Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Инфраструктура журналистики





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Работа СМИ обеспечивается инфраструктурой журналистики:

1) технической — полиграфическими предприятиями, техническими центрами радиовещания и телевидения, предприятиями связи, ведущими подписку и распространение прессы, передачу радио и телесигнала;

2) информационной — системой телеграфных агентств, агентств пе­чати, аудио- и визуальной информации, пресс-центрами, службами по свя­зям с общественностью, рекламными организациями;

3) организационно-управленческой — государственными органами, занятыми подготовкой нормативных актов, регулирующих деятельность средств массовой информации, их регистрацией и лицензированием, На­конец, к инфраструктуре относятся учебные и научные центры.

 

Многие годы Телеграфное агентство Советского Союза и Агентство печати «Новости» были единственными монополистами, распространяю­щими информацию, комментарии, обзоры во все страны мира и, конечно, для советских СМИ. С распадом СССР ТАСС преобразовался в Информа­ционное телеграфное агентство России, сохранив свой «товарный знак» — ИТАР-ТАСС, а АПН стало РИАНом — Российским информационным аген­тством «Новости».

Возрастание значения нового вида информации, связанного с по­требностями бизнеса, частного сектора экономики, стало одной из причин, приведших к созданию альтернативных ИТАР-ТАСС и РИАН негосудар­ственных информационных агентств. Первым — в 1989 г. — возник «По­стфактум». Вначале это была информационная служба «Факт», созданная для информирования первых частных предприятий и кооперативов. В мае того же года агентство было зарегистрировано в качестве независимой службы «Постфактум». Месяцем позже начал работу «Интерфакс», первы­ми клиентами которого стали иностранные журналисты, посольства и за­падные фирмы, размещенные в Москве. Хотя для многих западных журна­листов экономическая информация уже давно стала важнейшим «товаром», российской экономике он тогда еще практически никем не предлагался. «Интерфакс» стал первым, кто осознал важность, перспективность и, на­конец, прибыльность деловой информации для СМИ. Сегодня агентство поддерживает с частным бизнесом тесные отношения, имея более двух тысяч подписчиков в России (в основном это частные фирмы и банки) и свыше тысячи иностранных.

В настоящее время действует немало средних и мелких информаци­онных агентств (Сибинформ, Урал-акцент и т.д.). Только в Санкт-Петер­бурге в 1996 г. работало 13 агентств: «Северо-Запад». «Дело-Информ», «ИТАП-ПРЕСС», «РИАЛ» (рекламно-информационное агентство «Ленинг­рад»). ИМА-ПРЕСС, «ИНМИР» (информация-мобилизация интеллектуаль­ных ресурсов), «Эксклюзив», «СФИНКС-ПОСТИНФОРМ» (учредитель — Студенческая федерация информационных контактов «СФИНКС-пост») и др. Кроме того, в городе распространяется 18 различных информационных бюллетеней: «За безопасность движения», «Закон», «Жизнь», «Информа­ция для предпринимателей», «Налоги и бизнес», «Страдания предпринима­теля», «Наш район», «Приморские новости» и т.д.

Многие провинциальные агентства начинают действовать обычно на «домашней основе»: несколько журналистов готовят свои материалы, ис­пользуя одну пишущую машинку и домашний телефон. Часто им инфор­мацию поставляют их знакомые или случайные люди. Лишь с течением времени, когда агентство, для того, чтобы выжить, сталкивается с необхо­димостью обеспечивать клиентов постоянным потоком новостей, начина­ются поиски финансовых вложений на приобретение, в частности, факса, компьютера, принтера, возникают проблемы обеспечения высокого каче­ства ежедневных новостей и создания собственной корреспондентской сети. И без значительных вложений либо со стороны государства (дотации), либо со стороны крупных частных финансовых структур ни одно независимое агентство не может конкурировать с ИТАР-ТАСС и РИАНом. Конкуренция возможна лишь в отдельных сферах, например, в финансовой информа­ции, новостях о национальной политике, жизни региона. Это вполне по­нятно, если учесть, что в целях повышения оперативности агентство долж­но пользоваться всеми видами связи, в том числе и космической, иметь мощные компьютерные центры, служащие для подготовки, обработки и хранения информации, которая непрерывно поступает потребителям по телетайпу, либо в виде оперативных бюллетеней новостей, пресс-релизов, выходящих часто несколько раз в день. Все это требует немалых средств, значительно больших, чем доходы, получаемые агентствами от СМИ за передачу им информации. Существенные затраты ИТАР-ТАСС связаны с содержанием корреспондентских пунктов в различных странах мира и с выпуском еженедельного журнала «Эхо планеты».

Особое положение ИТАР-ТАСС и РИАН подчеркивается тем фактом, что только эти два агентства получают субсидии из Федерального бюдже­та: причем на двоих они в 1,7 раза превышают объем финансирования самого крупного университета России — Московского.

Практику создания крупных негосударственных агентств можно про­следить на примере «Интерфакса». Он был организован как совместное предприятие с привлечением иностранного капитала российско-франко-итальянской компании «Интерквадро». Последняя помогла «Интерфаксу» приобрести факсы. Другим партнером стало Московское радио, которое предоставило молодому агентству помещение. Однако в 1990 г. произошел конфликт, принесший «Интерфаксу» широкую известность благодаря ос­вещению в прессе. Руководство Гостелерадио, в помещениях которого ра­ботали журналисты агентства, «выселило» «Интерфакс» из здания. Благо­даря содействию Б. Н. Ельцина, который был тогда Председателем Вер­ховного Совета России, «Интерфакс» смог временно разместиться в российском Белом доме. Чуть позже, получив официальное разрешение Моссовета на аренду постоянного помещения, «Интерфакс» переехал в старинный особняк на Тверской.

Учредителями средних и малых информационных агентств могут быть юридические или физические лица. Так, агентство «Дело-Информ» в Пе­тербурге было учреждено инновационным коммерческим обществом «Дело», а у агентства «ИНМИР» — четыре учредителя: предприниматели Г. В. Гу­сев, Е. В. Гусева, журналисты А. Б. Молоков и В. О. Ярыгин. «ИТАП-ПРЕСС» учредили, с одной стороны, физическое лицо — В. К. Мелихов, с другой — юридические лица (соучредители — радиопрограмма «Весь Пе­тербург» и газета «Санкт-Петербург»).

Итак, информационные агентства передают СМИ социальную, поли­тическую, экономическую информацию, а рекламные сообщения — забота уже рекламных агентств. Деятельность последних разносторонняя. Для сво­его заказчика (фирмы, банка, предприятия, частного лица) агентство гото­вит рекламные материалы и размещает их в газете, на телевидении и радио; проводит рекламные мероприятия на ярмарках и выставках; организует рек-ламно-технические семинары и пресс-конференции; разрабатывает, гото­вит, монтирует и обслуживает средства наружной рекламы; разрабатывает товарный знак и элементы фирменного стиля; организует комплексные рек­ламные кампании и т.д. Агентство взаимодействует с производственными базами, типографиями, студиями, заводами по изготовлению элементов рек­ламы, осуществляет связь со средствами распространения рекламной про­дукции, размещает в них заказы, поступающие от рекламодателя; контроли­рует их исполнение, проводит расчеты с рекламодателями и средствами рас­пространения рекламы.

В начале 1999 г. в Санкт-Петербурге рекламные услуги предлагали, не считая рекламных отделов редакций СМИ, 313 организаций. Многие из них специализированы. Так, производством и размещением видеорекламы заня­ты 12 организаций, наружной рекламой и оформлением интерьеров — 89, рекламой на транспорте и в метро — 20, сувенирной рекламой, созданием фирменного стиля, фотоуслугами — 98, почтовой рекламой — 12 организа­ций... На рынке рекламных услуг выделяются рекламные отделы, рекламные агентства и рекламные центры. Так, рекламное агентство «Дизайн студия Гради» снабжает своей продукцией петербургские газеты «Вести», «Соб­ственность», «Петербургское Эхо», а рекламное агентство концерна «Рус­ское видео» ежегодно изготовляет до 100 телевизионных роликов и помога­ет заказчикам разместить их на ведущих каналах российского телевидения. Еще в 1994 г. при Ассоциации производителей рекламы был создан реклам­ный центр, в который вошли рекламные агентства и отделы «Русского ви­део», «Санкт-Петербургских ведомостей», «ИМА-пресс», телекампании «Пе­тербург», представители выставочного комплекса объединения «Ленэкспо», и ряд других организаций. Центр разрабатывает комплексные рекламные кампании и выполняет выставочные, экспозиционные, наружно-световые и иные специализированные рекламные услуги. А рекламный центр петер­бургского концерна «Шанс», в котором занято 40 человек (агенты, реклами­сты, менеджеры и т.д.), выполняет заказы рекламодателей и размещает рек­ламу во всех изданиях концерна: газетах «Реклама-Шанс», «Недвижимость Петербурга», «Пятое колесо» (для автолюбителей) и др.

О растущей роли рекламных агентств как важной ветви инфраструк­туры современной журналистики свидетельствует тот факт, что в после­днее время туда пришло немало выпускников факультетов журналистики университетов России. Молодые журналисты или возглавляют агентства, или становятся составителями рекламных обращений — текстовиками.

В советское время о визите на предприятие журналист должен был договариваться с расположенным на его территории парткомом КПСС. С ликвидацией последних стали создаваться пресс-службы. В Санкт-Петер­бурге к марту 1999 г. их насчитывалось свыше двухсот. Появилась армия пресс-секретарей и ответственных за связи с общественностью или со СМИ. Неведомые раньше должности возникли везде: во властных структурах, политических партиях, коммерческих фирмах, банках, творческих союзах, конфессиях, государственных предприятиях. Разговор о них — более под­робный — пойдет в другой главе. А сейчас хотелось бы высказать некото­рые замечания.

Пресс-службы, казалось бы, должны облегчить журналисту поиск информации. На деле же часто происходит наоборот. Если раньше попасть к директору вагоностроительного завода было нетрудно — достаточно было звонка секретарю парткома, то сейчас, когда завод стал акционерным об­ществом, а директор — управляющим, переговоры надо вести уже с «ме­неджером управляющего», а они могут быть бесплодными. Мода на орга­низацию пресс-служб привела к неожиданным издержкам. Порой вместо установления деловой связи со СМИ многие пресс-службы стремятся воз­вести барьер между журналистами и своими шефами — руководителями организаций, предприятий.

Эту негативную тенденцию подметили представители Судебной па­латы по информационным спорам при Президенте России и Союза журна­листов Российской Федерации. Анализируя итоги слушаний дел в Палате, они пишут: «Повсеместно созданы пресс-центры, пресс-службы, пресс-сек­ретари и иже с ними. По идее они призваны облегчить доступ журналис­тов к информации. На деле они превратились в непреодолимые барьеры и выдают лишь ту информацию, в которой заинтересована данная структу­ра. И, естественно, журналисты всякими способами преодолевают эти ба­рьеры вплоть до подкупа должностных лиц и откровенной покупки инфор­мации. А те, кому это недоступно, прибегают к вымыслу и домыслу» [3].

Между тем, в Уголовном кодексе России появилась статья 144, предус­матривающая наказание за «воспрепятствование законной профессиональ­ной деятельности журналистов», а в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 12) подчеркивается равенство прав граждан, органов власти, органов местного самоуправления, организа­ций и общественных объединений на доступ к «государственным информа­ционным ресурсам», причем никто не обязан обосновывать перед владель­цем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации [4]. Видимо, следует с этими законами жестче увязать работу пресс-служб, директивно установить единый порядок предоставления ими полной инфор­мации. Без этого пресс-службы и дальше могут мотивировать отказ стандар­тными причинами: «коммерческая тайна», «информация неполная», «надо согласовать с директором, а он в командировке» и т.п.

Что же касается технической инфраструктуры, то и здесь много не­решенных проблем. На территории России действуют 6 тысяч полиграфи­ческих предприятий, подразделений и участков, располагающих хотя бы одной печатной машиной, но основную продукцию выпускает лишь каж­дая третья типография государственного сектора.Причины преобладания госсектора следующие. Во-первых, высокая капиталоемкость производства (оборудование сложное, высокоточное и потому дорогое) требует больших инвестиций, которыми не всегда располагает частный сектор; во-вторых, из-за низкой рентабельности печатного дела этот сектор не заинтересован в приватизации государственных предприятий полиграфии; в-третьих, при­ватизация мелких, выпускающих местные газеты, типографий в силу низ­кой рентабельности производства может побудить коммерсантов перепро­филировать эти типографии под торговые, банковские или иные «точки».

Процесс приватизации затрагивает лишь крупные полиграфические производства. Так, издательства «Пресса» и «Известия» акционированы Уп­равлением делами администрации Президента РФ, а остававшийся в веде­нии Госкомпечати крупнейший издательско-полиграфический комплекс «Московская правда» (до 1991 г., подчинялся управлению делами ЦК КПСС) в августе 1998 г. передан правительству Москвы. Здесь печатаются 128 га­зет и 40 журналов («Вечерняя Москва», «Сегодня», «Новая газета», «ВЕК» и т.д.). Но и этот комплекс нуждается в техническом перевооружении, кото­рое требует не менее 20 млн. долларов. Издательство не могло взять кредит на такую сумму. Теперь проблема будет решаться московским правитель­ством. Обновленная «Московская правда» сможет выпускать и те издания, которые делаются в цвете, а потому пока печатаются в Финляндии, Герма­нии, Чехии, оставляя там немалые деньги (1,5 млн. долларов в год). Под кон­тролем московского мэра Ю. М. Лужкова находится созданный его прави­тельством медиа-холдинг «Метрополис», куда входят ТВ-центр, газета «Рос­сия», «Литературная газета», «Вечерняя Москва», «Куранты», «Тверская, 13», «Метро», «Центр плюс». Таким образом, он стал контролировать и «чужие СМИ» — накануне президентских выборов 2000 г. [5].

Снижение доходов полиграфических предприятий — следствие их технического и технологического отставания от мирового уровня. В район­ных и городских типографиях более половины печатных машин давно уста­рело и изношено. Российские полиграфисты по-прежнему применяют тех­нологию высокой печати, низкопроизводительную и экологически опасную: мировой уровень такой технологии не превышает 10%, а в местных типогра­фиях России высокая печать составляет 64,4% [6]. Основная техника закупа­ется за рубежом, но нехватка собственных средств предприятий и отсут­ствие централизованных валютных запасов привели к спаду технического перевооружения полиграфии. Так, заявки министерств и регионов на 1995 г. предусматривали капитальные вложения в размере 125 млрд. руб., но из федерального бюджета было выделено лишь 7 млрд., или 5,5 % [7].

Правда, в последнее время укреплены мощности таких издательско-полиграфических комплексов, как «Пресса», «Московская правда», «Улья­новский Дом книги», в регионах создано и оснащено офсетной техникой почти 200 пунктов централизованной печати городских газет, в которых сейчас выпускают более половины местной прессы. Сооружаются новые объекты: первая образцовая типография в Москве, полиграфические ком­бинаты в Твери и Саратове, газетно-журнальный комплекс в Орле, завод офсетных пластин в Щекине Тульской области. Тем не менее, масштабное техническое перевооружение затронуло лишь часть отрасли. При суще­ствующих объемах финансирования ее производственных потенциал мож­но обновить только к 2025 г. В 1993— 1994 г.г. было принято несколько Указов Президента и поста­новлений правительства о развитии материальной базы полиграфической промышленности в регионах, в частности, в Самарской области, Усть-Ор­дынском Бурятском автономном округе, республиках Тува, Адыгея, Север­ная Осетия, Ингушетия. А в 1995 г. правительство утвердило Федеральную целевую программу «Поддержка государственной полиграфии и книгоизда­ния России в 1996 — 2000 годах». Реализация программы потребует инвести­ций в размере свыше трех триллионов неденоминированных рублей и по­зволит укрепить и развить материально-техническую базу российской поли­графии, обеспечить потребности России в газетах и конкретных видах социально значимой литературы.

Несмотря на проведенные в последние годы строительство и рекон­струкцию объектов государственного телевидения и радиовещания, еще значительное количество радиотелецентров размещено или в неприспо­собленных помещениях, или зданиях, построенных по устаревшим проек­там. Большинство центров оснащены морально устаревшим оборудовани­ем, физически изношенным и экономически невыгодным из-за высокой стоимости обслуживания, большой энергоемкости и чрезмерного расхода ленты. В 31 из 90 государственных региональных телекомпаний России студийное оборудование прослужило свыше 15 лет. Раньше его поставля­ли бывшие социалистические страны (Венгрия, ГДР, Чехословакия) и со­юзные республики (Украина, Литва, Белоруссия, Латвия). С переходом в 1991 г. на расчеты в валюте поставки прекратились.

Федеральная комплексная программа создания технических средств связи, телевидения и радиовещания в 1995 — 2000 годах (принята в 1994 г.) предусматривает производство современной отечественной аппаратуры для оснащения реконструируемых и строящихся объектов (в 1995 г. уже сооружались телецентры в Новгороде, Черкасске, Дудинке, радиотеле­центры в Белгороде, Горно-Алтайске, радиодом в Архангельске и др.) [8]. Объединение с июня 1998 г. региональных государственных телецентров в единый холдинг во главе с Российским ТВ придало реконструкции теле­видения дополнительный импульс.

Что касается услуг Министерства связи, в частности, за распростра­нение прессы, то в структуре подписной цены на газету затраты, связан­ные с оплатой почтовых тарифов, составляют почти 40%. Но вот парадокс: хотя в целом почтовая отрасль и имеет прибыль, из 79 региональных уп­равлений Федеральной почтовой связи убыточны 30. А финансовые пока­затели Управления падают из-за доставки газет: так, в 1995 г. редакции перечислили ему за распространение изданий 500 миллиардов неденоми­нированных рублей, а почта затратила на эти цели 818,1 млрд., или на 318,1 млрд. руб. больше.

В последние годы законодательная база журналистики заметно усили­лась: в 1993 г. начали действовать федеральные законы «Об авторском пра­ве и смежных правах» (от 9 июля 1993 г.), «О государственной тайне» (от 21 июля 1993 г.); в 1995-ом — «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информа­ции» (от 13 января 1995 г.), «О связи» (от 16 февраля 1995 г.) «Об инфор­мации, информатизации и защите информации» (от 20 февраля 1995 г.), «О рекламе» (от 18 июля 1995 г.), «Об экономической поддержке район­ных (городских) газет» (от 24 ноября 1995 г.), «О государственной поддер­жке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федера­ции» (от 1 декабря 1995 г.): внесены поправки в кодексы — Гражданский, Уголовный, Об административных нарушениях. Однако, главный доку­мент — Закон «О средствах массовой информации» вступил в силу 27 де­кабря 1991 г., и хотя в 1995 г. в текст были внесены некоторые изменения и дополнения, он явно устарел и нуждается в существенной корректиров­ке в соответствии с реалиями российской действительности. Следует опре­делить финансовые условия самостоятельности и экономический статус СМИ, права редакций на приватизацию зданий, земельных участков, иму­щества; дифференцировать налоговые льготы; дать твердые гарантии на доступ журналистов к информации и в то же время усилить ответствен­ность СМИ за недостоверность информации, вызывающей негативные по­следствия; предоставить журналисту статус неприкосновенности (подобно депутатскому), чтобы защитить его от шантажа и насилья. Надо также вы­работать механизм реализации закона «О средствах массовой информа­ции» и устранить нестыковку его отдельных статей с другими законами, особенно с Уголовно-процессуальным и Гражданско-процессуальным ко­дексами Российской Федерации.

Социально-экономические перемены в России затронули и такую ветвь инфраструктуры журналистики, как научные и учебные центры. Больше внимание стали здесь уделять социологии, психологии и типологии СМИ, проблемам их эффективности в рыночных условиях, открылась новая спе­циализация — «общественные связи», началась подготовка специалистов по ПР и рекламе. Причем готовит их, помимо факультетов журналистики, множество иных государственных и коммерческих учебных заведений, что может привести к нежелательному результату, когда предложение станет заметно опережать спрос.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.