Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Журналистика XXI века



Основная тенденция развития средств массовой информации в ми­ре — движение к информационному обществу, что связано прежде всего с появлением новых революционных технологий. Западная журналистика переходит на принципиально новый уровень: цифровое телевидение по­зволит любому составить программу телевизионного вечера, исходя из своих интересов и желаний. Спутники, выведенные сегодня на орбиту, распола­гают 150 тысячами лучших мировых фильмов и 200 тысячами программ различной направленности. Являясь одним из самых перспективных на­правлений в развитии средств массовой коммуникации, спутниковое теле­видение позволяет мгновенно получать и передавать информацию, объе­диняя не только страны, но и континенты, Запад вплотную подошел к по­явлению и интерактивного телевидения. Компьютерная сеть Интернет с ее популярной эмблемой «World Wide Web», растет стремительно и становит­ся основой глобальной информационной инфраструктуры

В России цифровые технологии стали широко внедряться в сферу печатных СМИ; редакции уже многих газет создают электронные версии своих изданий, осваивая тем самым виртуальное пространство Интернета.

В информационном обществе, в которое стремится преобразоваться сегодняшнее индустриальное, большая часть населения будет занята в сфере производства, обработки, управления и обмена информацией. В настоя­щее время информация порой представляет собой основанные на образах и мифах пропагандистские комплексы, а глобализация процессов в масс-медиа ведет к росту потока субъективной информации, созданной в инте­ресах отдельной личности или организации.

Другими тенденциями журналистики является, с одной стороны, диф­ференциация и расширения многообразия печатных изданий и электрон­ных СМИ, с другой, интеграция средств массовой информации, вызывае­мая стремлением к экономической выживаемости.

Выводы

Переход от пражурналистских явлений к журналистике был связан с насущны­ми общественными потребностями и развитием цивилизации. Европейская печать воз­никла из-за необходимости обмена общественно-политическими новостями и коммер­ческой информацией, а история американской — связана с поиском демократических основ государственности. Развитие периодической печати в России начинается с XVIII века, с усилением политических, экономических и культурных связей с Западом. В трудное время, когда русская армия потерпела поражение от шведов, поте­ряв всю артиллерию, когда были подорваны позиции России в Европе, Петр I ре­шил использовать мощное оружие политической и идеологической борьбы — он создает первую русскую газеты «Ведомости». День выхода ее первого номера — 17 декабря 1702 г. стал днем рождения российской журналистики, которой таким образом уже без малого три века.

Главным типом системы средств массовой информации России поначалу был журнал — солидное толстое издание, модель которого складывалась из таких раз­делов, как беллетристика, публицистика, литературная критика, рецензия, перепис­ка с читателем. В XVII веке выходили лишь две газеты, следующий век несколько пополнил список массовых периодических изданий, но в начале XX столетия жур­налы уступают газетам главную роль в формировании общественного сознания.

На различных этапах своего развития журналистики преобладало то или иное социальное и идеологическое отношение прессы к общественному прогрессу, ме­нялся статус прессы в структуре социальных институтов, возникали новые цели и задачи СМИ. Это дало возможность выявить исторические типы журналистики, сформулировать различные теории печати.

Журналистские кадры стали готовить двумя столетиями позже появления первых газет: потребность в этом появилась в связи с существенным размножением прессы, усилением ее влияния, потребностью не столько в новостной информации, сколько в добротных аналитических публикациях и актуальных профессиональных комментариях.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы причины возникновения журналистики?

2. Оцените пражурналистские явления в античном мире, средневековой Ев­ропе и допетровской России.

3. Каково ваше мнение о значении «Ведомостей»? Почему они выходили не­регулярно, малым тиражом, а затем их выпуск был передан Академии наук?

4. Почему в XIX и особенно XVIII веках в России издатели отдавали приори­тет журналу, но не газете?

5. Сравните журналистику XIX века с журналистикой XX столетия.

6. Назовите примеры «персонального журнализма». Возможен ли он се­годня ?

7. Какие исторические типы журналистики вы знаете?

8. Когда в обиход вошли такие понятия как «пропаганда», «газета», «журнал», «журналистика» ?

9. В книге Ф. Сиберта, Т. Петерсона и У. Шрампа «Четыре теории печати» речь идет об авторитарной, либертарианской, советской теориях и теории социаль­ной ответственности. Применимы ли и сегодня эти теории в журналистике отдель­ных стран?

10. Назовите иные концепции прессы.

11. Расследующая пресса, прецизионная, новый журнализм. Применяются ли эти методы прессы США в современной российской журналистике? Если да, то приведите примеры.

12. В чем отличие свободы печати от плюрализма и гласности? Есть ли цензу­ра в современной России, существует ли полная свобода печати?

13. В двадцатые годы будущие журналисты изучали и математику. Да и сегод­ня ее преподают студентам кафедры связи с общественностью Гуманитарного фа- культета Санкт-Петербургского государственного электротехнического универси­тета. А нужна ли математика на современных факультетах журналистики? Оцените изменения в подготовке журналистских кадров.

14. Ваш прогноз развития журналистики XXI столетия?

Примечания:

1. Wust R. La guerre psichologique Lausane 1954. Р. 17.

2. См.: Гельб И.Е. Основы изучения письма- М., 1982. С. 174.

3. Геродот. История в девяти книгах. — М., 1888. С. 130.

4. Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до н. э. и его культура. — М., 1976. С. 144.

5. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. Детство и отрочество. — М., 1994. С. 18.

6. Бюхер К. Возникновение народного хозяйства. — СПб., 1907. Вып. И. С. 13.

7. Люблинский В.С. Книга в истории человеческого общества. — М., 1972. С. 118.

8. Западав А.В. Русская журналистика XVIII века. — М.,1964. С.8-9.

9. Ведомости. 1702. № 2. 27 дек. Рукописный вариант.

10. Ведомости. 1703. № 3. 2 янв. И. Ведомости. 1709. № 11.

11. Ведомости. 1719. № 2. 1 июля.

1. 13; История русской журналистики XVIII —XIX веков/ Березина В. Г., Де­ментьев А. Г., Есин Б. И., Западов А. В., Сикорский Н. М. Под ред. А. В. Западо-ва. — М., 1963. С. 23.

15. Там же. С.37.

16. Всякая всячина. 1769. 1 мая.

17. Адская почта. 1769. С.77.

18. Смесь. 1769. Л. 25.

19. Татаринова Л. Е. История русской литературы и журналистики XVIII ве­ка. — М„ 1982. С. 178-206..

20. Березина В. Г. Карамзин-журналист // Проблемы журналистики. Вып. 1. Л., 1973. С. 99.

21. Татаринова Л. Е. История русской литературы и журналистики XVIII века. С.396.

22. Белинский В. Г. Поля. Собр. Соч. Т. 9. — М., 1955. С. 683.

23. Ясин Б. И. История русской журналистики XIX века. — М., 1989. С. 17-23.

24. История русской журналистики XVIII —XIX веков. С. 115-122.

25. Белинский В. Г. Т.9. С. 687, 693.

26. Герцен А. И. Былое и думы. В 3-х т. Т. 1. — Л., 1978. С. 267.

27. Книжное обозрение. 1895. № 1. С. 11-14.

28. Есин Б. И. К характеристике А. С. Суворина в канун приобретения га­зеты «Новое время» // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1996. № 1. С. 84-85.

29. История русской журналистики XVIII —XIX веков. С.99 —505; Есин Б. И. История русской журналистики XIX в.

30. Макашина Л. П. Русская реклама. Отечественная практика (1703-1918). — Екатеринбург, 1995. С. 16.

31. Ясинский И. И. Роман моей жизни. — М., 1926. С. 297.

32. Сытин И. Д. Жизнь для книги. — М., 1985. С. 195-209.

33. Витте С. Ю. Воспоминания: В 3 т. — М., 1960. Т. 3. С. 168. 33. Дегтярев А. М. Печать молча, или эпизод из истории одного московского интеллигентного общества начала XX века // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журна­листика. 1996. № 1. С. 71

34. Декреты Советской власти. — М., 1957. Т. 1. С. 35.

35. Соколов В.С., Михайлов С.А. Периодическая печать Соединенных Штатов Америки: Учеб. пособ. — СПб, 1998. С.5, 15, 27, 31, 40-42.

36. Журналистика западноевропейских стран: Учеб пособ./ Отв. ред. В. С. Со­колов. — Л., 1990. С.36, 5.

37. Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практи­ки. — М.,1984. С. 35.

38. Там же. С.36.

39. Кашинская Л. В. Система религиозной печати России // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1995. № 3. С. 34.

40. Сиберт Ф., Петерсон Т., Шрамп У. Четыре теории печати. — М., 1996.

41. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики: Учеб. пособ. — СПб., 1995. С. 17-18.

42. См.: Современная идеологическая борьба: Словарь / Сост. С. И. Беглов. М., 1988. С. 61.

43. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 166.

44. Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т.44. С. 78.

45. Журналистика западноевропейских стран. С. 5.

46. Жирков Г. В. История цензуры. — СПб., 1997.

47. Ломоносов М. И. Полн. собр. соч. Т. 3. — М., 1952. С. 218-219.

48. Есин Б. И. История русской журналистики XIX в. С.32

49. Бережной А. Ф. К истории отечественной журналистики (конец XIX — начало XX вв.). — СПб., 1998. С.28-29

50. Топюз К. ЮНЕСКО и подготовка журналистов // Демократический жур­налист. 1969. № 4. С. 6.

51. Журнально-издательское образование в Америке // Журналист. 1925. № 2. С. 65.

52. Таловов В. П. Журналистское образование в СССР. — Л., 1990. С.27-29.

53. Журналистика западноевропейских стран. С. 19, 34, 52, 73, 90.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. — М.,1984.

2. Бережной А. Ф. К истории отечественной журналистики (конец XIX —начало XX вв.). — СПб., 1988.

3. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособ./ Сост Е. П. Прохоров.. — М., 1993.

4. Громова Л. П. А. И. Герцен и русская журналистика его времени. — СПб., 1994.

5. Ясин Б. И. История русской журналистики XIX в. — М., 1989.

6. Жирков Г. В. История цензуры. — СПб., 1997.

7. Западов А. В. Русская журналистика XVIII века. — М., 1964.

8. История русской журналистики XVIII —XIX веков / Под ред. проф. А. В. Западова. Третье, испр. издание: Учебник. М., 1973

9. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики: Учеб.пособ. — СПб., 1995.

10. Макашина Л.П. Русская реклама. Отечественная практика. (1703-1918). — Екатерин­бург, 1995.

11. Рост Д. А. «Колокол» возрожденный. — Казань, 1989.

12. Соколов В. С., Михайлов С. А. Периодическая печать Соединенных Штатов Америки: Учеб. пособ. — СПб., 1998.

13. Таловов В. П. Журналистское образование в СССР. — Л., 1990.

14. Татаринова Л. Е. История русской литературы и журналистики XVIII века. — М, 1982.

Глава 2