Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

КРУПНЕЙШИЕ СОБСТВЕННИКИ СМИ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первый в истории газетный трест Скриписа возник в США. Вслед за ним там же появились газеты треста Херста, Мак-Кормика, Паттерсона и другие. В Соединенных штатах Америки сегодня — 1700 ежедневных газет. Их общий разовый тираж составляет свыше 60 млн. экземпляров, 70 процен­тов которых приходится на долю 149 газетных трестов, синдикатов и компа­ний. Ведущее место среди них занимают «Гоняет хомпани, инкорпорейтед», «Найт-Риддернъюспейперз», инкорпорейтед», «Херст корпорейшн», «Трибюн компания, «Нью-Йорк тайме компани», «Нью Америка паблишинг», группа Ру­перта Мэрдока, «Тайме миррор компани», газетный трест Ньюхзауза.

Процесс концентрации и монополизации в издательском деле превра­тил прессу в одну из важных отраслей американской экономики. Десять газетных компаний входят в число 500 наиболее крупных американских корпораций. «Ганнет компани» в июле 1995 г. приобрела за 1,7 миллиарда долларов компанию «Малитмедиа», выпускающую 11 ежедневных и 49 дру­гих изданий, а также владеющую системами кабельного телевидения и ве­щательными станциями. Таким образом, «Ганнет компани» стала еще более мощной: 93 газеты с общим тиражом 6,4 млн. экземпляров, 15 телестан­ций, 13 радиостанций и 450 тысяч подписчиков кабельного телевидения [54]. А «Пулитцер паблишинг компани», владеющая только тремя газетами в Ту­соне (Аризона) и Сент-Луисе, купила в 1996 г. за 214 млн. долларов целую компанию провинциальной прессы «Скриппс лиг ньюспейперс» с 16 ежед­невными и 30 еженедельными газетами — тиражом от нескольких тысяч до 32 тыс. экз. на Среднем Западе и Западе [55].

В девяностых годах несколько изменилась стратегия купли-продажи газет. Если раньше газетную собственность приобретали хаотично, то с 1995 г. перешли на географический принцип — «пачками» в одном месте, там, где уже у компании имеются свои газеты, чтобы легче было ими управлять. Так сделала корпорация «Найт-Риддер» в 1995 г., купив компанию «Лешер ком-мьюникейшнз» с пятью газетами в Калифорнии, где у нее уже есть газета «Сан Хосе меркюри ньюс». Так же поступили компании «Холлингер» и Дина Синглтона в 1996 г. [56].

В Великобритании,как и в других странах, последние десятилетия идет процесс концентрации прессы в руках немногочисленной групп газет­ных концернов, а также транснациональных объединений. Газетный рынок с Мердоком делят крупнейшие газетно-издательские монополии.

Так, группе лорда Ротермира — «Ассошиэтед ньюспейперс» —совме-щаюшей газетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, принадлежат газеты «Дейли мейл» и «Мейл он санди», акции четырех коммерческих ра­диостанций. В концерн входят ряд провинциальных газетно-издательских компаний, а также газетные компании «Нортклиф ньюспейперз труп» и «Ивнинг стандарт», издающие лондонскую вечернюю газету «Стандард» (The Standard — «Знамя»). Группа получает большие доходы от добычи нефти в Северном море, имеет вклады в ресторанный бизнес, является крупным земельным собственником.

«Миррор груп консорциум» — газетный концерн, один из крупнейших в Европе. Принадлежит издательскому объединению «Бритиш принтинг энд комьюникейшн корпорейшнл», издательской компании «Пергамон пресс». Ее президент Роберт Максвелл погиб в 1991 г. при невыясненных обстоя­тельствах: его тело обнаружили в океанских волнах недалеко от собствен­ной яхты. Дело продолжили его сыновья. Концерн издает две ежедневные общенациональные газеты «Миррор» и «Спортинг лайф» («Спортивная жизнь»), воскресные «Санди пипл» и «Санди миррор». «Томсон ридженл ньюспейперз» входит в группу Томсона, канадского газетного магната. Кон­тролирует 14 ежедневных, в основном провинциальных газет, включая шот­ландские издания «Дейли рекорд» (Daily Record — «Ежедневные события»), «Санди мейл» и «Скотсмен» (The Scotsman — «Шотландец»), одну воскрес­ную и 40 еженедельных.

Газетный трест «Ньюс интернэшнл» принадлежит австралийскому магнату Руперту Мэрдоку, принявшему в 1885 г. гражданство США. Объе­диняет компании: «Тайме ньюспейперд» (издает общенациональные газеты «Тайме» и «Санди тайме») и «Ньюс груп ньюспейперз (издает газеты — общенациональную «Сан» и воскресную «Ньюс оф уорлд», имеющие самые высокие, свыше четырех миллионов каждая, тиражи).

«Юнайтед ньюспейперз» — газетно-издательский концерн принадле­жит финансисту Дэвиду Стивенсу. Издает общенациональные газеты «Дей­ли стар», «Дейли экспресс», «Санди экспресс»; выпускает сотни провинци­альных газет, из которых крупнейшей являются «Йоркшир пост», журналы «Панч», «Кантримен» и ряд других.

Германия.В 1947 г. в Гамбурге Аксель Цезарь Шпрингер основал га­зетно-издательский концерн, который в 1970 г. был преобразован в акцио­нерное общество «Аксель-Шпрингер-ферлаг». Контрольный пакет акций (51%) принадлежит издательствам Шпрингера (26,1%) и братьям Фридеру и Ху-берту Бурда (24,9%), которые определяют политику концерна. Интересы других акционеров (49%) представляют «Немецкий банк», химический кон­церн «Шеринг», торговая фирма «Отто-ферзанд» и концерн «Мерседес-ауто- мобиль-холдинг». После смерти Шпрингера в 1985 г. большая часть его ак­ций перешла к его вдове Фриде Шпрингер.

Концерн Шпрингера выпускает свыше 80 процентов тиражей всех ежедневных и воскресных газет, издаваемых в Германии, ему принадлежит пять крупнейших ежедневных газет —«Вельт» (Die Welt —«Мир»), «Бильд» (Bild — «Иллюстрированная газета»), «Гамбургер абенблат» (Hamburger Abendblatt — «Гамбургский вечерний листок»), «Бильд Берлин», две вос­кресные газеты «Бильд ам зоннтаг» (Bild am Sonntag — «Воскресная иллю­стрированная газета») и «Вельт ам зонтаг» (Welt am Sonntag — «Мир в воскресенье»), еженедельные иллюстрированные журналы радио и телеви­дения «Херцу» и «Функ ур».

Активную роль в печатном мире страны играет концерн «Бертельс-ман», имеющий финансовые интересы во всех средствах массовой инфор­мации, книгоиздательстве, кинематографии. «Бертельсман» является владель­цем второго по величине, после шпрингеровского, газетно-журнального из­дательства «Грунер унд Яр» (Gruner und Jahr AG), которому принадлежит такое влиятельное издание, как журнал «Штерн» (тираж свыше 2 млн.) и еженедельная газета «Цайт», журналы «Капиталь» и «Гео», иллюстрирован­ные издания для молодежи и женщин. Политическим весом обладает выпус­каемый в Гамбурге объединением Аугштеина еженедельник «Шпигель» (Der Spiegel — «Зеркало», тираж свыше млн. экз.).

Газетно-издательское объединение в Мюнхене «Зюддойчер-ферлаг» (Suddeutscher-Verlag) издает ежедневную проправительственную газету «Зюд-ддойче цайтунг» («Южногерманская газета») и вечернюю «Абендцайтунг».

Издательский концерн «Генрих Бауэр-ферлаг» (Heinrich Bauer-Verlag) принадлежит Генриху Бауэру. Наряду с «Грунер унд Яр» играет ведущую роль в выпуске иллюстрированных журналов. Издает иллюстрированные журналы: «Квик» (Quick — «Быстрый»), «Нойе ревю» (Neue Revue — «Но­вое обозрение»), «Пралине», еженедельную газету «Нойе блат» (Das Neue Blatt — «Новый листок»), еженедельный журнал «Браво».

Франция.Группа «Ашетт» (Le groupe Hachette) была основана еще в 1826 г. Она контролирует работу издательств «Грассе-Фаскель», «Фай-яр», «Сток», «Ле Шен», «Мазорин» и др., производит почти треть общего количества учебников по различным дисциплинам, обладает монополией на продажу книг, в значительной степени контролирует продажу газет и журналов через фирму «Нувель мессажри де ла пресс паризьен», где вла­деет 49 процентами акций. Выпускает серии изданий: «Великие художни­ки», «Популярная медицина», «Музеи» и т. п. Ежегодно издает 70 млн. экз. книг, два десятка газет и журналов, в том числе «Журналь дю ди-манш» (Le Journal du Dimanche — «Воскресная газета»), «Эль» (Elle — Она»), «Теле-сет жур» (Tele 7 jours — «Теленеделя») и др., что составляет 15 процентов журнальной продукции Франции. Общая численность пер­сонала «Ашетт» 20 тыс. человек.

Группа Эрсана (Le groupe de presse Hersant) основана в 1950 г. Робе-ром Эрсаном. Первым его изданием был журнал для автолюбителей «Ото-журналь» В настоящее время группа Эрсана контролирует 20 процентов всей печатной газетно-журнальной продукции Франции, финансирует ряд изданий Бельгии. Р. Эрсан является владельцем шести издательских ком­паний (самая крупная из них — концерн «Сокпресс»), выпускающих в столице и в провинции 18 ежедневных газет, 9 общеполитических ежене­дельников, 10 специализированных журналов. Роберу Эрсану принадле­жат влиятельные буржуазные ежедневные газеты «Фигаро», «Франс-суар» (France-Soir —Франция вечером»), «Паризьен либере» (Le Parisien Libere — «Освобожденный парижанин») — в Париже, «Дофине либере (Le Dauphine Libere — «Освобожденная Дофине») — в Гренобле, «Пари-Норманди» — в Руане, «Сюд-Уэст» (Sud-Ouest — «Юго-Запад» — в Бордо и др. На пред­приятиях Эрсана работает свыше 10 тыс. человек. Однако группа с начала 90-х годов переживает экономические трудности. Уже в 1994 г. ее долги составляли 4 млрд. франков, а доходы от рекламы в 1990-1993 гг. снизи­лись с 4 млрд. до 2,6 млрд. франков [57]. Эрсан вынужден поэтому про­дать большинство изданий, принадлежащих ему в Восточной Европе, зак­рыть некоторые газеты в Центральной Европе, объединить три газеты в одну во Франции. Впрочем трудности переживали не только издания, при­надлежащие Эрсану. В течение последних лет борется за сокращение де­фицита газета «Либерасьон». В 1994 г. были истрачены огромные деньги на преобразование издания (третье по счету!), но они не оправдались, и жестокий кризис привел к передаче контрольного пакета акций промыш­ленной группе «Шаржер».

Появление на французском рынке в конце 70-х годов XX в. немецкой группы Бертельсмана, а в начале 90-х годов английской ЕМАП резко изме­нило журнальный рынок Франции, где доминировала группа «Ашетт». К тому же в 1995 г. одна из крупнейших в мире групп в области телекоммуни­каций «Алъкателъ-Алъстом» приобрела 21% акций французской группы «Га-вас». Взамен «Гавас» получила филиал «Алькатель Женераль оксиданталь», который объединяет журнальную периодику («Экспресс», «Пуэн» и др.), издание книг, вклады в радиостанции (в частности, в «Ностальжи») и теле­станции («Евроньюс»). Таким образом, «Гавас» становится мощной группой журнальной периодики. А группа «Ашетт» вынуждена укреплять свои пози­ции за пределами Франции. В 1995 г. ее деятельность в США принесла ей 3 млрд. франков, в Испании — 630 млн., в Азии и Океании — 200 млн. [58]. В том же году «Ашетт» приобрела у Мэрдока журнал «Мирабелла» и заключила соглашение с «Комсомольской правдой» об издании в Москве и Санкт-Петербурге русского варианта женского журнала «Эль» (это его 27-е издание за рубежом) [59].

Канада. Группа Томсона (The Thomson Group) — крупнейший трансна­циональный газетно-журналъный концерн. Штаб-квартира в г. Торонто, ос­нован в конце 20-х годов канадским магнатом-миллионером лордом Роем Том-соном (умер в 1976 г.). Дело Томсона продолжил его сын — лорд Кеннет Рой Томсон. Объединяет издательские и радиотелевизионные компании, действу­ющие а Канаде, США, Великобритании, ряде стран Азии и Африки. Группе Томсона принадлежат также нефтяные и газовые предприятия, транспорт- ные, торговые, страховые, финансовые, туристские компании, предприятия сферы обслуживания. Но самые большие прибыли концерн получает от средств массовой информации. Издательства Томсона выпускают около 200 газет и более 100 журналов, в том числе в США и Великобритании.

В Торонто находится газетно-издательский трест «Саутэм инкорпорей-дет» (Southern Incorporated), созданный в 1927 г. и объединяющий существу­ющие с XIX века издательские компании семейства Саутэм. Издает 11 ежед­невных газет, в том числе «Газетт», «Калгари геральд» («Вестник Калгари»), «Провинс» («Провинция»), «Ситизен» («Гражданин»), еженедельник «Фай-нэншл тайме оф Канада» («Финансовое время Канады»), 39 коммерческих изданий, 24 справочника, контролирует 27, 6 процента тиража ежедневных канадских газет. Владеет 10 типографиями, 53 выставками, имеет значитель­ные вклады в предприятиях связи, располагающих большим количеством ра­диотелевизионных станций и систем кабельного телевидения в Канаде и за границей. Имеет ряд филиалов и дочерних компаний, в частности, «Пасифик пресс», а также свою пресс-службу Саутэм ньюс.

Канадская компания «Холлингер инкорпорейтед» в 1996 г., которой принадлежат такие крупные газеты, как «Чикаго сан- тайме» в США, а в Лондоне — «Дейли телеграф», путем закупки газет у одних, продаже своих другим вышла в лидеры мировой прессы —137 ежедневных газет и 397 не­ежедневных в разных странах мира. Это больше, чем у Р. Мэрдока [60].

Выводы

Будучи важнейшим социальным институтом общества, журналистика активно проявляет себя в подавляющем большинстве государств мира. Особенно это было заметно во время революций в США и Франции, освободительной борьбы народов Азии и Африки, в период становления государственности в развивающихся странах.

Если первые периодические издания были универсальными и информационны­ми сначала в виде еженедельника, затем ежедневной газеты, журнала, то вскоре пресса разделилась на серьезную и развлекательную, качественную и массовую, возникли таб­лоиды, бульварная периодика. В то же время велся поиск методов более активного вмешательства в общественную жизнь, который приводил к возникновению различных движений в прессе (макрекерство, новый журнализм, концептуальная журналистика).

Ко времени появления радиовещания и телевидения, газеты уже рассматри­вались многими издателями как коммерческие предприятия, призванными прино­сить доход от продажи тиража и главным образом от публикации рекламы. Эфирная пресса — новый мощный отряд журналистики стимулировал дальнейшую концент­рацию средств массовой информации, разделение их на государственные, обще­ственные и частные, покупку влиятельных СМИ компаниями и концернами. В пос­ледние десятилетия покупка эта уже на связана государственными границами; воз­никли транснациональные корпорации.

Сегодня определяется облик мировой журналистики XXI века. Два фактора могут повлиять на него весьма существенно: массовая культура и новые информаци­онные технологии (Интернет, интерактивные и цифровые медиа). При этом журна­листика каждой страны останется самобытной с учетом традиций и менталитета того народа, который она обслуживает. Контрольные вопросы и задания:

1. Проанализируйте на примере отдельных стран или континентов эволюцию журналистики.

2. Приведите примеры качественной и массовой зарубежной прессы.

3. Когда и где появились первые таблоиды?

4. Кого называют отцом «желтой» прессы?

5. Каковы перемены в журналистике бывших социалистических стран (при­мер Польши, Монголии и т. д.)?

6. Когда появились первые радиостанции и телестудии?

7. Каковы исторические этапы журналистики США?

8. Когда в США возникла пенсовая пресса?

9. Что такое «макрекерство»?

10. В чем особенности «нового журнализма»?

11. Что такое «концептуальная журналистика»?

12. Сделайте краткий обзор развития журналистики Африки (Азии),

13. Каковы перемены в журналистике Южно-Африканской республики?

14. В чем вы видите феномен Беннета, Пулитцера, Херста, Мэрдока?

15. Назовите крупнейшие транснациональные монополии, владеющие сред­ствами массовой информации.

16. Какова роль инфраструктуры зарубежной журналистики в процессе меж­дународного обмена информацией?

17. Как влияет на журналистику массовая культура?

18. Какие проблемы необходимо решить на пути к глобальному информаци­онному пространству?

19. Научно-техническая революция и новая технология СМИ, рынок и конку­ренция. Как это влияет на стабильность газет и журналов, радиовещания и телевиде­ния? Какой вам видится журналистика XXI века?

Примечания:

1. Le Monde. 1996. 22 mai.

2. Times. 1997. 2 Jan.

3. Средства массовой информации Великобритании, Франции, Италии, Польши, ЮАР в 1995 году / Засурский Я. Н., Беглов С. И., Шарончикова Л. В., Качалина Е. К., Урина Н. В., Евсеева Л. П., Нечаева И. Ю. // Вестник Моск. ун­та. Сер. X. Журналистика. — 1996. № 4. — С. 48-49.

4. Засурский Я. Н. Основные тенденции развития зарубежной журналистики // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1996. № 4. — С. 47.

5. Журналистика западноевропейских стран: Учеб. пособ. / Отв. ред. проф. В. С. Соколов. — Л., 1990. — С. 39.

6. Зарубежная печать: Краткий справочник. Газеты. Журналы. Информаци­онные агентства / Редкол.: С. А. Лосев и др. — М., 1986. С. 125-133.

7. La Monde. 1995. 8-9 janv.

8. Media Perspektiven. — 1994. — № 4. — S. 207.

1. 9. Schuetz Walter J. Deutsche Tagespresse 1993 // Media Perspektiven. — 1994. № 4. — S. 169.

9. Котенок Р. Я. Телевидение ФРГ в конце 90-х годов // Вестник Моск. ун­та. Сер. X. Журналистика. — 1998. № 4. — С. 49.

10. Der Spiegel. 1998. № 7. S. 172. 12. Журналистика западноевропейских стран. — С. 55.

14. Урина Н. В., Вороненкова Г. Ф. Средства массовой информации Италии, ФРГ в 1994 году // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1995. № 5. С. 38.

15. Пашков Г. Н., Огородникова О. В., Ткачева Н. В. Средства массовой ин­формации Испании, Финляндии, Монголии в 1998 году // Вестник Моск. ун-та. Се-р. X. Журналистика. — 1999. № 4. — С. 53-54.

16. La Vanduardia. — 1999. 11 de enero. — P. 26.

17. Журналистика западноевропейских стран. — С. 86 — 92.

18. Средства массовой информации Великобритании, Франции, Италии, Польши, ЮАР в 1995 году. — С. 87.

19. Журналистика социалистических стран (1975-1980-е годы: Учеб. пособ./ Отв. ред. В. С. Соколов, Ю. Н. Солонин. — Л., 1989 г. — С. 57 — 62.

18. Katalog mediow polskich. — Krakow, 1995,

19. Emery M., Emery E. The press and America: An interpretative history of the mass media. — New Jersey, 1988. — P. 23.

20. Wood J. P. Magazines in the United States of America: Their social and economic influence. — New York. — 1949. — P. 10.

21. Соколов В, С., Михайлов С. А. Периодическая печать Соединенных Шта­тов Америки: Учеб. пособ. — СПб., 1998. — С. 40-42.

22. Schudson M. Discovering the news: A social history of American newspapers. — New York, 1978. — P. 119, 114.

23. Болотова Л. Д. Американские массовые журналы конца XIX — начала XX в. и движение «разгребателей грязи» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. X. Журналис­тика. — 1970. № 1. — С. 70-83.

24. Кугель В. Р. Очерки издательского и полиграфического дела. — М.: Л., 1931. — С. 229.

25. Стирлинг К. Краткий очерк электронных СМИ в Америке. Рестон (Вирд­жиния). — 1992. —С. 1-2.

26. Emery M., Emery E. The press and America: An interpretive history of the mass media. — P. 402.

27. Соколов В. С, Михайлов С. А. Периодическая печать Соединенных шта­тов Америки. — С. 81-82.

28. Там же. С. 85.

2. - 28. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. — М., 1991. — С.85 — 86.

29. Соколов В. С. Американский «новый журнализм» — концепция социаль­ной мифологии // Демократический журналист. — 1977. № 4-6.

30. Теплиц Е. Кино и телевидение в США. — М., 1966.

31. Вачнадзе Г. Н. Всемирное телевидение. — Тбилиси. 1989. — С. 530-531.

32. Ibid. 1996. 3 June. — P. 15.

33. Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1996. № 6. — С. 20-30.

34. Editor and Publisher. — 1997. 4 Jan. (Сведения получены по сети Интернет без указания страниц).

35. CJR.1996. Jan./ Febr.; Журналист. 1997. № 1; // Вестник Моск. ун-та. Сер-. X. Журналистика. — 1997. № 4. — С. 40.

36. Зарубежная печать: Краткий справочник. — С. 246-254, 171-181, 194-201.

37. Пашков Г. Н., Огородникова О. В., Ткачева Н. В. Средства массовой ин­формации Испании, Финляндии, Монголии в 1998 году // Вестник Моск. ун-та. Се-р. X. Журналистика. — 1999. № 4. — С. 69.

38. http://www.un-mongolia.mn. 39. Пульс планеты. — 1998. 10 апр. — С. 8.

39. http:// gopher, nsrc. org

40. История зарубежной журналистики (Программа курса и методические указания) / Сост. В. С. Соколов. — СПб., 1993. — С. 24.

41. Зарубежная печать. Краткий справочник. — С. 257-260, 441-442.

42. South African Constitution. Pretoria, 1995.

43. Нечаева И. Ю. Законодательство ЮАР в области СМИ // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1999. № 4. — С. 82.

44. Independent Newspapers. 1998. March.

45. Ibid. 1996. 20 Apr. 17, 26.

46. Ландрам Джим Н. Четырнадцать гениев, которые ломали правила. — Рос­тов-на-Дону, 1997. — С. 486-513.

47. Observer. 1996. 20 Okt. P. 25.

48. New Zealand Official Yearbook. 95. P. 273.

49. Любимов Б. И. Коммерциализация телевидения и радиовещания Новой Зеландии в 90-е годы // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1997, № 4. — С. 81.

50. Зарубежная печать: Краткий справочник. — С. 427-439.

51. Вестник Моск. ун-та. Сер. X. — 1996. № 5. — С. 23

52. Ibid. 1996. 20 Juiy. P. 7.

53. Средства массовой информации США, Великобритании, ФРГ, Италии в 1996 году / Я. Н. Засурский, Г. А. Голованов, С. И. Беглов, Г. Ф. Вороненкова, Н. В. Урина // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1997. № 4. С. 29.

54. Le Monde. 1995. 1995. 29 sept.

55. Le Monde. 1995. 21 avr. 58. Ibid. 1996. 27 Apr. P. 32.

Приложение

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.