор Первой Аме­риканской революции». Ведущую роль в революции сыграли также изда­ния Б. Франклина и Т. Пейна. Первые ежедневные газеты стали издавать­ся в Филадельфии в 1783 г.

В журналистику США 1830-х — 1840-х гг. вторгается коммерция: основным типом ежедневного издания становятся пенсовые и центовые газеты. Когда началась Вторая Американская революция (1861 — 1865), прес­са сыграла важную роль в борьбе за ликвидацию рабства. В то же время в сфере СМИ происходят существенные инновации, вызванные техни­ческим прогрессом — изобретением ротационной печатной машины (1847), линотипа (1886), телеграфа (1837), телефона (1886). В 1921 г. русский ин­женер Владимир Зворыкин проводит в США первые телевизионные опы­ты, через 10 лет появляются первые экспериментальные телестанции, а в 1939 г. началось регулярное телевизионное вещание.

История журналистики США богата талантливыми репортерами, ре­дакторами, издателями. Назовем некоторых из них.

Джеймс Гордон Беннет (1795—1872) — один из отцов массовой (на­родной) печати, дал толчок развитию бульварной прессы. Издатель газеты «Нью-Йорк геральд» («Вестник Нью-Йорка»), он требовал от своих сотруд­ников писать об «истории человеческого интереса и эмоций» (преступле­ния, происшествия, скандалы в высшем свете, семейные драмы). Бывший сотрудник «Нью-Йорк геральд» Гораций Грили отвергал журнализм Беннета. Основав в 1841 г. газету «Нью-Йорк трибюн», он поставил на первый план просвещение, нравственность, религию.

Джозеф Пулитцер (1847-1931). В 1883 г. приобрел газету «Нью-Йорк уорлд» («Мир Нью-Йорка»), которую сделал моделью «нового журнализ­ма», основанного на «человеческих репортажах» и освещении происше­ствий. Упрощенный английский язык, рисунки и комиксы, газетные сенса­ции — все было направлено на то, чтобы расширить аудиторию читателей, привлекая прежде всего иммигрантов, слабо знающих английский. За один год новый издатель поднял тираж газеты с 15 до 100 тыс. экземпляров, а за три года — до четверти миллиона. Он особое внимание уделял «динамич­ному репортажу», смело разоблачал коррупцию на строительстве Панамс­кого канала, искусно использовал на страницах драматизацию новостей, иллюстрации, аршинные необычные заголовки, первым в стране стал при­менять цветные приложения и комиксы в цвете. Начиная с 1889 г., на «стра­нице развлечений» «Нью-Йорк уорлд» печатались серийные картинки о приключениях комического персонажа по прозвищу Желтый парень (Ел-лоу кид), который забавлял читателей своим смешным видом, глупой улыб­кой, комическими рассуждениями на различные темы и эксцентрически­ми поступками. Это введенное Пулитцером новшество привело к возник­новению термина «желтая пресса» [35]. Второй крупнейшей фигурой американской журналистики на стыке двух столетий стал Уильям Рендольф Херст (1863—1951), карьера которого началась с приобретения в 1896 г. газеты «Нью-Йорк джорнел энд Адвертайзер» («Нью-Йоркская газета и издание с объявлениями»). Имя Херста символизирует во многом отрица­тельные стороны американской капиталистической прессы, ибо для него не существовала барьера благопристойности. Доход Херста за 1923 г. со­ставил 12 млн. долларов, через два года вырос до 19 млн, а в 1930 г. Херст создал с целью эксплуатации шести своих газет акционерное общество с основным капиталом 150 млн долларов.

Великобритания. Предшественниками газет в Англии в XVI веке были, рукописные листки «Ньюс», извещающие о прибытии торговых судов; а появление периодической печати связывают с 23 июня 1588 г., когда вы­шел номер «Инглиш меркьюри» («Английского вестника»). После англий­ской буржуазной революции 1640 г. возникает множество изданий, а в 1642 г. в английском языке появляется слово «газета». В 1702 г. стала изда­ваться первая в Англии ежедневная газета «Дейли курант».

Потребность в рекламе в 1785 г. вызвала к жизни газету «Тайме». На рубеже XIX —XX веков, когда в Англии началось разделение прессы на качественную и массовую, «Тайме» становится ведущим качественным из­данием. Сегодня она распространяется по всей стране, как и некоторые другие газеты.

Качественная пресса (кроме «Тайме» к ней можно, к примеру, отне­сти ежедневные газеты «Дейли телеграф», «Манчестер гардиан», «Гарди-ан», «Файнэншл тайме» содержательная и информативна, имеет сравни­тельно невеликий тираж (исключением, пожалуй, является тираж «Дейли телеграф» — 1,3 млн экз.).

Массовая (таблоидная) печать ориентируется на широкий круг чита­телей, публикует гораздо меньше аналитических материалов, тираж каж­дого издания колеблется от двух до пяти миллионов экземпляров («Сан», «Миррор», «Дейли мейл», «Экспресс», «Дейли экспресс»...).

Германия. Если первые еженедельники «Реляцион» («Сообщение») и «Авизо»(«Объявление») были отпечатаны в 1609 г., то первая ежедневная газета «Ляйпцигер цайтунг» («Лейпцигская газета») вышла в 1661 г.

В прессе современной Германии преобладают утренние газеты, дру­гая особенность — ярко выраженный региональный характер: 95% перио­дических изданий относятся к местным, что связано с многовековой фео­дальной раздробленностью страны, объединившейся лишь к концу XIX века. В стране — десять крупнейших газетных концернов, лидирует на рынке прессы акционерное общество А.Шпрингера, которое выпускает 15 ежед­невных газет общим тиражом шесть миллионов экземпляров.

Франция. Основанная в 1631 г. Теофрастом Ренодо еженедельная «Газетт» отличалась высоким литературным уровнем, многотемностью со­общений, регулярностью и длительностью выхода. В 1777 г. возникла пер­вая французская ежедневная газета «Журналь де Пари» («Парижская га­зета»). Великая французская революция (1789—1799) привела в возникно­вению политической и революционно-демократической журналистики. Если перед революцией в столице страны издавалось 27 газет, то во второй по­ловине 1789 г. их стало 250, а в 1790 г. — 350. Печать сыграла важную роль в подготовке июльской революции 1830 г., февральской и июньской рево­люций 1848 г. Период 1870—1914 годов отмечен бурным развитием капи­талистической печати, когда газеты и журналы становятся торгово-про­мышленными предприятиями. Сегодня во Франции выходят газеты обще­го типа («Фигаро», «Монд», «Либерасьон» и др.); специализированные (молодежные, женские, научные, технические, эротические и т.д.); экономические («Эхо», «Трибюн», «Нувель экономист» и т.д.); развлекательные (преобладают иллюстрированные еженедельники типа «Пари матч»).

Италия. Как единое национальное государство Италия сложилась к 1870 г. (до этого была раздроблена на 9 отдельных государств) и оставалась монархией до 1946 г. Тип современной итальянской газеты формировался под влиянием французского и английского примеров [36].