Основная тенденция развития средств массовой информации в мире — движение к информационному обществу, что связано прежде всего с появлением новых революционных технологий. Западная журналистика переходит на принципиально новый уровень: цифровое телевидение позволит любому составить программу телевизионного вечера, исходя из своих интересов и желаний. Спутники, выведенные сегодня на орбиту, располагают 150 тысячами лучших мировых фильмов и 200 тысячами программ различной направленности. Являясь одним из самых перспективных направлений в развитии средств массовой коммуникации, спутниковое телевидение позволяет мгновенно получать и передавать информацию, объединяя не только страны, но и континенты, Запад вплотную подошел к появлению и интерактивного телевидения. Компьютерная сеть Интернет с ее популярной эмблемой «World Wide Web», растет стремительно и становится основой глобальной информационной инфраструктуры
В России цифровые технологии стали широко внедряться в сферу печатных СМИ; редакции уже многих газет создают электронные версии своих изданий, осваивая тем самым виртуальное пространство Интернета.
В информационном обществе, в которое стремится преобразоваться сегодняшнее индустриальное, большая часть населения будет занята в сфере производства, обработки, управления и обмена информацией. В настоящее время информация порой представляет собой основанные на образах и мифах пропагандистские комплексы, а глобализация процессов в масс-медиа ведет к росту потока субъективной информации, созданной в интересах отдельной личности или организации.
Другими тенденциями журналистики является, с одной стороны, дифференциация и расширения многообразия печатных изданий и электронных СМИ, с другой, интеграция средств массовой информации, вызываемая стремлением к экономической выживаемости.
Выводы
Переход от пражурналистских явлений к журналистике был связан с насущными общественными потребностями и развитием цивилизации. Европейская печать возникла из-за необходимости обмена общественно-политическими новостями и коммерческой информацией, а история американской — связана с поиском демократических основ государственности. Развитие периодической печати в России начинается с XVIII века, с усилением политических, экономических и культурных связей с Западом. В трудное время, когда русская армия потерпела поражение от шведов, потеряв всю артиллерию, когда были подорваны позиции России в Европе, Петр I решил использовать мощное оружие политической и идеологической борьбы — он создает первую русскую газеты «Ведомости». День выхода ее первого номера — 17 декабря 1702 г. стал днем рождения российской журналистики, которой таким образом уже без малого три века.
Главным типом системы средств массовой информации России поначалу был журнал — солидное толстое издание, модель которого складывалась из таких разделов, как беллетристика, публицистика, литературная критика, рецензия, переписка с читателем. В XVII веке выходили лишь две газеты, следующий век несколько пополнил список массовых периодических изданий, но в начале XX столетия журналы уступают газетам главную роль в формировании общественного сознания.
На различных этапах своего развития журналистики преобладало то или иное социальное и идеологическое отношение прессы к общественному прогрессу, менялся статус прессы в структуре социальных институтов, возникали новые цели и задачи СМИ. Это дало возможность выявить исторические типы журналистики, сформулировать различные теории печати.
Журналистские кадры стали готовить двумя столетиями позже появления первых газет: потребность в этом появилась в связи с существенным размножением прессы, усилением ее влияния, потребностью не столько в новостной информации, сколько в добротных аналитических публикациях и актуальных профессиональных комментариях.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы причины возникновения журналистики?
2. Оцените пражурналистские явления в античном мире, средневековой Европе и допетровской России.
3. Каково ваше мнение о значении «Ведомостей»? Почему они выходили нерегулярно, малым тиражом, а затем их выпуск был передан Академии наук?
4. Почему в XIX и особенно XVIII веках в России издатели отдавали приоритет журналу, но не газете?
5. Сравните журналистику XIX века с журналистикой XX столетия.
6. Назовите примеры «персонального журнализма». Возможен ли он сегодня ?
7. Какие исторические типы журналистики вы знаете?
8. Когда в обиход вошли такие понятия как «пропаганда», «газета», «журнал», «журналистика» ?
9. В книге Ф. Сиберта, Т. Петерсона и У. Шрампа «Четыре теории печати» речь идет об авторитарной, либертарианской, советской теориях и теории социальной ответственности. Применимы ли и сегодня эти теории в журналистике отдельных стран?
10. Назовите иные концепции прессы.
11. Расследующая пресса, прецизионная, новый журнализм. Применяются ли эти методы прессы США в современной российской журналистике? Если да, то приведите примеры.
12. В чем отличие свободы печати от плюрализма и гласности? Есть ли цензура в современной России, существует ли полная свобода печати?
13. В двадцатые годы будущие журналисты изучали и математику. Да и сегодня ее преподают студентам кафедры связи с общественностью Гуманитарного фа- культета Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета. А нужна ли математика на современных факультетах журналистики? Оцените изменения в подготовке журналистских кадров.
14. Ваш прогноз развития журналистики XXI столетия?
Примечания:
1. Wust R. La guerre psichologique Lausane 1954. Р. 17.
2. См.: Гельб И.Е. Основы изучения письма- М., 1982. С. 174.
3. Геродот. История в девяти книгах. — М., 1888. С. 130.
4. Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до н. э. и его культура. — М., 1976. С. 144.
5. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. Детство и отрочество. — М., 1994. С. 18.
6. Бюхер К. Возникновение народного хозяйства. — СПб., 1907. Вып. И. С. 13.
7. Люблинский В.С. Книга в истории человеческого общества. — М., 1972. С. 118.
8. Западав А.В. Русская журналистика XVIII века. — М.,1964. С.8-9.
1. 13; История русской журналистики XVIII —XIX веков/ Березина В. Г., Дементьев А. Г., Есин Б. И., Западов А. В., Сикорский Н. М. Под ред. А. В. Западо-ва. — М., 1963. С. 23.
15. Там же. С.37.
16. Всякая всячина. 1769. 1 мая.
17. Адская почта. 1769. С.77.
18. Смесь. 1769. Л. 25.
19. Татаринова Л. Е. История русской литературы и журналистики XVIII века. — М„ 1982. С. 178-206..
20. Березина В. Г. Карамзин-журналист // Проблемы журналистики. Вып. 1. Л., 1973. С. 99.
21. Татаринова Л. Е. История русской литературы и журналистики XVIII века. С.396.
22. Белинский В. Г. Поля. Собр. Соч. Т. 9. — М., 1955. С. 683.
23. Ясин Б. И. История русской журналистики XIX века. — М., 1989. С. 17-23.
24. История русской журналистики XVIII —XIX веков. С. 115-122.
25. Белинский В. Г. Т.9. С. 687, 693.
26. Герцен А. И. Былое и думы. В 3-х т. Т. 1. — Л., 1978. С. 267.
27. Книжное обозрение. 1895. № 1. С. 11-14.
28. Есин Б. И. К характеристике А. С. Суворина в канун приобретения газеты «Новое время» // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1996. № 1. С. 84-85.
29. История русской журналистики XVIII —XIX веков. С.99 —505; Есин Б. И. История русской журналистики XIX в.
30. Макашина Л. П. Русская реклама. Отечественная практика (1703-1918). — Екатеринбург, 1995. С. 16.
31. Ясинский И. И. Роман моей жизни. — М., 1926. С. 297.
32. Сытин И. Д. Жизнь для книги. — М., 1985. С. 195-209.
33. Витте С. Ю. Воспоминания: В 3 т. — М., 1960. Т. 3. С. 168. 33. Дегтярев А. М. Печать молча, или эпизод из истории одного московского интеллигентного общества начала XX века // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1996. № 1. С. 71
34. Декреты Советской власти. — М., 1957. Т. 1. С. 35.